"Белочка пришла": мысли о вере и нигилизме

Nov 07, 2012 20:31

Чудные дела творятся. Очередной жалкий безумец отнял несколько человеческих жизней. Ну сделал, ну ужасно, слов нет. Невзрачный юноша с довольно заурядными чертами лица и тяжёлым, несчастливым взглядом. На вид физиономии - такой же убийца, как и привычно недоверчиво насупившийся в ожидании удара, затравленный сверстниками отличник. Кто не знает, ( Read more... )

атеизм, размышления, христианство, актуальное, общество, религия, апологетика

Leave a comment

Comments 54

ext_1482243 November 8 2012, 15:44:18 UTC
Мне в таких проявлениях видится что-то запредельно-инфантильное как выбрасывание игрушек или нопание ногами. Истеричное такое поведение, призванное привлечь к себе внимание любым возможным способом. Типа "любите или ненавидьте меня, но пожалуйста - считайте меня особенным".

Reply

edgar_leitan November 8 2012, 15:51:36 UTC
Да, именно это. И всё бы хорошо, если бы просто игрушки...

Reply


az_pantarei November 8 2012, 18:09:11 UTC
Тема обсуждается активно (с вопросом - надо ли так широко обсуждать в СМИ?). Но ясности, как и с Брейвиком, нет. Поскольку возможен комплекс причин и масса объяснений. Для христианина - это, возможно, одержимость бесом, для психиатра - шизофрения. Или это - проявление системного кризиса общества.

Reply

edgar_leitan November 8 2012, 20:28:58 UTC
Я думаю, что это симптом, говорящий о состоянии общества.

Reply


yarjournal November 9 2012, 15:33:18 UTC
Захотелось много чего написать. Напишу только одно - мне кажется, что самое неточное упрощение которые Вы допускаете в этом тексте это сводить мораль "атеиста" к "внешнему", "репрессивному" закону, в то время как нравственное чувство с точки зрения "атеистической" современной антропологии гораздо сложнее и в первую очередь это интернализация культурных форм и повседневного общения на протяжении всей жизни индивида. Память. В то же время, не нужно думать, что атеист не способен задавать предельные вопросы и испытывать в связи с ними высокие эмоциональные состояния. Убийство "своего", а не "чужого" носителем религии ничуть не труднее, и просто требует маркировать его как "еретика". И многое другое.

Reply

edgar_leitan November 9 2012, 22:13:22 UTC
Человек, интернализировавший культурную "память предков" и связанные с ней нравственные нормы, в моём представлении едва ли будет "убеждённым атеистом". Он необязательно будет конвенциональным верующим или религиозным человеком в более широком смысле. Он может быть агностиком, не задающимся "вечными проклятыми" вопросами. Но мне сложно представить себе верного традициям человека, глубинно, -- умозрительно и эмоционально, -- не принимающего онтологических основ этих традиций.

Про лёгкость религиозного оправдания убийства я как раз упоминаю. Но, если проповедовать о "Боге любви", а при этом наносить людям явный вред, действуя из ненависти, звучит это в контексте христианских не только идеалов, но и повседневных нравственных нормативов -- по меньшей мере странно. Хотя недавно читал о каких-то удивительных православных батюшках, благословляющих на мордобой и насилие в отношении "неправильных".

Reply

nbuwe November 9 2012, 22:35:01 UTC
Из "убеждённых и нерелигиозных атеистов" очень рекомендую Daniel C. Dennett, ту же Darwin's Dangerous Idea.

Reply

edgar_leitan November 9 2012, 22:42:29 UTC
Спасибо. Книга, наверное, любопытная. Эх, предназначенные к срочной прочитке книги уже огромными толпами сгрудились на полу и столах, ничего толком читать не успеваю :(( Вернее, читаю, но этих толп становится всё больше.

