Leave a comment

symon_salavejka September 15 2012, 16:17:45 UTC
Нравится мне этот момент, что сакральные тексты должны читаться с определённой мелодией. Интересно, что в христианстве в начале этого вроде не наблюдалось, а позже появилась определённая традиция. И сейчас, что в католической Церкви на праздники, что в Православной в большинстве случаев, Евангелие и Апостол поются, причём на разные мелодии... Не говоря уже о традиционном пении псалмов на службах дневного цикла.
Но вот чего не замечал, так это чтобы в домашнем чтении была мелодичная рецитация. Даже интересно, поможет ли это лучшему восприятию, или это просто совершенно другая традиция, где законы иных традиций не работают?

Reply

edgar_leitan September 15 2012, 18:59:47 UTC
Думаю, что для домашнего употребления, для которого важно понимания смысла, лучше ограничиться простым чтением. А то рецитация своей эстетикой может отвлечь от понимания.
Да и в случае Литургии -- многие ли понимают в православном храме каждое слово Евангелия, произносимое речитативом (а часто и скороговоркой).
Не знаю, с христианской Библией дело всё-таки немного иное, чем с Ведами. Христос говорил не на торжественном "литургическом" иврите, но на разговорном арамейском диалекте. Да и записи Евангелий в оригинале -- не на "высоком" древнегреческом, но на принятом в самой широкой среде и всем понятном "койнэ".

Reply

symon_salavejka September 16 2012, 12:49:26 UTC
Вот даже как-то обидно за эстетику :) Нет, чтобы и у нас высокий штиль, а вот на тебе - разговорный язык )) Где красота, где тайна?

Хотя сегодня церковно-славянский текст тоже воспринимается, как торжественный и литургический, и по крайней мере псалмы (как поэтические тексты) по правилам исполняются тоже мелодичным речетативом, вот как тут, к примеру: http://www.youtube.com/watch?v=tCh-CIWFs2Y.

Reply

edgar_leitan September 16 2012, 14:50:41 UTC
Псалмы -- поэтические тексты, высокая поэзия. А вот Евангелия -- простые повествования, кроме отдельных поэтических пассажей.
В православии (да и в дособорном католичестве) так любят всякую ТАЙНУ (сиречь таинственность), что некоторые нюансы вести Христовой оказались за бортом. Зато оказалось сколько угодно музейной "сакральности"...
Нет, сам я за красивую Литургию, конечно. Очень люблю григорианский распев, который сам практиковал 5 лет, будучи бенедиктинцем. Но хороший литургический распев на понятном общине языке Весть Христову подчёркивает, высвечивает её нюансы, это богословие в узоре петой речи, но -- не мистерия, не тайна за семью печатями!
Где тайна, там всегда каста её особых хранителей-жрецов, там их вполне земная власть и контроль, и борьба за контроль над душами, а также самая разная манипуляция. Увы, всё это -- история Церкви! А многое из этого, неприглядного, в Русской Ц. МП повылазило наружу как раз в последние месяцы.

Reply

symon_salavejka September 16 2012, 22:10:33 UTC
Правда, правда...

Reply

edgar_leitan September 19 2012, 12:06:31 UTC
Чисто по-церковному: "тайна" и "мистерия" -- это Евхаристия, но не Слово Божие.
Думаю, что у большинства любителей, например, латыни и воздыхателей по её былому положению среди католиков вся их приверженность "совершенно непонятным, зато торжественным" распевам -- обыкновенный эстетизм. Используя ещё один штамп -- "природная религиозность", язычество.
Ересь эстетизма: если его ещё нет, я бы ввёл такое понятие :)

Reply


Leave a comment

Up