Со всяким вниманием и сочувствием отношусь к Вашим соображениям, но мне видится тут несколько проблем: - декоммунизация отождествляется с дерусификацией ( в этом большое отличие от денацификации) - игнорируется тот факт, что большая часть коммунистической элиты была украинской по происхождению,и репрессии в большой части осуществляли "свои",а вовсе не "оккупанты" - игнорируется факт глубокого и всестороннего проникновения советского образа жизни и ментальности среди людей населяющих Украину ( начиная от территории, которую в этих границах собрали коммунисты ) В целом, мне представляется, что выбран путь поверхностного "отталкивания" от коммунистического бэкгранунда, легкий путь отождествления "плохого коммунизма" с "плохими русскими оккупантами".
Всё это в принципе верно. Что делать, если коммунизм отождествляется именно с советской Россией, хотя Сталин и был грузином, кто-то там из ранних деятелей армянами, евреями, латышами или ещё кем-нибудь? Но, помимо отталкивания от специфически советского наследия, на наших глазах происходит если не этногенез, то генезис и консолидация украинцев как политической нации. Она протекает с необходимостью путём размежевания с русскостью как проводником специфически имперского мышления, отводящего Украине роль захолустной "окраины", а украинскому языку -- культивируемой русскими имперцами образ "неотёсанной деревенской мовы мужланов". Это необходимый путь к самоуважению народа к себе самому и своему языку. Вышеназванный генезис укаинской политической нации не может не отталкиваться от русскости. За это надо всемерно благодарить Фюрера и 85 или 90% его электората.
Конечно, протекает процесс вполне в духе романтической идеи XIX века " каждой нации - свое государство",со всеми атрибутами - новый пантеон героев,новая история, и т.д. и т.п. ( я не берусь однозначно утверждать, при все нелюбви к империи, что это какая-то единственно верная и "хорошая" форма существования народов). Попытка создать образ врага, и "списать" на счет этого "врага" - все свои проблемы -- как коммунистического этапа, так и прежней истории - в чем-то неизбежна,но как минимум проблематична. Молодой хищный национальный Жругр ничем не лучше старого имперского собрата,ИМХО.
Трудно давать однозначные нравственные оценки в двоичных категориях таким сложным процессам. Все мои прогнозы, как я и указывал -- из области фантазий о желаемом, а не Realpolitik. Одно знаю точно -- мир едва ли знал и вовне, и внутрь столь лживые и столь кровожадные режимы, как большевицко-советский, где жизнь отдельного человека ценилась бы на вес пылинки грязи. Если бы был выработан механизм, препятствующий (гипотетически возможному) сползанию украинского общества в нацизм (а эта опасность сейчас имеется и в Западной Европе), десоветизация была бы однозначно положительным явлением. Совок как цивилизационная модель -- это путь в никуда, и это показала история. Надеюсь, что Украина придёт к чему-то принципиально другому. Хотелось бы думать, что и к чему-то лучшему, нежели нынешний забюрократизированный и идеологически неоднозначный ЕС, красно-зелёное подобие СССР. Но я не политилок, а простой европейский обыватель, желающий мира и спокойной жизни, а не бесконечных идеологических разборок.
Мои рассуждения не претендуют на анализ правовых аспектов в соответствии с тем или иным законодательством, но лишь на попытку описания ситуации с позиции культуролога и немножечко метафизика. Это принципиально разные позиции.
Ну все-таки между наименованием "Adolf Hitler Platz" и переименованием ее во что-нибудь поприличнее проходило максимум двенадцать лет (1933 - 1945). Ныне же свершающееся в этом смысле гораздо больше похоже на "александропад" или "екатеринопад", условно говоря - уничтожение большевиками памятников предшествующей эпохи и переименование топонимов - и по болезненности чувств, и по исторической дистанции, и по символическому значению. И логика, собственно, была та же, а вот что из этого получится - увидим, вероятно, довольно скоро. Конечно, я как и Вы, совсем не люблю советские памятники - но люди в черном, стаскивающие ночью за шею постамент, нравятся мне гораздо меньше постамента - вне зависимости от того, кого изображала статуя.
Это да, но я здесь веду речь не о men in black и конкретных модальностях элиминации идолов, но о самом этом факте. Примечательным дополнительным фактом является также и то, что милиция (или в Украине полиция?) наблюдала за происходящим, не вмешиваясь. Это многое говорит о настроениях в обществе, тем более если речь идёт не о Львове или Тернополе, но о русскоязычном Харькове. Реакция силовиков в РФ, как мы понимаем, была бы совсем другой.
Ещё я бы добавил, что меня возмущает, когда начинают говорить о свержении памятников советской эпохи в контексте бесчинств ИГИЛ, уничтожающих археологические экспонаты и раскопки. По-моему, это совсем разные вещи, даже если мотивации уничтожающих можно сравнить. А Вы что думаете?
