Старой Венгрии звезды пастушьи

Sep 20, 2017 11:00



Венгрия была моей первой «заграницей», и поначалу от переизбытка впечатлений меня клонило в сон уже в пять часов вечера. Рвением по комсомольской части я не отличалась, и шанс такой поездки появился у меня только в перестройку. В сегедском Биоцентре до сих пор работают международные «курсы повышения квалификации».

И ягнята, и лилии льда )

цивилизация, genius loci, благодарность

Leave a comment

Comments 46

mary_spiri September 20 2017, 16:59:15 UTC
Здорово, обожаю Венгрию. Меня туда посылали в детстве на лето к дедушке отъедаться и подлечиваться. Каждую зиму с 4-х до 8 лет - пневмония на месяц, я с трудом вылезала на антибиотиках. Аппетита не было, я вообще была капризна в еде, несмотря на советский дефицит (или благодаря ему - продукты были невкусные). А в Венгрии моя бабушка, мачеха отца родом из деревни под Челябинском, ставила утром мне около кровати на столик большую миску клубники с шоколадом и сахарной пудрой, так, размяться перед завтраком. Дед, тот самый, от которого моя фамилия, как старый венгерский коммунист, жил в большой квартире в центре Будапешта (конкретно, в Пеште, на Байза-уца). По моим воспоминаниям, он в основном ухаживал за цветами на балконе, и меня привлекал на помощь. А бабушка, которая не знала иностранных языков (в отличие от деда-полиглота, который свободно разговаривал на венгерском, немецком, английском, итальянском и русском), водила меня с собой на чудесный рынок, где всегда покупала живую курочку. Дальше я с курочкой играла, а потом меня ( ... )

Reply

egovoru September 20 2017, 22:53:55 UTC
"жил в большой квартире в центре Будапешта"

Очень завидую! Сегедский биоцентр арендовал в Будапеште комнатку в старинной квартире, чтобы сотрудники, летящие куда-то на конференцию, могли там перекантоваться перед аэропортом, и я один раз там тоже останавливалась. Квартира та - и ее хозяйка! - мне страшно понравились, т.к. обе были из ампирных времен :) Будапешт и вообще очень красивый город, я там много раз бывала, когда жила в Сегеде: одно здание парламента чего стоит.

Сегед же существенно меньше и провинциальнее, но зато южнее и зеленее, чем Будапешт. А ты, когда в детстве жила в Будапеште, выбиралась ли в какие-нибудь другие города?

Reply

mary_spiri September 20 2017, 23:15:27 UTC
Один раз мы все ездили на Балатон, с отцом и дедушкой, на машине дяди Сережи. Помню очень теплую воду озера, поля, заросшие маками и васильками, вкусный обед в ресторане, и больше ничего, мне было лет 7 или 8. А так был в основном Будапешт. У родителей с деньгами было не ахти, они и так едва наскребали на билеты, и дед похоже помогал. В Будапеште было где жить, надо было туда только добраться, а дальше расходы заканчивались, а на гостиницы денег уже не было. Родственников у деда в живых никого не осталось, да и вообще он был не из Будапешта, родился в Нови Сад, вырос в Вене, родители и сестры сгинули в войнах. Венгром он был только по отцу, мать была немка. Дома родными были два языка. На итальянском он заговорил, пожив в Италии полгода, на английском - по переезде в Америку. Русский дался труднее всего, когда дед Артур переехал в Россию, то ни с кем общаться по началу не мог. Мама отца была из традиционной еврейской семьи, где говорили на идиш, поэтому у них с дедом оказался общий язык, через пень-колоду они друг друга понимали, хотя ( ... )

Reply

egovoru September 20 2017, 23:23:56 UTC
Видимо, он был из тех, кто может учить языки просто "на слух", как дети - а вот мне этого совершенно не дано, нужно обязательно видеть, как это написано :(

Венгерский я, надо сказать, даже не пыталась учить, потому что тогда я и по-английски-то еле-еле говорила, так что учить приходилось в первую очередь его. В Биоцентре все прилично знали английский, а в городе я бывала в основном в компании, где присутствовали и венгры или, во всяком случае, знающие язык.

А вот на Балатоне я как раз никогда не бывала. Кажется, кроме Сегеда и Будапешта, я была только еще в Пече - ездила туда с экскурсией, но, может быть, еще что-то просто забылось за давностию лет.

Reply


jenya444 September 20 2017, 17:06:30 UTC
То есть биоцентр на другой стороне реки? Моя летняя конференция проходила прямо напротив собора. И я гулял вдоль реки до гостиницы и назад, замечательное место. Хотя и там тоже появляется опасность погибнуть под колёсами велосипеда.

Reply

egovoru September 20 2017, 22:42:06 UTC
Да, Биоцентр там совершенно отдельно от университета, на другой стороне реки (они и административно не связаны). Если перейти ее по центральному мосту, то потом через какое-то время будет очень красивый парк с платановой аллеей, и потом сразу Биоцентр: на карте внизу он показан.


... )

Reply

jenya444 September 20 2017, 22:45:43 UTC
Я был в июне. Пешком народ тоже ходит (я до рынка пешком дотопал за вишней), но и велосипедистов уже много. Как раз вдоль реки едут.

Reply

egovoru September 20 2017, 23:05:59 UTC
Да, в июне - это чуть рановато, персиков, кажется, еще нет. А вот в сентябре появляется сразу много интересного: мушмула, какой-то особый, очень крупный (видимо, культурный?) боярышник и печеная тыква. Все это продают в киосках, как у нас мороженое (тыкву - кусками, пригодными для непосредственного поедания :)

А вот этот дом Вы видели (фото, увы, не мое, а отсюда)? Очень приятный образец модерна.


