Воскресные радости и развлечения

May 08, 2006 14:08

Жара. Народ, плевая на запрет Думы, валяеццо в купальниках в нецентральных парках и кое-кто обгорает от сего. Авантюристы пробуют купаться в море, однако в воде +9 долго не сидят. Вот и ваш Кощей Бессмертный (старое прозвище) изволил порадовать свои старые кости и направился потешить душу в ближайшее место радостных деццких воспоминаний. Ну конечно же, на Саласпилсский мемориал. И вот шо моя имеет таки сказать по выводам от посещения означенного места фашистических зверств.

Хуйня это, а не мемориал. Был такою в шестидесятых, такой и остался. Скульптурный парк, а не место памяти. Потому что скульптуры есть, а памяти неоткуда взяццо. Практически никакой информации. Ну что мешало поставить киоск с продажей брошюры, излагающей всё равно какую позицию для туристов, или хотя бы сторожа посадить, пусть торгует чем-то информативным - и заодно сникерсами и прочим? А то жалуюццо - денег меморьялу мало. Конечно, мало, если занимает огромную территорию размером с провинциальный космопорт, а использует из неё процента два, и то лишь на показуху. Честно говоря, одна будка (размером с аквариумную в рижском зоосаде) могла бы принести гораздо больше делу просвещения народа о второй мировой, чем эта пародия, воздвигнутая, чтобы замаскировать реальный масштаб убийств и отвлечь людей от мест похуже вроде Румбулы. Поэтому в мемориале изначально даже не проектировалась информация для посетителей, не считая нескольких рисунков и фотографий, плана лагеря да двух абзацев "подробного" рассказа о его функционировании. Сейчас фактически сохранено то же, только текст рассказа стал более "политкорректным".
По сути, этот мемориал - классика монстров типа "День Победы", с кастрацией людской памяти о войне. И построен он в то же время, когда этот показушный праздник "День Победы" в нынешнем его значении и появился, во время начала брежневщины.
Теперь об истории лагеря. Как извещает книга "История Латвии. ХХ век" (да-да, та самая), " В октябре 1941. года было начато строительство концентрационного лагеря в Саласпилсе. По распоряжению Ланге, здесь должны были разместиться вывезенные из рейха евреи. Лагерь официально назывался "Расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь". Строительные работы на площади 30,2 га были завершены в середине 1943-го. В каждом из построенных здесь 15 бараков для заключенных размещалось по 100-150 человек, так что одновременно в лагере находилось около 2000 человек. Это были политзаключенные разных категорий: участники движения сопротивления, евреи, дезертиры, прогульщики, цыгане и пр. Саласпилс функционировал как транзитный лагерь. Условия жизни здесь были чудовищными: холод, голод, физические наказания, угроза расстрела. Подчинялся лагерь командиру Полиции безопасности Латвии штандартенфюреру Р.Ланге. Первым комендантом лагеря был Зигфрид Никель, позже его сменил Курт Краузе. Охранял лагерь латышский отряд СД старшего лейтенанта Конрада Калейса."
Книга так и не называет количество убитых в Саласпилсе. Причина проста: а хрен знает. Цифры вариируются от двух тысяч до полутора миллионов (возможно, где-то есть и более экстремальные идеи). Официальная советская версия - более 100 тысяч, но не вполне понятно, как это можно было сделать даже чисто технически. Саласпилс не был, как Освенцим или другие крупные лагеря, подготовлен к возможности массовых казней - казни в самом лагере, как правило, были единичными акциями. Кроме того, люди в лагере жили долгое время, а количество мест, по этой версии, - 2 тысячи. Простой расчёт - если даже каждый там содержался лишь три месяца, после чего выводился в расход (а это далеко не так, тем более, что большинство заключённых Саласпилс покидали живыми и пересылались в другие лагеря), то за всё время существования лагеря в нём могли укокошить не больше 10 тысяч человек. Кроме того, ещё по сей день живы десятки бывших узников (видимо, не так уж страшно лагерь подорвал их здоровье), которые там собираются. Из заключённых Саласпилс формировались также части латышского легиона, хотя в их боевом духе можно и сильно усомниться... Основным же занятием заключённых были работы по добыче торфа, стройке объектов инфраструктуры, сельхозработы на местных хозяев (многих заключённых отдавали хозяевам на работу за определённую плату, объязуя тех содержать и более-менее контролировать их. Разумеется, бежать в таких условиях было нетрудно, но мало кто считал это необходимым.)
Однако, разные источники называют разное число бараков. В советской энциклопедии уверяется, что их было 45 (а в самом мемориале пишется - 39) и тем самим, число одновремённо пребывающих и убиваемых возрастает втрое. Совремённые российские источники называют меньшие цифры бараков, но никак не сходятся на одном. Однако в любом случае очевидно, что хотя в лагере убивались люди, количество трупов никак не может исчисляться сотней тысяч или больше - речь может идти о максимум десяти тысячах, в крайнем случае - тридцати (напоминаю, это максимально возможные цифры - в окружающем мире обычно считается, что за всё время существования в лагере побывало 12 тысяч человек, большинство из которых выжило). Причём, значительная часть погибших - это маленькие дети. Германии требовалась кровь для переливания, и её брали с детей - брали больше, чем те могли выдержать. Очевидно, факт неарийскости этой крови их не заботил (вообще влияние расовых теорий на нацистскую практику на Востоке сильно преувеличивается - теории теориями...)
Но при этом следует добавить, что в нескольких километрах оттуда был ещё один лагерь: лагерь советских военнопленных, которые Саласпилс и построили. И вот в нём условия были действительно страшными (Германия старалась блюсти конвенции по отношению к военнопленным стран, которые сами их соблюдали, но к СССР это, понятно, не относилось). Конечно, и там погибло не сто тысяч, но большинство строителей нашли там свой конец. Сколько человек-непрофессионалов нужно, чтобы за два года под руководством спецов построить лагерь (вместе около 40 деревянных зданий барачного или хозяйственного типа, забор, вышки, виселица, кирпичный крематорий, кирпичная двухэтажка администрации) при всём готовом, каждый может просчитывать сам. По советской версии, для этого требовались 53 тысячи, и часто их прибавляют к погибшим в Саласпилсе, чтобы версия о 100 тысячах выглядела более убедительно.
Там тоже находится монумент, но в тот раз я его поленился искать. Прославилось то место тем, что на расстоянии сотни-другой метров, где земля уже в частной собственности (и принадлежит русскому, поскольку без такого примечания все идиоты автоматом думают о "латышских фашистах"), стали строить коттеджи (апдейт - и храм). Но меня слишком достали звучащие с той стороны гудки труб хоккейных фанов... Да. Иду по глухому якобы лесу, до ближайшей ледовой арены 20 км, а эти идиоты дуют в свои дудки сраные аккорды болельщиков, что за весь лес от посёлка слышно! Чемпионат мира по хоккею - это тяжкое испытание для нервов неверующего латвийца (хоккей - главная религия в Латвии), даже если он проходит где-то в другой стране, а если в Латвии - туши свет и заворачивайся в три подушки.