Если описывать процессы только лишь как интенцию, направленную на конструирование принципиально иной культурной памяти, то они схожи. Однако в описанном случае идолопада в Украине -- это ниспровержение символов неимоверных бед и страданий миллионов людей, когда эти бедствия сохраняются частично ещё в личной памяти многих из живущих людей. Уничтожение зилотами-исламистами "идолов джахилии", уже тысячелетия ни для кого не являющихся живыми символами бесчеловечности и жестокости, но просто частью культурной памяти всего человечества, считающего себя цивилизованным -- это totaliter aliter. Пафос украинской революции -- человеческое достоинство и свобода, пафос революции исламистов -- полное уничтожение свободы отдельной человеческой личности ради своей идеологии. Как-то так, если вкратце и схематично.
Для меня вся динамика на Украине по форме и содержанию является совершенно советской. С заламыванием рук, жестким контролем свободы слова и победными реляциями на фоне военных неудач.
Меня лично это очень печалит. Потому что пока носители советской шизофрении устраивают взаимную бойню, я, русский человек из Москвы, испытываю чисто организационные сложности в общении со своими знакомыми и коллегами из Киева, Донецка и Одессы.
По моим наблюдениям, эти сложности взаимны. Но они распространяются со стороны многих жителей РФ и на посторонних носителей обычной эмпатии к жертве имперской агрессии путинского режима, не являющихся украинцами. Конечно, я упрощаю, но всё же...
Мне трудно видеть эту ситуацию в модели "агрессор-жертва-спаситель" (треугольник Берна). Роли эти очень быстро меняются. Поведение Украины, особенно по отношению к собственным гражданам на юго-востоке, не вполне умещается только в рамки "жертвы". Внутренне противоречивая структура, сильно зависимая от Европы (имперский режим Путина), которая десятилетиями спонсировала Украину независимо от майданов и накала русофобской риторики не очень помещается только в рамки "агрессора". А собирательный (и очень условный потому) образ Запада это весьма и весьма странный спаситель
( ... )
Россия пострадала не от советской риторики и идеологии,а от попытки реализации именно русского общинного представления о справедливости,о "хлебе".Советсткая власть не более чем попытка проведения русской национальной реформы,попытка перейти от экстенсивного труда к интенсивному.Русское и советское тождественно в высокой степени.И сейчас в РФ мы наблюдаем уже даже не коллективистскую реакцию,а почти симбиотизм.Начало активной фазы окончательного распада Российской Империи связано с разрывом связи с вмещающим ландшафтом(окончание периода аномальных цен на сырье).Предыдущяя активная фаза распада с 1917,так же была обсуловленна потерей связи с вмещающим ландшафтом(маркер-распад общины).Никогда советскость в Украине не была столь же органичной как в РФ.
Comments 77
но мне видится тут несколько проблем:
- декоммунизация отождествляется с дерусификацией ( в этом большое отличие от денацификации)
- игнорируется тот факт, что большая часть коммунистической элиты
была украинской по происхождению,и репрессии в большой части осуществляли "свои",а вовсе не "оккупанты"
- игнорируется факт глубокого и всестороннего проникновения советского образа жизни и ментальности среди людей населяющих Украину ( начиная от территории, которую в этих границах собрали коммунисты )
В целом, мне представляется, что выбран путь поверхностного "отталкивания" от коммунистического бэкгранунда, легкий путь отождествления "плохого коммунизма" с "плохими русскими оккупантами".
Reply
Но, помимо отталкивания от специфически советского наследия, на наших глазах происходит если не этногенез, то генезис и консолидация украинцев как политической нации. Она протекает с необходимостью путём размежевания с русскостью как проводником специфически имперского мышления, отводящего Украине роль захолустной "окраины", а украинскому языку -- культивируемой русскими имперцами образ "неотёсанной деревенской мовы мужланов". Это необходимый путь к самоуважению народа к себе самому и своему языку. Вышеназванный генезис укаинской политической нации не может не отталкиваться от русскости. За это надо всемерно благодарить Фюрера и 85 или 90% его электората.
Reply
Попытка создать образ врага, и "списать" на счет этого "врага" -
все свои проблемы -- как коммунистического этапа, так и прежней истории - в чем-то неизбежна,но как минимум проблематична.
Молодой хищный национальный Жругр ничем не лучше старого имперского собрата,ИМХО.
Reply
Reply
МВД Украины назвало снос хулиганством.
Reply
Reply
Ладно, насчёт - "культуролога", так уж и быть (в смысле - чёрт с ним)), а вот за - "метафизика" - придётся ответить.
"Немножечко")) - https://www.youtube.com/watch?v=kdsGuqSD1qU
Reply
Конечно, я как и Вы, совсем не люблю советские памятники - но люди в черном, стаскивающие ночью за шею постамент, нравятся мне гораздо меньше постамента - вне зависимости от того, кого изображала статуя.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Меня лично это очень печалит. Потому что пока носители советской шизофрении устраивают взаимную бойню, я, русский человек из Москвы, испытываю чисто организационные сложности в общении со своими знакомыми и коллегами из Киева, Донецка и Одессы.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment