Пресловутая «бездуховность» так называемого «Запада» - орудие еще советской пропаганды, не утратившее своей эффективности и сегодня. А в чем же, собственно, эта бездуховность выражается? Уважаемый
3_14pi формулирует это так: отсутствие идей, ценность которых выше физической жизни человека. Гегель
утверждал, что это и есть психологическая характеристика раба, его отличие от господина (во всяком случае, так его прочли Александр Кожев и Фрэнсис Фукуяма).
Вспомним, однако, что коммунизм, противопоставлявшийся советской властью западной «бездуховности», пришел в Россию как раз с Запада. А еще был нацизм, охвативший в прошлом веке чуть ли не пол-Европы и унесший миллионы жизней. А до него были свобода-равенство-братство Великой французской революции, из-за которых тоже немало голов слетело с плеч. На этом фоне нынешнее недоверие «Запада» к идеям - если таковое действительно имеет место быть - выглядит как разумный вывод из накопленного опыта, разве нет?
Надо полагать, одержимость европейского 20-го века политическими идеологиями - результат «смерти Бога» в предыдущем столетии: оставшийся от религии вакуум должен был быть чем-то заполнен. Тимо Вихавайнен
называет это «сакрализацией политики»; очень удачный термин, по-моему. Но если человечеству действительно свойственна некая тяга к надличному, трансцендентному, то почему она всякий раз оборачивается резней?
Click to view
А вот как все начиналось: трейлер фильма «Le jeune Karl Marx / Молодой Карл Маркс» (2017), режиссер - Рауль Пек, в главной роли - Август Диль, сыгравший Воланда в недавней экранизации булгаковского романа