Вообще, если есть желание, а нет ПОТРЕБНОСТИ, то изучение языка неэффективно. Язык должен быть необходим. На всю жизнь. Как он необходим носителю языка. В связи с этим - нереально требование-пожелание: знать местный язык в той стране, где есть возможность общаться на том языке, который понятен и тебе, и местному населению. Одного "уважения" недостаточно для серьезной мотивации. К тому же многие мало споособны к усвоению иноязыков.
Да, Вы правы кроме желания -- должна быть сильная мотивация. Но, как мы знаем из буддийских текстов Пути, мотивация -- вещь вполне наживная. То есть, её возможно развивать. Если ясно видишь или формулируешь для себя цель, естественно. Необязательно эта цель должна быть религиозная или сотериологическая. Прагматика может быть вполне мирской и конкретной, -- необязательно pha rol tu phyin pa.
согласен с предыдущем оратором, для продвижения в санскрите, наверное, это на какой-то довольно значительный период должна стать центральным делом жизни, к чему готовы немногие
Студенты начинают понимать это зачастую не ранее, чем на второй, а то и третий год интенсивного обучения. Только -- начинают понимать...:) Да, требовать от обычных, средних западных студентов (даже индологов) полной самоотдачи в деле обучения санскриту, когда совершенно неясны перспективы элементарного заработка этой штукой "на хлеб" -- дело безответственное. Сколько талантливых, способных людей на моей памяти это дело бросало!.. Но это осознание своей немощи и границ, естественно, порождает размышление, подобное вышеизложенному.
Как жаль, что мне невозможно быть Вашим учеником, потому что кажется, я к этому совершенно готова. Но, может быть, конечно, именно кажется, раз это невозможно.
Я как-то сформулировал для себя такое правило: " в зачет" идет только то, что сделано "сверх" программы. т.е."программа" - это база, это минимум, а настоящий путь за знанием - начинается уже сверх "положенного". Но вот беда!Подавляющее большинство студентов заранее нацелены на то, чтобы кое-как освоить программу,и на какие-то сверх-усилия (даже вполне рутинные - сходить самому в центральную библиотеку, прочитать дополнительную литературу, самому углубиться в частный вопрос) - просто неспособны, просто не понимают - "зачем напрягаться?"
У нас это происходит никоим образом не по-другому. Едва ли кто из нынешних студентов, особенно после перехода несколько лет назад на болонскую трёхступенчатую систему, посещает курсы (упражнения, семинары) сверх положенного по программе. Да и я сам посещал во много раз сверх положенного по программе лишь потому, что так складывались некоторые благоприятные обстоятельства. Поскольку санскрит (и тибетский) был для меня -- лишь сущим удовольствием и "неумолимым червём познания", но не конкретной перспективой "профориентации". О таковой я долгое время вообще не думал. Вернее, думал, но никак не в прямой связи с востоковедением.
но все-таки должен заметить, что все эти вещи, которые мы отмечаем - симптомы глубоко кризиса системы образования построенного на принципах эпохи Просвещения. иногда мне кажется, что это большой дом, насквозь проеденный жучками, и ждущий порыва ветра,чтобы обрушиться. давно уже непонятно - зачем нужно познавать? огромная масса знаний и полная туманность глобальных целей. поэтому "поиск Кундалини" - вполне понятная попытка придать смысл ученым занятиям.
Эта попытка придать смысл в такой крайне экзотической и, значит, внешней, имитационной форме, -- новая форма немышления (уход от мышления), хотя и облечённая в религиозную, высокотехничную и завлекательно звучащую риторику. Высшее достижением европейского "духа" (по моему видению) -- это размышление индивидуума над своей судьбой, оставленного наедине со своим Богом, которого всё менее и менее возможно охватить внешними формами. И, тем самым, это становление самим собой, в вопрошании, в сомнении и одновременно надежде. А имитация внешних форм азиатской религиозности -- это перекладывание личной ответственности со своих плеч на чужие. Это начатки нового варварства. Это предательство своих корней и очередной круиз Одиссея, который неизвестно, когда и где кончится. Причём и занятия эти возможно назвать "учёными" лишь с очень большой натяжкой.
Comments 30
(The comment has been removed)
Reply
В связи с этим - нереально требование-пожелание: знать местный язык в той стране, где есть возможность общаться на том языке, который понятен и тебе, и местному населению. Одного "уважения" недостаточно для серьезной мотивации. К тому же многие мало споособны к усвоению иноязыков.
Reply
Reply
Reply
Да, требовать от обычных, средних западных студентов (даже индологов) полной самоотдачи в деле обучения санскриту, когда совершенно неясны перспективы элементарного заработка этой штукой "на хлеб" -- дело безответственное. Сколько талантливых, способных людей на моей памяти это дело бросало!.. Но это осознание своей немощи и границ, естественно, порождает размышление, подобное вышеизложенному.
Reply
Reply
Reply
" в зачет" идет только то, что сделано "сверх" программы.
т.е."программа" - это база, это минимум, а настоящий путь за знанием - начинается уже сверх "положенного".
Но вот беда!Подавляющее большинство студентов заранее нацелены на то,
чтобы кое-как освоить программу,и на какие-то сверх-усилия (даже вполне рутинные - сходить самому в центральную библиотеку, прочитать дополнительную литературу, самому углубиться в частный вопрос) - просто неспособны, просто не понимают - "зачем напрягаться?"
Reply
Reply
мы отмечаем - симптомы глубоко кризиса системы образования
построенного на принципах эпохи Просвещения.
иногда мне кажется, что это большой дом, насквозь проеденный жучками, и ждущий порыва ветра,чтобы обрушиться.
давно уже непонятно - зачем нужно познавать? огромная масса знаний и полная туманность глобальных целей.
поэтому "поиск Кундалини" - вполне понятная попытка придать смысл
ученым занятиям.
Reply
Высшее достижением европейского "духа" (по моему видению) -- это размышление индивидуума над своей судьбой, оставленного наедине со своим Богом, которого всё менее и менее возможно охватить внешними формами. И, тем самым, это становление самим собой, в вопрошании, в сомнении и одновременно надежде. А имитация внешних форм азиатской религиозности -- это перекладывание личной ответственности со своих плеч на чужие. Это начатки нового варварства. Это предательство своих корней и очередной круиз Одиссея, который неизвестно, когда и где кончится.
Причём и занятия эти возможно назвать "учёными" лишь с очень большой натяжкой.
Reply
Leave a comment