Leave a comment

Comments 45

occuserpens February 29 2012, 16:22:44 UTC
[последние внешние обстоятельства, подталивающие т. н. "русскоязычных" знать латышский язык, отпадают сами собой. ]

Хм. Про латышский не знаю, а про американский ангкийский точно скажу - языковая рыба портится с головы. Язык СМИ, литературы, кино и проч. должен быть красив и богат, обучение должно быть доступно и доброжелательно. Если же языковые лидеры занимаются грубой пропагандой, а контент и языковое обучение деградируют, тогда все плохо и нечего жаловаться на мигрантов, сами виноваты.

Что касается языковых аутсайдеров, то ИМО главное обвинение против них должно быть таким - смотри, как все вокруг замечательно владеют языком и получают от этого удовольствие, а ты ищешь оправдания для своей лени и невежества.

Reply

edgar_leitan February 29 2012, 17:54:43 UTC
Пропагандой так или иначе занимаются любые лидеры, в любой стране. Грубой или тонкой.
Латышский язык латышской художественной литературы богат и красив -- есть откуда черпать и его носителям, и латвийским русским доброй воли, и другим, желающим его серьёзно изучать. Массовые СМИ же с точки зрения культуры письменной речи в любой стране грешат. Но и здесь необходимо дифференцировать.
Обучение в Латвии само по себе не деградирует. По крайней мере, мне об этом ничего не известно. А если и ""деградирует", то не более, чем в остальной Европе и явно менее, нежели в РФ. Главная проблема, с моей точки зрения, в неофициальном доминировании в публичном пространстве русского языка -- через российское телевидение и латвийские росскоязычные телеканалы, через саму среду русскоязычной социализации, в целом транслирующей нетерпимость к Республике.
Думаю, что если бы языковые законы не были достаточно жёсткими, вряд ли бы "русскоязычные" лат. язык вообще изучали, кроме разве каких freaks.

Reply

occuserpens March 2 2012, 18:54:14 UTC
Что идет извне - разговор отдельный, классика тоже.
Критичен ИМО современный внутренний контент - латышский и русскоязычный. В принципе, сделать его интересным и латодружелюбным латыши вполне могут. Если же у них это не получается - пусть неудачник плачет.

Reply


"огнем и мечом!" irescha February 29 2012, 17:01:12 UTC
я понимаю,что пост больше о лингвистике,чем о политике.Но куда от нее деться,хотел бы об этом не думать,да имея такого соседа и врагов не надо...
http://rupor.info/news-v-mire/2012/02/29/rossija-namerena-ognem-i-mechom-navjazat-russkij-j/

Reply

Re: "огнем и мечом!" edgar_leitan February 29 2012, 17:34:03 UTC
Социолингвистику сложно отделять от политической истории. Агрессивная, но для России столь традиционная и привычная риторика Рогозина только подтверждает это.
Статья его, конечно, ужасна. Избави Бог от таких соседей, да и от таких "друзей". Думаю, что в Украине разумне люди понимают это так же, как в Прибалтике.
Одно лишь радует и даёт надежду -- пока их рука не устала от лобзика и от процесса пиления, эта ругань одною риторикой и остаётся. Вот когда распиливать больше будет нечего, а нефть из краника перестанет капать...

Reply

Re: "огнем и мечом!" irescha February 29 2012, 18:13:00 UTC
Думаю,что не от хорошей жизни они стараются разжечь потухшие угли.Пропаганда-вот главный российский козырь становится неэффективной в случае сужения ареала использования русского языка.Прибалты,грузины,украинцы строя свою политическую нацию и осознавая себя единым народом отказываются от использования чужого языка в качестве государственного.Являясь по существу сырьевой экономикой,Россия не является привлекательным государством в качестве носителя передовых идей и технических новинок,поэтому у других народов нет необходимости учить русский язык.Проводить политика силовой экспансии языка гораздо легче,чем завоевать авторитет и привлекательность на мировой арене...

Reply

Re: "огнем и мечом!" edgar_leitan February 29 2012, 18:34:00 UTC
В случае с Латвией всё немного по-другому. Экономическая экспансия РФ в Латвии, за счёт множества "русских соотечественников", такова, что в частном секторе именно латыши, не знающие русского языка (есть и такие!) оказываются в проигрыше, часто подвергаясь реальной дискриминации. Латвии следовало бы больше ориентироваться экономически и энергетически на Западную Европу, а также всемерно поощрять с помощью государства и европейских инвестиций национальную экономику, а не заигрывать со своим непредсказуемым восточным соседом и инвесторами из числа российских олигархов ( ... )

Reply


siddheshvari February 29 2012, 17:21:00 UTC
С исходным тезисом

"полилингвизм (билингвизм как его частный случай), представляющий для индивидуума культурное обогащение, расширение мыслительного кругозора и проч., для этноса в его осознании себя нацией - в целом губителен" -

согласилась бы, так как каталанские реалии вроде бы наглядно и в других условиях его подтверждают, если бы не пример Андорры, полностью его опровергающий. То есть тезис применим к отдельно взятым частным случаям, но не к феномену в целом, что лично меня только радует.

Reply

edgar_leitan February 29 2012, 18:02:39 UTC
Увы, ситуация в крошечной Андорре мне совершенно неизвестна. А как там с полилинвизмом?
С другой стороны в таких странках многоязычие -- вопрос экономического выживания, вероятно. На примере довоенной Прибалтики, однако, видим, что модель моноэтнического в целом гос-ва (при отсутствии запрета на частное образование на языках нескольких этнических меньшинств) неплохо экономически функционировала, пока не накатились Советы.

