Лояльность - понятие относительное?

Mar 06, 2007 15:42


Совсем недавно мы рассуждали на тему эффективных сотрудников. Как бы там не было, но 4 из 5 сотрудников не мотивированы на высокопроизводительный труд. Удручающая статистика, но такая ситуация зафиксирована во всем мире, включая страны с благополучной экономикой. Еще одним косвенным доказательством сказанного является недавняя информация о том, что

корпоративная Америка вплотную столкнулась с необходимостью любыми способами удержать сотрудника. Это нелегкая задача, поскольку согласно последним опросам около 75% служащих не удовлетворены своей работой и хотят ее сменить.

Считается, что успешными будут только те компании, которые смогут обеспечить потенциальным работникам максимально выгодные условия труда и создать оптимальную рабочую атмосферу*. Только так они смогут привлечь, удержать персонал и стимулировать его деловую активность. А своеобразным клейстером в этом должен быть грамотный менеджмент.

Итак, лояльность работника напрямую зависит от того, что компания делает для него. И что же делают лучшие работодатели?

Например, в Google

людям, попавшим в ведущую американскую компанию, предоставляется бесплатная еда. Здесь вы бесплатно можете отдать свои вещи в прачечную или химчистку, попросить, чтобы вам заменили масло и помыли машину, поработать над своей фигурой в спортзале, посетить дополнительные занятия, сходить к массажисту или парикмахеру, изучить китайский, японский, испанский и французский языки и зарезервировать обед у консьержа. Хотите купить машину с гибридным двигателем? Компания предоставит вам $5 тыс. в рамках программы по защите окружающей среды. Хотите пригласить друга в Google? Google тоже этого хочет, и если ваш друг подойдет, вы получите $2 тыс. (Arnold & Porter платит сотруднику $15000, если он рекомендовал успешного кандидата).

У вас родился ребенок? Поздравляем! Ваш работодатель предоставит вам денежные компенсации на питание ребенка (по $500 первые 4 недели). Хотите завести новых друзей? Примите участие в еженедельной TGIF вечеринке, где обычно проходят коллективные игры. Неважно себя чувствуете? В Google постоянно дежурят 5 докторов, которые будут рады оказать вам помощь.

Большинство компаний Силиконовой Долины предоставляют своим сотрудникам перевозки на рейсовых автобусах от местных железнодорожных станций. Google, в свою очередь, перевозит своих сотрудников на автобусах оборудованных системами Wi-Fi.

Комнаты, где мамы могут покормить своих детей грудью уже давно стали нормой в американской корпоративной среде. Google, предоставляет новоиспеченным мамам все необходимые инструменты для сцеживания, поэтому у сотрудниц нет необходимости брать их из дома.

Компании стараются найти и другие формы повышения лояльности. Например:
  • Methodist Hospital System - каждому сотруднику компании в 2006 году выдали $250 на бензин;
  • Goldman Sachs - сотрудникам, которые вступили в брак, компания предоставляет дополнительную неделю отпуска;
  • Microsoft - организует бесплатную доставку продуктов, мойку машины, а также компенсирует взносы сотрудника в благотворительные фонды (до $ 12000);
  • AstraZeneca - сотрудники бесплатно получают все лекарства, которые производит компания.

Но хороших зарплат и премий уже недостаточно. Бессмысленно надеяться, что манипуляции с системой вознаграждений, планированием карьеры и обучением могут отгородить наших Сотрудников от современного рынка труда. Мало предоставлять работникам такой же набор дополнительных услуг, как и конкуренты.

Что делают работодатели, которых считают лучшими? На примере Google прослеживается - Сотрудникам предоставляют необычный набор услуг, пытаясь стать для них чем-то особенным, экстраординарным. Сотрудникам предоставляют такие услуги, которые кажутся им действительно важными и соотносятся с их ценностями. Третьи компании способствуют налаживанию связей между ключевыми сотрудниками - лояльность к организации может уходить в прошлое, но лояльность к коллегам остается понятием актуальным. Поэтому компании тем самым снижают текучесть особо ценных кадров.

Принимая во внимание сказанное, легко согласиться с широко распространенным тезисом:

хотите быть конкурентоспособными - лояльность сотрудников, прежде всего.

Но есть и другая точка зрения, согласно которой

нужен рыночный подход к удержанию рабочей силы. Он состоит в том, что всеобщая, долговременная лояльность сотрудников как невозможна, так и нежелательна. Тщательно продумывая, какие именно люди важны компании и как надолго, можно и нужно реализовывать целевые программы, позволяющие удерживать того или иного талантливого работника.

Исходя из сказанного, прежняя задача управления персоналом - свести к минимуму общую текучесть кадров - должна уступить место новой: влиять на то, кто и когда уйдет.
  • Вы считаете для своей компании желательной долговременную лояльность сотрудников?
  • Как Ваши компании соревнуются за звание лучшего работодателя?
  • Как Ваши компании учитывают демографические изменения? Сегодня среди работающего населения все больше женщин, больше молодежи, которая более образованна и большего ждет от работодателей.

Примечание.

* По результатам опроса участников семинара «Современные технологии управления», организованном ИД «Коммерсантъ» совместно с «Harvard Business School» и Высшей школой экономики России, получена  оценка различных факторов, влияющих на лояльность персонала в России и США:
ФакторыСШАРоссияМатериальное вознаграждение41Интересная работа12Карьерные перспективы23Перспективы профессионального роста84Репутация компании105Психологическая атмосфера в коллективе76Условия работы. Оборудование рабочего места57Корпоративная культура98Личность руководителя компании39Поведение руководства компании610

microsoft, система стимулирования, эффективный Сотрудник, инструменты менеджера, мотивация, hr, управление ЧР, лояльность, google

Previous post Next post
Up