Leave a comment

Comments 30

(The comment has been removed)

edgar_leitan December 2 2012, 14:24:57 UTC
ЧестнОй учитель вообще склонен к некоторому юродству. А здесь, конечно же, ещё и ситуация нарочитого позирования :) Однако урок самый взаправдашний.

Reply


az_pantarei December 2 2012, 14:45:39 UTC
Вообще, если есть желание, а нет ПОТРЕБНОСТИ, то изучение языка неэффективно. Язык должен быть необходим. На всю жизнь. Как он необходим носителю языка.
В связи с этим - нереально требование-пожелание: знать местный язык в той стране, где есть возможность общаться на том языке, который понятен и тебе, и местному населению. Одного "уважения" недостаточно для серьезной мотивации. К тому же многие мало споособны к усвоению иноязыков.

Reply

edgar_leitan December 2 2012, 23:06:06 UTC
Да, Вы правы кроме желания -- должна быть сильная мотивация. Но, как мы знаем из буддийских текстов Пути, мотивация -- вещь вполне наживная. То есть, её возможно развивать. Если ясно видишь или формулируешь для себя цель, естественно. Необязательно эта цель должна быть религиозная или сотериологическая. Прагматика может быть вполне мирской и конкретной, -- необязательно pha rol tu phyin pa.

Reply


mikeura December 2 2012, 14:52:24 UTC
согласен с предыдущем оратором, для продвижения в санскрите, наверное, это на какой-то довольно значительный период должна стать центральным делом жизни, к чему готовы немногие

Reply

edgar_leitan December 2 2012, 23:12:09 UTC
Студенты начинают понимать это зачастую не ранее, чем на второй, а то и третий год интенсивного обучения. Только -- начинают понимать...:)
Да, требовать от обычных, средних западных студентов (даже индологов) полной самоотдачи в деле обучения санскриту, когда совершенно неясны перспективы элементарного заработка этой штукой "на хлеб" -- дело безответственное. Сколько талантливых, способных людей на моей памяти это дело бросало!.. Но это осознание своей немощи и границ, естественно, порождает размышление, подобное вышеизложенному.

Reply


hellebede December 2 2012, 15:16:18 UTC
Как жаль, что мне невозможно быть Вашим учеником, потому что кажется, я к этому совершенно готова. Но, может быть, конечно, именно кажется, раз это невозможно.

Reply

edgar_leitan December 2 2012, 23:07:09 UTC
Человеческие пути иногда выписывают престранные петли...

Reply


mikhail_bar December 2 2012, 16:14:55 UTC
Я как-то сформулировал для себя такое правило:
" в зачет" идет только то, что сделано "сверх" программы.
т.е."программа" - это база, это минимум, а настоящий путь за знанием - начинается уже сверх "положенного".
Но вот беда!Подавляющее большинство студентов заранее нацелены на то,
чтобы кое-как освоить программу,и на какие-то сверх-усилия (даже вполне рутинные - сходить самому в центральную библиотеку, прочитать дополнительную литературу, самому углубиться в частный вопрос) - просто неспособны, просто не понимают - "зачем напрягаться?"

Reply

edgar_leitan December 2 2012, 23:17:28 UTC
У нас это происходит никоим образом не по-другому. Едва ли кто из нынешних студентов, особенно после перехода несколько лет назад на болонскую трёхступенчатую систему, посещает курсы (упражнения, семинары) сверх положенного по программе. Да и я сам посещал во много раз сверх положенного по программе лишь потому, что так складывались некоторые благоприятные обстоятельства. Поскольку санскрит (и тибетский) был для меня -- лишь сущим удовольствием и "неумолимым червём познания", но не конкретной перспективой "профориентации". О таковой я долгое время вообще не думал. Вернее, думал, но никак не в прямой связи с востоковедением.

Reply

mikhail_bar December 3 2012, 16:03:16 UTC
но все-таки должен заметить, что все эти вещи, которые
мы отмечаем - симптомы глубоко кризиса системы образования
построенного на принципах эпохи Просвещения.
иногда мне кажется, что это большой дом, насквозь проеденный жучками, и ждущий порыва ветра,чтобы обрушиться.
давно уже непонятно - зачем нужно познавать? огромная масса знаний и полная туманность глобальных целей.
поэтому "поиск Кундалини" - вполне понятная попытка придать смысл
ученым занятиям.

Reply

edgar_leitan December 3 2012, 21:54:00 UTC
Эта попытка придать смысл в такой крайне экзотической и, значит, внешней, имитационной форме, -- новая форма немышления (уход от мышления), хотя и облечённая в религиозную, высокотехничную и завлекательно звучащую риторику.
Высшее достижением европейского "духа" (по моему видению) -- это размышление индивидуума над своей судьбой, оставленного наедине со своим Богом, которого всё менее и менее возможно охватить внешними формами. И, тем самым, это становление самим собой, в вопрошании, в сомнении и одновременно надежде. А имитация внешних форм азиатской религиозности -- это перекладывание личной ответственности со своих плеч на чужие. Это начатки нового варварства. Это предательство своих корней и очередной круиз Одиссея, который неизвестно, когда и где кончится.
Причём и занятия эти возможно назвать "учёными" лишь с очень большой натяжкой.

Reply


Leave a comment

Up