Из страны оджибуэев, из страны дакотов диких

May 05, 2021 09:00



Самой древней религией Дюркгейм считает тотемизм, лучше всего сохранившийся у австралийских аборигенов (хотя само слово «тотем» позаимствовано из языка оджибве). Тотемизм неразрывно связан с клановой структурой общества. Примечательно, что членов клана связывает не кровное родство, а общее название, налагающее на них те же обязательства по ( Read more... )

религия, душа

Leave a comment

Comments 103

lj_frank_bot May 5 2021, 14:01:33 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Животные, Общество, Религия, Эзотерика.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru May 5 2021, 22:04:50 UTC
Годится!

Reply

lj_frank_bot May 5 2021, 22:06:02 UTC
Супер

Reply


hyperboreus May 5 2021, 14:32:18 UTC
Кстати, когда я читал эту книгу Дюркгейма, не покидало ощущение, что вся эта австралийская тотемическая система - малопонятный осколок, выродившийся след чего-то более древнего и целостного. Поэтому и странные тотемы (шум дождя, плевок и проч.), поэтому и механическое объединение членов клана из разных племен. Культурные системы ведь не только прогрессируют, но и вырождаются.

Reply

egovoru May 5 2021, 22:12:00 UTC
Насколько я знаю, крайне примитивная технология тасманийцев действительно считается результатом утраты, а не ранним этапом эволюции. Но при этом имеется в виду сугубо материальная культура, а не религиозные верования, и касается только жителей Тасмании, а не самого континента. А что думают по поводу религии материковых австралийских аборигенов современные исследователи, я не знаю - может, среди комментаторов попадется кто знающий? Из популярных книг у меня сложилось впечатление, что Дюркгейм и до сих пор пользуется значительным авторитетом.

Reply

hyperboreus May 6 2021, 08:37:47 UTC
Но при этом имеется в виду сугубо материальная культура//

Ну это же потому, что материальную культуру как-то можно проследить, а религиозные верования в бесписьменном обществе - как? Приходится только делать предположения, как, например, Эверетт о народе пираха, который, по его мнению, деградировал, когда несколько веков назад изолировался в Амазонке.

Reply

egovoru May 6 2021, 11:10:51 UTC
Да, от верований не остается черепков, так что все наши рассуждения на эту тему - сугубые домыслы. Тем не менее, люди работают и, возможно, какие-то гипотезы кажутся им более обоснованными, чем другие.

А то, что изоляция обычно приводит к деградации, вроде бы хорошо документировано. Джозеф Хенрич приводит в качестве примера еще каких-то "полярных инуитов ( ... )

Reply


maoist May 5 2021, 18:31:49 UTC
Теории эфира ...

Reply

egovoru May 5 2021, 22:21:06 UTC
А что же, сегодня представления Дюркгейма уже отвергнуты? Тотемизм больше не считают самой примитивной формой религии? А если нет, то какую же форму считают?

Reply

maoist May 5 2021, 22:46:33 UTC

Так его и не считали "самой примитивной формой". Тайлор, например, полагал самой примитивной формой анимизм.

Тут ключевой вопрос: а существовала ли вообще "самая примитивная форма религии"? Или этих форм могло быть много - и условный "анимизм" и условный "тотемизм" и т.д.

Альтернативный вопрос: если она существовала, то насколько корректно ее реконструировать на основе верований современных охотников и собирателей, которые прошли несколько десятков тысячелетий развития?

Reply

egovoru May 5 2021, 23:01:56 UTC
Как Вы, наверное, и сами помните, в начале своей книги Дюркгейм подробно разбирает идею Тайлора об анимизме и отвергает ее, а вернее, утверждение о том, что идея души появилась на основании опыта сновидений. Мне эта критика показалась достаточно убедительной, а Вам ( ... )

Reply


jackclubs2 May 5 2021, 18:35:13 UTC
А я рассказывал тут анекдот про тотемных предков, как просветитель рассказывал канадским индейцам теорию Дарвина, а потом спросил, что они поняли.

- Предок твоего племени - заморский зверь, называемый "обезъяна". Да будет здоров он и счастлив. Должны тебе сказать, что наш предок - ворон. А предок соседнего племени - волк.

Reply

egovoru May 5 2021, 22:23:39 UTC
Да, я тоже подумала, читая Дюркгейма, что, если бы тотемизм продержался до 19-го века, идеи Дарвина не вызвали бы такого отторжения :)

Reply

jackclubs2 May 6 2021, 08:05:20 UTC
Ну там были недолгие (лет 20 конвульсии) - поскольку кому-то казалось, что было противоречие с Библией. При этом кардинал Ньюмен почти сразу ( в 1868г.) разъяснил, что эволюция и была методом создания человеческого тела, и католики в общем успокоились. Довольно долго, однако (до 50х годов), Рим не выступал с официальным заявлением, потому что, я предполагаю, не хотел ссориться с американскими протестантами, многие из которых почему-то стали отрицать теорию эволюции. В 50х Рим признал, что выбор конкретных событий биологической эволюции, на первых взгляд, видимых случайными, осуществлялся с целью создания человеческого тела и нервной системы, могущей быть носителем сознания, и вопрос, в общем для большей части мира снят.

Reply

egovoru May 6 2021, 10:51:33 UTC
"вопрос, в общем для большей части мира снят"

Мне тоже так казалось - до тех пор, как я завела ЖЖ :)

Reply


Leave a comment

Up