... )

Reply


tijd September 20 2017, 18:12:37 UTC
В Венгрии энтузиазм по поводу свободы сменился разочарованием. Оказалось, недостаточно свалить коммунистов, чтобы зажить как в соседней Австрии.

Эти настроения привели к приходу Орбана и скатыванию страны в авторитаризм.


... )

Reply

egovoru September 20 2017, 22:57:32 UTC
Я, увы, последний раз была в Венгрии в 2000-м году, так что не представляю себе, что там творится сейчас, а Ваш график действительно настораживает :( Вы бывали там когда-нибудь?

Reply

tijd September 20 2017, 23:46:17 UTC
Я там был в 2009-ом. В том числе посетил научный институт, в котором когда-то работало полторы тысячи человек. Они изготовляли оборудование, поставляли его в СССР и за счет этого могли себе позволить большой штат и широкомасштабные исследования. Когда я его посетил, там оставалось 70 человек, пребываюших в мрачном настроении (несмотря на европейские гранты и международное сотрудничество). Былой славе была посвящена экспозиция в институтском музее.

Reply

egovoru September 20 2017, 23:53:51 UTC
Да, СССР, конечно, был бездонным рынком сбыта для всего Варшавского договора, а лишившись его, эти страны должны конкурировать с продукцией ЕС, что не так-то легко :(

Мне хочется надеяться, что Венгрия все же найдет какой-то способ цивилизованного выживания, мне кажется, у этой страны есть потенциал.

Когда я там была, это была де факто еще вполне советская система, другое дело, что она все же не была до такой степени советской, как в СССР, и это чувствовалось даже на обывательском уровне.

Reply


steblya_kam September 21 2017, 05:59:44 UTC
Ага, каждый второй мадьяр - Аттила. Своего первого Аттилу я встретила на конференции в Дании, где он меня напоил на банкете. Так и рассказывала потом всем: "а ещё меня напоил Аттила".

Reply

egovoru September 21 2017, 11:59:13 UTC
А между тем, сами венгры к гуннам ведь не имеют никакого отношения?

Reply

steblya_kam September 22 2017, 08:58:53 UTC
Не имеют. Но у них такой историографический миф - что они потомки гуннов. С венграми вообще интересно, у них практически не существует сравнительно-исторического языкознания как науки, оно у них в загоне, потому что оглашает неудобный факт принадлежности венгерского языка к финноугорским. Венгры же причисляют себя к тюркам. (В венгерском действительно есть кое-какой тюркский элемент). Они считают, что лингвистика против них в заговоре, с целью принизить благородных потомков гуннов, которые всем задавали перца :-)
По крайней мере исторически это было так. Сейчас как - не знаю, но у тех венгров, с которыми я общалась, действительно странные филологические пробелы в образовании.

Reply

egovoru September 22 2017, 12:38:54 UTC
"В венгерском действительно есть кое-какой тюркский элемент"

Заимствованные тюркские слова точно есть: например, "яблоко" по-венгерски - "алма", прямо как по-казахски.

А вот показалось ли Вам, что венгры чувствуют себя "сиротами" в Европе, как пишет ниже уважаемая anna_bpguide, которая живет, как я понимаю, в Будапеште? Мне такое в глаза не бросилось, но круг моего общения ограничивался коллегами по Биоцентру.

Reply


anna_bpguide September 21 2017, 09:26:54 UTC
Прекрасно!
Сегед у нас следующий на очереди для посещения. Пока не были. Венгрия очень своеобразная страна. Сейчас на ее фоне Европа начинает казаться мне если не монолитом, то довольно плотным соединением германского, средиземноморского и славянского миров. А посередине - Венгрия, ни на кого из этих трех не похожая.

Reply

egovoru September 21 2017, 12:30:36 UTC
Ну, ни на кого не похожа Венгрия только языком - тут уж, действительно :) А так мне не показалось, что она как-то выбивается из среднего европейского стандарта: ни обликом городов, ни внешним видом жителей, ни их привычками, ни представлениями.

Но, конечно, мой круг общения органичивался почти исключительно профессиональной сферой, а научные работники всех стран очень похожи ;) А вот у Вас, наверное, опыт более обширный? Что бы Вы могли выделить, как именно венгерские особенности, не обнаруживаемые у соседних стран?

А Сегед - симпатичный город, но он гораздо меньше Будапешта и расположен на совершенно плоской равнине, хотя он существенно южнее и очень зеленый.

Reply

anna_bpguide September 21 2017, 17:09:15 UTC
Выделить...

Я попробовала это сформулировать - получилась целая книга.
Но то, что очевидно, и то, о чем пишут венгры - одиночество. Они одни в Европе, без родни. И двойственность: не европейцы, пришли в Европу, чтобы европейцами стать, то именно потому всё время помнят - не совсем свои, не европейцы, но при этом - пришли, то есть выбор сделан, но... И далее по кругу.

Reply

egovoru September 21 2017, 23:47:41 UTC
"Но то, что очевидно, и то, о чем пишут венгры - одиночество"

Очень интересно! Надо сказать, я ничего подобного не заметила - но, как я уже отметила выше, мой круг общения был достаточно узок.

Признаться, мне кажется, что в наше время испытывать одиночество по этническому признаку как-то странно: все-таки важно не то, какие у нас гены, а то, по каким правилам мы готовы играть! К тому же эта мысль не так уж и нова: "Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос"? К тому же я не знаю, выявляется ли у нынешних венгров вообще какая-то "азиатская" ДНК?

"пришли в Европу, чтобы европейцами стать"

Ну, так ведь и все другие нынешние жители Европы когда-то туда пришли? Коренных европейцев ведь не бывает - мы же все африканцы?

Reply


Leave a comment

Up