О вера, ты стоишь у двери гробовой

Feb 22, 2021 09:00



Кажется, я поняла, откуда берется распространенное заблуждение, что наука - это род веры, по крайней мере у русскоязычного сообщества. Все дело в том, что наше слово «вера» имеет два разных значения, в английском языке выражаемых словами faith и belief. Faith - это безусловная вера с глубокими эмоциональными, неосознанными корнями: «верую, ибо ( Read more... )

ecce homo

Leave a comment

Comments 395

lj_frank_bot February 22 2021, 15:01:06 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Наука.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru February 22 2021, 22:18:52 UTC
Годится!

Reply

lj_frank_bot February 22 2021, 22:23:28 UTC
Классно

Reply


hyperboreus February 22 2021, 15:09:44 UTC
Да, но часто и belief значит безусловную веру.
Например,
No iron chain, or outward force of any kind, could ever compel the soul of man to believe or to disbelieve: it is his own indefeasible light, that judgment of his; he will reign and believe there by the grace of God alone!
Thomas Carlyle

Reply

egovoru February 22 2021, 22:22:34 UTC
Согласна, области значений этих слов разделены не полностью, но все-таки они и не полные синонимы. А это уже лучше, чем в русском языке, когда мы говорим: "Я верю, что ты меня не обманешь" и "я верю в Бога", используя одно и то же слово.

Reply

v1adis1av February 26 2021, 09:30:49 UTC
Во втором случае в русском языке можно использовать слово "верую", которое в первом случае неприменимо (хотя "верить" можно и там и там). А вообще, для передачи оттенков смысла в линейке "знание по степени обоснованности" в русском есть достаточно широкий спектр глаголов - знать, считать, думать, быть убеждённым, полагать, предполагать, чувствовать, верить, веровать. Поэтому странно бывает читать "я верю, что баррель нефти сейчас стоит 68 долларов" вместо "я считаю, что..." в переводе английской фразы "I believe a barrel of oil is at $68 now".

Reply

egovoru February 26 2021, 12:13:40 UTC
"Во втором случае в русском языке можно использовать слово "верую", которое в первом случае неприменимо"

Да, другой комментатор выше тоже уже напомнил об этом. Действительно, вряд ли кто-то скажет, например, "Я верую в результаты этого исследования" :)

"для передачи оттенков смысла в линейке "знание по степени обоснованности" в русском есть достаточно широкий спектр глаголов "

Это так, но здесь ведь не только количественная разница в степени уверенности, но и качественная разница в том, каким способом получены сведения. Почему я верю тому, что авторы пишут в научной статье? Потому что, если у меня возникнут сомнения, я сама могу повторить их эксперимент и проверить, получатся ли у меня те же результаты. Когда же люди верят тому, что написано в Евангелиях, у них, очевидно, нет такой возможности проверки - но они все равно верят. Вопрос, почему?

Reply


poiupredatel February 22 2021, 15:15:40 UTC
Неа. На самом деле у атеистов очень часто встречается именно "безусловная вера с глубокими эмоциональными, неосознанными корнями" (верую ибо абсурдно тут кстати совершенно не в тему, это именно что осознаваемый аргумент). Так же и у многих верующих встречается осознанная вера с вполне рациональными (порой основанными на прямом опыте) корнями. Что опять же большинство атеистов принять не готовы.

Reply

antonkachinskiy February 22 2021, 16:29:05 UTC
В том и проблема...
"безусловная вера с глубокими эмоциональными, неосознанными корнями" в науку , или в то что они понимают под наукой встречается не реже чем вера в барабашку ...
И да - атеисты верят эмоционально и безусловно что бога нет. И как верные адепты любой веры считают что ее принятие - само по себе благо....

Reply

egovoru February 22 2021, 22:44:18 UTC
"атеисты верят эмоционально и безусловно что бога нет"

Если так, то эти люди просто не понимают, что доказать отсутствие Бога так же невозможно, как доказать его наличие. Мне, правда, такие не попадались.

Reply

radix50 February 23 2021, 05:08:03 UTC
Бремя доказательства лежит на утверждающем, атеист не должен ничего доказывать, у него тупо нет данных, фантазии верующего вы предлагаете опровергать ?
Доказательство Отсутсвие бога Зевса вас интересует ?

Reply


tijd February 22 2021, 15:29:34 UTC
В глаголах есть разница между верить и веровать, а с существительными не повезло.

Из рассказа Шукшина:

Поп легко одной рукой поднял за шкирку Максима, поставил рядом с собой ( ... )

Reply

egovoru February 22 2021, 22:33:45 UTC
Да, между глаголами вроде бы действительно есть разница в значениях. Интересно, откуда эти две формы взялись этимологически? Может, "веровать" - это старославянская форма?

Reply


skogar February 22 2021, 15:38:41 UTC
-- заблуждение, что наука - это род веры

По-моему, наука сама по себе в принципе не может быть верой. Можно говорить о вере в какое-то свойство науки, например в то, будто она является единственным средством познания; меня научили называть такую веру сциентизмом. Но это уже не наука, а какая-нибудь метафизика.

Reply

egovoru February 22 2021, 22:34:55 UTC
Мне так и не удалось понять, что конкретно имеют в виду люди, которые настаивают, что наука - это род веры. Веры во что именно?

Reply

skogar February 23 2021, 02:05:19 UTC
Это у них надо спрашивать. Пожалуй, я с таким не сталкивался. Со сциентизмом - сколько угодно; это вера в то, будто наука является единственным средством познания.

Reply

egovoru February 23 2021, 02:21:16 UTC
Разговоры о средствах познания я нахожу беспредметными до тех пор, пока мы не условимся, что понимать под "познанием". А то, знаете ли, "Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра" (Суд 19:25).


Reply


Leave a comment

Up