Leave a comment

Comments 20

symon_salavejka September 15 2012, 16:17:45 UTC
Нравится мне этот момент, что сакральные тексты должны читаться с определённой мелодией. Интересно, что в христианстве в начале этого вроде не наблюдалось, а позже появилась определённая традиция. И сейчас, что в католической Церкви на праздники, что в Православной в большинстве случаев, Евангелие и Апостол поются, причём на разные мелодии... Не говоря уже о традиционном пении псалмов на службах дневного цикла.
Но вот чего не замечал, так это чтобы в домашнем чтении была мелодичная рецитация. Даже интересно, поможет ли это лучшему восприятию, или это просто совершенно другая традиция, где законы иных традиций не работают?

Reply

edgar_leitan September 15 2012, 18:59:47 UTC
Думаю, что для домашнего употребления, для которого важно понимания смысла, лучше ограничиться простым чтением. А то рецитация своей эстетикой может отвлечь от понимания.
Да и в случае Литургии -- многие ли понимают в православном храме каждое слово Евангелия, произносимое речитативом (а часто и скороговоркой).
Не знаю, с христианской Библией дело всё-таки немного иное, чем с Ведами. Христос говорил не на торжественном "литургическом" иврите, но на разговорном арамейском диалекте. Да и записи Евангелий в оригинале -- не на "высоком" древнегреческом, но на принятом в самой широкой среде и всем понятном "койнэ".

Reply

symon_salavejka September 16 2012, 12:49:26 UTC
Вот даже как-то обидно за эстетику :) Нет, чтобы и у нас высокий штиль, а вот на тебе - разговорный язык )) Где красота, где тайна?

Хотя сегодня церковно-славянский текст тоже воспринимается, как торжественный и литургический, и по крайней мере псалмы (как поэтические тексты) по правилам исполняются тоже мелодичным речетативом, вот как тут, к примеру: http://www.youtube.com/watch?v=tCh-CIWFs2Y.

Reply

edgar_leitan September 16 2012, 14:50:41 UTC
Псалмы -- поэтические тексты, высокая поэзия. А вот Евангелия -- простые повествования, кроме отдельных поэтических пассажей.
В православии (да и в дособорном католичестве) так любят всякую ТАЙНУ (сиречь таинственность), что некоторые нюансы вести Христовой оказались за бортом. Зато оказалось сколько угодно музейной "сакральности"...
Нет, сам я за красивую Литургию, конечно. Очень люблю григорианский распев, который сам практиковал 5 лет, будучи бенедиктинцем. Но хороший литургический распев на понятном общине языке Весть Христову подчёркивает, высвечивает её нюансы, это богословие в узоре петой речи, но -- не мистерия, не тайна за семью печатями!
Где тайна, там всегда каста её особых хранителей-жрецов, там их вполне земная власть и контроль, и борьба за контроль над душами, а также самая разная манипуляция. Увы, всё это -- история Церкви! А многое из этого, неприглядного, в Русской Ц. МП повылазило наружу как раз в последние месяцы.

Reply


Навеяло klausnick September 15 2012, 16:18:03 UTC
Quid cras futurum sit, fuge quaerere.

Reply

Re: Навеяло edgar_leitan September 15 2012, 18:45:27 UTC
Recta dictum est, sine dubio :)

Reply


a_kallistratov September 16 2012, 07:08:45 UTC
Как говорят бенгальские вайшнавы, rAkhe kRSNa mAre ke/ mAre kRSNa rakhe ke - "Кто сможет убить, если защищает Кришна? И кто защитит, если Кришна назначил умереть?"

Reply

edgar_leitan September 16 2012, 08:51:21 UTC
О да, это так! :)

Reply


Санскритушечка о парадоксах Cудьбы livejournal September 16 2012, 15:00:12 UTC
Пользователь podosokorskiy сослался на вашу запись в « Санскритушечка о парадоксах Cудьбы» в контексте: [...] Оригинал взят у в Санскритушечка о парадоксах Cудьбы [...]

Reply


dedushka_kumara September 18 2012, 18:10:02 UTC
Позвольте и мне добавить еще одно яркое растолкование этой же идеи ( ... )

Reply

edgar_leitan September 19 2012, 05:12:24 UTC
Да, аналогия напрашивается :)
Пусть и странная такая аналогия...

Reply

dedushka_kumara September 19 2012, 11:31:58 UTC
Да, аналогия получилась несколько отстраненной.
Здесь мысль развернута не торопясь, плавно, с приятным размахом. Из идеи "все под Богом ходим" все превратилось в религиозное наставление и руководство к действию. Самое загадочное словосочетания для меня в этом отрывке "Царство Божие". Много лет пытаюсь с ним разобраться и никак не выходит )).

Reply

edgar_leitan September 19 2012, 12:02:11 UTC
Да, такой известный вроде теологумен, но что за этим конкретно стоит? В первохристианских общинах -- понятно что, живой ещё опыт общения с Христом и всё оттуда вытекающее. А постепенно Ц-вь отодвинула ЦБ за грань смерти, объявив обычную земную жизнь царством Князя м. с. В православии так и осталось. Обычная возвышенная метафора, недоступная никакому опыту. А вот некоторые другие современные христианские течения (отдельные богословские течения в католичестве и протестантские) низвели это выражение до "устроения социальной справедливости".
А реально ли для обычного человека исполнение заповедей Нагорной? Или это просто такая недостижимая планка, о которой -- лишь слёзы лить?
С другой стороны, "все под Богом ходим" -- это чёткое такое, жизненное ощущение, думаю, для всякого наблюдательного человека, и никаким особым святым подвижником для этого быть не надо.

Reply


Leave a comment

Up