Кроме каталанцев в "старой" Европе есть ведь и баски, у которых тоже непростые отношения с испанцами и французами. Возможно, всё было бы по-другому, будь у басков своё национальное государство.

Reply

siddheshvari February 29 2012, 18:26:28 UTC
Андорранцы - "трилингво", как они сами говорят, разговаривают на каталане, французском и кастельяно. Родители могут свободно выбирать, на каком языке будут обучаться их дети, так как существуют школы с обучением на всех трех языках. И жители Андорры искренне не понимают каталанцев с их "надуманной" языковой проблемой.

Несомнено, такой подход продиктован, в частности, экономическими выгодами. Но ведь и в Каталунии, и в стране Басков нынешняя "языковая" напряженность тоже имеет экономическую основу.

Reply

edgar_leitan February 29 2012, 20:58:16 UTC
Я не уверен, что дело ограничивается одной экономикой. Хотя теперь вроде бы принято к ней всё сводить.

Reply


klausnick February 29 2012, 17:27:42 UTC
На мой взгляд, между Strache и Дзинтарсом большая разница. Австрия крепко стоит на ногах с точки зрения языка и культуры. А в отношении Латвии и судьбы латышского языка полностью согласен.

Reply

edgar_leitan February 29 2012, 17:41:23 UTC
Да, Австрии пока не грозит русификация. Но с мигрантами, не желающими принимать и уважать традиции хозяина, у неё тоже нарастающие проблемы; как и с зашкаливающей преступностью среди мигрантов. Штрахе открыто и с напором высказывает то, что прекрасно понимает множество людей, которым доминирующие на уровне европейской политики левые затыкают рот.
Дзинтарса называют "фашистом" только за то, что он с латвийскими русскоязычными в официальных ситуациях последовательно говорит только по-латышски. Кстати, оратор он прекрасный, а латышская речь его наобычнайно красива.

Reply

nof_nof March 28 2012, 12:49:03 UTC
симпатичный и вежливый молодой человек регулярно 16 марта всячески демонстрирует, с кем он на одной стороне

так что извините, позвольте вам не верить

Reply

edgar_leitan March 28 2012, 18:54:28 UTC
Ну сколько можно говорить и писать, что прибалтийские "легионы" даже британские историки, которых в симпатии к Адольфу Алоизовичу заподозрить нельзя, считали по сути (и на Нюрнбергском трибунале) не частями СС, а Вермахта! Расследовали только преступления конкретных людей, о которых было известно, а иные просто считались обычными военнопленными. Это у союзников ( ... )

Reply


arhyart February 29 2012, 19:53:18 UTC
Дорогой Эдгар, мне понятны ваши чувства (да-да, я думаю, что именно понятны), но, мне кажется, Вас "заносит на поворотах"... )

Русский этноцентризм (лозунг "Россия для русских!") в контексте Российской Федерации с её традиционной имперскостью и связанным с этим полиэтнизмом, при явном доминировании de facto и de jure русского языка, выглядит явным противоречием всей истории бесконечно экспандирующей вширь России (Московского царства, Р. Империи, СССР и нынешней РФ) и инклюзивистским характером русской нации.Чему обязано распространение английского языка? Ответ просто: тому, что некая империя имела колонии по всему миру! А посмотрим на распространение испанского языка... А здесь в чём секрет? А посмотрим на распространение французского языка... Французы не знают, что теперь делать с "золотокожими французами"! А откуда эти "золотокожие французы" во Франции появились? Ответ прост: из бывших колоний... И т.д ( ... )

Reply

edgar_leitan February 29 2012, 20:56:50 UTC
Да, экспансия и мессианское культуртрегерство свойственна всякой империи. Только бывшие империи, как Британия, Испания, Португалия -- отказались от своих имперских миссий и связанной с ними милитаристской риторики. Россия продолжает на ней настаивать. Сравнение Российской Империи с другими империями -- это как сравнение длины с температурой, или музыкальной культуры -- с производством трикотажа. Латинская Америка и её исторические отношения с Испанской короной лично от меня далеко. Я не историк-романист, и я не живу в Аргентине или Бразилии. Отношения России с прибалтийскими странами -- часть моей жизни, и поэтому интерес мой более чем академический ( ... )

Reply

arhyart February 29 2012, 21:07:44 UTC
Если бы у бабушки было сами знаем что, она была бы дедушкой...

Не хотелось бы в таком стиле... Сами понимаете...

Тогда, наверное, я бы выступал против угнетения маленького и беззащитного русского народца агрессивными и многочисленными латгальскими или курляндскими империалистами, на балтийском языке которых говорит 1/6 часть суши...

Наверное или точно? Впрочем, дело это ваше...

Но балтские племена никогда не экспандировали, но подвергались славянизации или германизации, оставаясь тысячелетия у своей родной Балтики. Наоборот -- ареал их обитания всегда только неуклонно сокращался.

Не было такой возможности...
Что касается сегодняшней политики Латвии, то мне она кажется недальновидной и очень странной. Всё равно с Россией придётся жить рядом... Зачем ругаться-то? Финны, к примеру, не ругаются... И чувствуют себя при этом - отлично!

Reply

edgar_leitan March 1 2012, 08:13:50 UTC
Насчёт стиля -- мы не девицы-институтки, я надеюсь. К тому же самое "то" заменил многоточиями. Вы много у меня "такого стиля" видели? Если у Вас разыгралось воображение, ничего с этим не могу поделать, уж извините ( ... )

Reply


Leave a comment

Up