Нет, это Рига. Но очень похоже на Саласпилс в октябре 1944.- нацисты тогда спалили лагерь, чтобы сталинцам не достался.



По старой памяти я направился к цели через ж/д остановку Дарзини. Сейчас в ней поезда останавливается редко, если собираетесь ехать поездом - изучайте расписание. Легче добраться автобусом (18, 18а), большинство же ездят машинами по основной трассе Рига-Москва (см. указатель поворота перед Саласпилсом).



Тропа от станции на мемориал практически исчезла. Правда, далее оказалось, что асфальтированная дорога за пригорком через 50 метров всё-таки по-прежнему есть. И правильно - кто в наши дни в такие места пешком ходит? В основном туда пёрли мерсы и бумеры. И какие-то бритоголовые русские велосипедисты, то ли скины, то ли нацболы - заряжаться энергетикой места перед очередным актом некрофилии. Приближается ведь их праздник.



Эти места - одни из немногих произрастания прострел-травы (русское название уточнено taki_net).



Они же.







Приближение к объекту - стена входа.



Общий вид. Очевидно, что стрижкой газона они там занимаюццо упорно.



Смена самых изношенных бетонных плит новыми состоялось явно недавно.



Вход в стену.



Вот вся информация, что можно найти на мемориале.



Итак, мы видим 21 здание барачного вида и догадываемся по рисунку ещё о примерно 10... хотя трудно сказать, все эти здания - бараки или часть из них являются хозяйственными либо производственными.



Высокоинформативное описание лагеря.





Блин. В начале 80.-ых годов было точно так же - пробитое оргстекло в верхнем люке и зелень по краям. Это что, так и символично задумано?



..даже если не учитывать, что я боюсь высоты, то это бетонное сцуко несколько шаталось под ногами и поднимаясь, я немало поразмышлял о своём потенциальном полёте вних нах. Но влипнуть в историю как последней жертве Саласпилса мне не было суждено.



Сверху через околохудожественные дырки открывался... ну просто вид, без эпитетов.



Символика сего коридора мне так и осталась неясной. За дверью в конце грозно тикает метроном, неизбежно вызывая в памяти клич комсомольских стройотрядов: "БАМммм - это раздаёцца в Бухенвальде, БАМмммм..."



А вот символика сего камешка у дверей, за которое ты должен зацепиться и слететь вниз по ступенькам, была очевидна: не задумывайся об истории, смотри под ноги! Немцы в подобных случаях хоть вешали табличку "Ахтунг!"



Нарциссы уже цветут, и хотя присутствие их тут неизбежно вызывает мысль о некоем нарциссизме, всё же это почти единственный человеческий элемент на мемориале. Присутствующие там люди под человеческий элемент особо не подходили.







Место детского барака - хоть тут побывал кто-то с душою. Ну или знающий, как влиять на чужие души, мне всё равно.



На фоне Пушкина снимаеццо семейство... (сорри за качество, у меня особо не увеличишь).



Пожалуй, по размерам и художественности всё-таки их можно сравнить с истуканами острова Пасхи. Конечно, не по исторической ценности.



Как я догадываюсь, какая-то русская школа согнала детей на урок рисования сюда.







Ушёл.



Модернистское здание местного кладбища.



Отправился на автобус (конечная - в километре от мемориала и уже по другую сторону от трассы). Наслаждался могуществом человеческого гения, способного засрать что угодно.



А уж остановка автобуса вообще комментариев не требовала. Внизу была приклеена копия несомненно справедливой жалобы некоего Виктора Бугая на "Ригас Сатиксме", содержащего остановку в недостойнейшем состоянии (пахло к тому же от неё, как от армейского сортира 15. века), но непохоже, чтобы на жителей дачного посёлка либо на руководство автобусного парка жалоба возымела хоть какое-то положительное действие.

Другие посты на тему:
Как оно там реально было - Воспоминания узника Саласпилс
Как евреев прятали от смерти в Саласпилсе, по книге Куглер
В других языковых версиях Вики количество жертв Саласпилса резко расходится с русской версией
Фотокопия с пресловутой "Истории Латвии. ХХ век"
И вся эта книга

fashizm, salaspils, 2ww, glavnye, pamjatniki, foto

Previous post Next post
Up