О вера, ты стоишь у двери гробовой

Feb 22, 2021 09:00



Кажется, я поняла, откуда берется распространенное заблуждение, что наука - это род веры, по крайней мере у русскоязычного сообщества. Все дело в том, что наше слово «вера» имеет два разных значения, в английском языке выражаемых словами faith и belief. Faith - это безусловная вера с глубокими эмоциональными, неосознанными корнями: «верую, ибо ( Read more... )

ecce homo

Leave a comment

skogar February 22 2021, 15:38:41 UTC
-- заблуждение, что наука - это род веры

По-моему, наука сама по себе в принципе не может быть верой. Можно говорить о вере в какое-то свойство науки, например в то, будто она является единственным средством познания; меня научили называть такую веру сциентизмом. Но это уже не наука, а какая-нибудь метафизика.

Reply

egovoru February 22 2021, 22:34:55 UTC
Мне так и не удалось понять, что конкретно имеют в виду люди, которые настаивают, что наука - это род веры. Веры во что именно?

Reply

skogar February 23 2021, 02:05:19 UTC
Это у них надо спрашивать. Пожалуй, я с таким не сталкивался. Со сциентизмом - сколько угодно; это вера в то, будто наука является единственным средством познания.

Reply

egovoru February 23 2021, 02:21:16 UTC
Разговоры о средствах познания я нахожу беспредметными до тех пор, пока мы не условимся, что понимать под "познанием". А то, знаете ли, "Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра" (Суд 19:25).


Reply

skogar February 23 2021, 02:23:48 UTC
Я не о таком познании :)
А в чём проблема? Познание - получение знаний об окружающем мире, вроде область достаточно понятно обозначена.

Reply

egovoru February 23 2021, 02:28:52 UTC
Но разве познание этим исчерпывается? Куда отнести, например, психологию - она ведь вроде бы не изучает окружающий мир?

Reply

skogar February 23 2021, 02:33:18 UTC
Можно разбираться с тем, где границы познания, но это уже довольно тонкий вопрос. Вроде в грубом приближении сказанное мной достаточно, чтобы обозначить, что такое сциентизм. А про его конкретные изводы надо выяснять у адептов, в чём именно состоит их вера.

Reply

egovoru February 23 2021, 02:36:33 UTC
Мне "сциентизм" кажется чисто ругательным термином, который употребляют только те, кто толком не понимает, что такое наука :)

Reply

skogar February 23 2021, 02:41:32 UTC
Нет, наука - это наука, а сциентизм - вера в исключительную роль науки. Сам сциентизм уже за пределами науки, это метафизика.
Да, вроде есть какой-то элемент ругательности; ну и пусть :)

Reply

egovoru February 23 2021, 02:44:26 UTC
В любом случае меня занимает не это, а то, что некоторые люди считают науку верой.

Reply

skogar February 23 2021, 02:50:29 UTC
Я уже сказал, что их и надо спрашивать; если только такие существуют, я не встречался. Всё же думаю, что это и есть о сциентизме, только со смешением понятий.

Подумав, сообразил, что сталкивался - в ЖЖ. Человек почему-то считает, будто наука опирается на атеистический метафизический фундамент (по крайней мере я так толкую его позицию.) Так что время от времени он поругивает науку, хотя мишень у него - сциентизм.

Reply

egovoru February 23 2021, 11:54:04 UTC
"наука опирается на атеистический метафизический фундамент"

Мне, как и Вам, так не кажется. Принцип экспериментальной проверки гипотез, представляющий собой методологию науки, не имеет никакого отношения к атеизму.

Reply

skogar February 23 2021, 11:56:39 UTC
Да, здесь довольно очевидная смысловая подмена. А атеистическая наука должна остаться в прошлом.

Reply

egovoru February 23 2021, 13:03:22 UTC
Ме кажется, наука вообще не бывает ни теистической, ни атеистической. Она в принципе о другом.

Reply

z_kir February 23 2021, 14:15:26 UTC
Очень даже бывает. Последний ролик Дробышевского на ютубе, "Наука против Креационизма" - как раз пример "атеистической науки".

Reply

a_konst February 23 2021, 14:38:32 UTC
С креационизмом вопрос сложный, потому что большинство креационистов считают, (говорят, пишут), что нет никакого "единого на всех креационизма", а есть много разных концепций, объединяемых этим словом.
это с одной стороны.
А с другой, у них у всех есть общее - а) они высказывают суждения о вопросах, безусловно находящихся в области изучения науки, и б) их суждения противоречат, условно говоря, "научному мейнстриму".
Это не все определяющие признаки креационизмов любого рода, но именно из-за них ученые вынуждены резко об этом высказываться.
Многие креацинисты активно подкрелпяют свои суждения религиозными аргументами - чем вынуждают ученых высказываться и о религии.

Reply


Leave a comment

Up