Как много хороших книжек есть на свете.
Представляю вам одну из них.
Книга Лиз Уайзман "Rookie Smarts" заинтересовала меня в плане продолжения рассуждений о теме вовлечённости персонала. И как оказалось, эта тема, судя по числу перепостов, более 200, оказалась для вас даже интереснее, чем эротические календари по пятницам :)
Поэтому я решил немного развить тему, разыскивая эффективные практические инструменты. И эта книга отчасти мне помогла.
Немного предыстории. Вы помните, что Gallup в регулярных исследованиях ("Состояние рабочего места" - State of the Global Workplace) неизменно показывает, что в среднем в мире лишь чуть больше десяти процентов сотрудников полностью вовлечены в свою работу. Рецепт счастья оказался простым. Чтобы нарастить вовлеченность руководителям нужно в первую очередь благодарить своих коллег и стараться им помочь в достижении значимых результатов, например обучая их. А как же бесплатные обеды и тайский массаж? "В печку!", - как любил говаривать профессор Преображенский.
Критическим навыком этого столетия является не то, что вы знаете, а как быстро вы можете учиться.
Лиз Уайзман подтверждает: не пытайтесь осчастливить своих сотрудников, а попросите их взяться за конкретное дело. Это не зависит от статуса сотрудника, его возраста, пола и размеров компании. Мало того: персоналу мало использовать свои навыки, он хочет их развивать.
Она обнаружила линейную корреляцию между этими "величинами". Иными словами, когда повышается уровень сложности, повышается и удовлетворенность, как следствие вовлечённость. Люди, удостоившиеся ответственного поручения, справляются с ним и... просят нового :).
Какой же вывод для меня, как управленца? Хотя нашим подчиненным нужно время, чтобы освоиться в новой роли и порадоваться успеху, они будут готовы к новому рывку раньше, чем вы думаете. Лиз говорит, что время, через которое сотрудники начнут нервничать после окончания трудного задания ведущего к росту навыков, обычно равно времени выполнения ответственного задания. Год рос? Ещё через год человек начнет искать себе новый вызов, возможно уже и не у вас в компании...
Чтобы не потерять успешных и ответственных надо следить за такими признаками, как:
- все дела у них на протяжении достаточно долгого периода идут гладко;
- столкнувшись с проблемой, они быстро находят решение;
- не жалея своего времени, они помогают коллегам и другим отделам;
- они все больше и непонятно на что ворчат.
Всех такие признаки больше радуют, чем огорчают. Но они - лакмусовая бумажка серьезной проблемы в будущем!
Возвращаясь к общему вопросу увеличения вовлеченности сотрудников Лиз приводит три простых способа:
1. Повышайте уровень сложности. Ставьте комплексные задачи, связанные с интересами многих людей, повышайте ставки. Только проследите, чтобы усложнение работы происходило грамотно: иногда неудовлетворенность обусловлена недостатком ресурсов, бюрократией, интригами или недостатком контроля. Нужно искать продуктивные способы умножить ту работу, которую люди уже выполняют. Это опять в унисон с ранее высказанным простым правилом: помогите подчиненным достичь успеха.
2. Превратите ветеранов в новичков. Не давайте им расслабиться в кругу привычных обязанностей, заманивайте в проекты, для которых им еще не хватает знаний и сил. Выбирайте людей, имеющих ключевые или смежные навыки, но способных учиться. Это отличный способ поднять мотивацию: человеку свойственно гордиться тем, что он научился делать что-то новое.
3. Подводите их к новым "проблемам". Это третий способ вовлечь персонал: направить имеющийся у него опыт на новые проблемы. Например, несколько человек у меня в компании вместе со мной решали "проект"
по оснащению оборудованием для сублемационной печати. Мне было приятно видеть восторженные глаза и слова удовлетворения коллег, что такая не свойственная их обычной деятельности задача была опереативно и грамотно решена. Некоторые их них паралельно освоили это новое оборудование и теперь стараюстся успеть выполнить свою обычную работу и поработать еще и на печати. В частности, дизайнер Ольга теперь не только создает визуальные образы, но и превращает их в продукт!
Что касается книжных советов Лиз, то мне импонирует то, что они созвучны с главным, что я раньше узнал благодаря другим источникам: не оставляйте сотрудников наедине с такими вызовами. Им необходимо разумное руководство. Свобода должна сочетаться с правильной методикой обучения. Вы же хотите, чтобы люди приумножили свои возможности, а не сломались, так что позаботьтесь о страховке.
Материальные стимулы - повышение зарплаты, бонусы, новые должности - ограничены, а увлекательных задач можно найти каждому. И это самый эффективный способ повысить вовлечённость сотрудников.
Предыдущие размышления о вовлечённости: