Джаянта Бхатта о характеристиках чувственного восприятия: рабочие заметки (1)

Nov 24, 2019 17:37

В разделе своего уникального трактата "Ньяяманьджари", посвящённом исследованию средств достоверного познания (pramāṇa), в частности непосредственного чувственного восприятия (pratyakṣa), Джаянта Бхатта полемизирует с буддистами на важную для мыслителей той эпохи тему, решавшуюся разными школами мысли по-разному - сопровождается ли чувственное ( Read more... )

Ньяя, санскрит, мои сочинения на санскрите, филология, индийская философия, мои переводы с санскрита, Ньяяманджари, Джаянта Бхатта, востоковедение, индология

Leave a comment

Comments 4

mikhail_bar November 24 2019, 18:14:10 UTC
Можно ли уточнить смысл? Если вопросы не имеют отношения к теме, конечно, можно не отвечать.
1. "Партикулярия" - имеется ввиду признаки некоторого частного объекта, отдельного от прочих объектов? Видовой признак или случайный признак? И мне кажется, не очень удачный для русского перевода термин.
2. Непонятно что действует? Чувственное восприятие? Тут сразу два недоумения у меня. В античности чувственное восприятие всегда пассивно, страдательно - а здесь оно активно? И второе - все эти активности, операции, которые там указаны - кем они производятся? Чувственным восприятием? Умом? "Осознание" осуществляется чем именно? "точное определение объекта" - чем производится?

Reply

edgar_leitan November 24 2019, 19:37:08 UTC
Данная заметка, как написано выше -- не научная статья и не законченное исследование, а всего лишь рабочая заметка, поэтому она по жанру своему не обязана давать исчерпывающих ответов, распространённо уточнять термины, подробно объяснять все контексты или всё излагать ab ovo. Это предмет для монографии, а здесь я писал прежде всего для себя, а также для тех, кто уже в теме, по свежим следам прочитанного ( ... )

Reply

mikhail_bar November 24 2019, 20:56:01 UTC
Большая благодарность за столь развернутый ответ ( ... )

Reply

edgar_leitan November 24 2019, 21:26:07 UTC
Я боюсь, что мы в целом всё ещё слишком неостаточно знаем нюансы индийских гносеологических воззрений в их межшкольной полемике, чтоб вот взять и ответственно проводить параллели с античностью. Например, указанный Джаянта Бхатта (а это 9-й век н. э.) вообще очень ещё мало изучен. Пока я не знаю никого, кто бы подробно изучил или хотя бы ответственно прочитал целиком его знаменитый и объёмный трактат ( ... )

Reply


Leave a comment

Up