Reply


Точка зрения klausnick November 13 2012, 07:09:55 UTC
"Но они прекрасно понимали, что это аномальный поступок, что это зло, что это "грех". Теперь убийство многих людей называется с чувством превосходства -- "эволюцией" и "очищением от генетического мусора". Убийцы мнят себя пророками, чуть ли не святыми нового мира, "защитниками Земли". В этом ощутительная разница."
Все эти рассуждения с точки зрения убийцы. А если посмотреть с точки зрения жертвы? Какая жертве разница, понимал ли убийца, что это зло, что это "грех", или убивал для очищения от генетического мусора? Меня совершенно не интересует "манифест" юриста, как не интересует многостраничное изложение идей Брейвика. Для жертвы никакой разницы в мотивах убийц нет.
Как атеист, полагаю, что убийство есть преступление против нравственности. А будет ли за это преступление какое-либо наказание на "том свете", дело десятое. Мы живём здесь и теперь, и что будет там (ели будет), нам неизвестно.

Reply

Re: Точка зрения edgar_leitan November 13 2012, 13:10:25 UTC
Если "неизвестно", то это уже не совсе атеизм в чистом виде, но скорее нечто вроде агностицизма... Мне кажется, убеждённый атеист должен быть абсолютно уверен, должен "достоверно знать" о несуществовании любых метафизик. Или Вы определяете как-то иначе ( ... )

Reply

Re: Точка зрения klausnick November 14 2012, 05:55:59 UTC
В связи опять же с вашим ответом от 8 ноября.
Один русский писатель упомянул такой случай. Беглый каторжник проголодался и решил изыскать пищу следующим образом. Он подстерёг девочку, которая несла обед отцу в поле. Каторжник её убил, а обед съел. Но не весь: он не дотронулся до молока и яиц. Когда его поймали, то спросили, почему он не съел всё, если убил девочку для добычи пищи. Он ответил, что был постный день, а он православный христианин и посты соблюдает.
Спрашивается: легче ли было родителям убитой от того, что убийца был христианин, а не атеист?

Reply

Re: Точка зрения edgar_leitan November 14 2012, 10:20:03 UTC
Хорошая история, хоть и no happy end :)
Ответ абсолютно понятен, но вопрос-то был не в восприятии действий благочестивого душегуба со стороны и не в их нравственной оценке -- вовлечёнными в ситуацию родителями или ещё какими-то посторонними наблюдателями.

Вопрос мой был в рефлексивном обосновании человеком, считающих себя атеистом, своей нравственности. Каковы её онтологические основы? Если нравственные нормы для него -- не чисто внешнее принуждение, то что они и откуда берутся? Если нет ни Бога, повелевшего своего ближнего любить, "как самого себя", или нет каких-нибудь кармических взаимосвязей, поскольку после индивидуальной смерти "вообще ничего нет"?

Reply


threeeyedfish November 22 2012, 00:08:55 UTC
Вот, вроде, последовательная точка зрения атеиста на мораль: http://scinquisitor.livejournal.com/27207.html

Reply

edgar_leitan November 22 2012, 19:10:56 UTC
Да, я понял. Там объяснения всё той же же -- эволюцией, а также родом/группой. В атеизме всё должно быть подчинено родовому/групповому началу и всякими там по наследству передающимися выработавшимися условными рефлексами. "Эволюция" для атеиста -- такая же несомненная учительная догма, учение, а не научная теория или гипотеза, как богооткровенное писание любого теиста. То есть, атеист -- по-своему он верующий -- в эволюцию, в целесообразность и т. п. Только почему не съедают или не бросают на произвол судьбы слабых -- этого в эволюционной морали не прописано. С точки зрения биологической, эволюционной целесообразности слабые члены группы -- тормоз популяции, засорение её коллективного "генофонда".

Reply

threeeyedfish November 22 2012, 23:44:17 UTC
Да, учение. А чем учение отличается от научной теории? Я нашёл пока только одно отличие - религиозное воззрение открывается сразу в виде абсолютной истины, а научное воззрение можно апдейтить по ходу - например, Дарвин считал, что мутации происходят случайно, а сейчас считают, что это зачастую целенаправленный самоорганизующийся процесс.

Насчёт слабых сейчас объясняют, что ценность популяции в разнообразии и слабый не обязательно означает наименее приспособленный.

Reply

edgar_leitan November 23 2012, 01:14:16 UTC
Принципиальная разница в том, что (религиозное) учение претендует на окончательную истину, а научная теория всегда готова, если что, под напором фактов даже самоликвидироваться или, по крайней мере, сильно видоизменяться. В религиозном же учении любые новые факты будут интерпретироваться в зависимости от телеологии учения ( ... )

Reply


Leave a comment

Up