Воглер один из семи самых известных сценарных гуру в мире. Напомним их: Сид Филд (умер в 2013), Крис Воглер, Линда Сегер, Майкл Хейг (Michael Hauge), Джон Труби, Блейк Снайдер (умер в 2009), Роберт Макки.
Истории создания книги такова.
В 1949 году Джозеф Кэмпбелл американский ученый, специализирующийся на сравнительной мифологии, написал книгу «Герой с тысячами лиц» (The Hero with a Thousand Faces), в которой утверждал, что у большинства народов мира в основе мифологии лежат единая сюжетная композиция. Такую композицию Кэмпбелл назвал мономифом.
Слава к книге и ее автору пришла спустя 30 лет после публикации, когда в конце 1970-х годов Джордж Лукас сказал, что сюжет «Звездных войны» построен на идеях Кэмпбелла. Тысячи сценаристов немедленно бросились читать «Героя с тысячью лиц». С этого момента появилась легенда, что книга Кэмпбелла являлась источником вдохновения для Лукаса при создании сюжета «Звездных войн». В нескольких интервью в 1980-1990 годах Кэмпбелл и Лукас признавали, что работа «Герой с тысячью лиц» оказала влияние на «Звездные войны».
Но в 2002 году Лукас уточнил, что перед запуском проекта «Звездные войны», он действительно старался создать сюжет на основе мифологии, но среди прочитанных книг не было Кэмпбелла. И только после выхода первой серии в 1977 году, Лукас прочитал книгу «Герой с тысячью лиц» и был поражен, насколько его повествование лежит в рамках традиционного мифа. После этого Лукас переделал сюжет следующих серий, чтобы они больше соответствовали концепции «Путешествия героя».
Книга «Тысячеликий герой» представляет собой работу с огромным количеством фольклорных историй и иногда очень туманным пояснениями. Поэтому в большинстве случаев сценаристы читали не саму книгу Кэмпбелла, а краткий семистраничный меморандум, который в 1985 году подготовил Кристофер Воглер, сценарист-аналитик студии Disney.
В соответствии с «Путешествием героя» Дисней переработал сценарии нескольких анимационных фильмов: Алладин», «Король-Лев», «Красавица и чудовище». Также считается, что первая часть фильма «Матрица» седлана на основе «Путешествия героя».
В 1999 году Воглер подготовил расширенную версию своего меморандума в виде книги «Путешествие автора» (The Writer's Journey: Mythic Structure For Writers).
Популярность «Пути героя»/«Пути автора» связано с предположением, что в мифах отражается коллективное бессознательное человечества, поэтому если повторить элементы мифа в фильмах и книгах, то современные зрители и читатели будут воспринимать рассказанную историю через мифологическую структуру на уровне подсознания. Простота структуры Воглера получила признание у многих американских сценаристов.
Воглер заметил, что в кэмпбелловской структуре некоторые элементы представляют собой не внешние события, а внутренние изменения, происходящие в душе героя. Поэтому он выделил две стороны «путешествия героя»: внешнюю и внутреннюю. Фазы превратились в акты. Во второй фазе «Апофеоз» и «Вознаграждение» были объединены, так же как и «Встреча с богиней» и «Женщина-искусительница». Третья фаза была сокращена до трех элементов.
Структура «Путь героя» Кристофера Воглера:
1) Жизнь в обычном мире
2) Зов к приключениям
3) Отказ от зова
4) Встреча с наставником
5) Преодоление порога
6) Испытания
7) Герой достигает сокровенной «пещеры»
8) Высшее испытание
9) Вознаграждение
10) Дорога назад
11) Воскрешение
12) Возврат с эликсиром
Воглер специально отмечает, что к структуре «Путешествия героя» нельзя подходить как к жесткому правилу. Одни элементы можно удалять, другие добавлять, можно переставлять их местами. По мнению Воглера, «путешествие» легко использовать в драмах, комедиях, романтических историях, приключениях, боевиках.
Summary:
Книга Криса Воглера «Путешествие автора» действительно полезный инструмент для писателей.
Воглер, как и большинство успешных «сценарных гуру», внимательно прислушивался к вопросам слушателей семинаров, изменял и совершенствовал свою систему. Многое он почерпнул из работ русского фольклориста Владимира Проппа.
Например, Воглер добавил дополнительный внутренний аспект путешествия героя. Также он предложил восемь архетипических героев для своей структуры, по которыми понимались повторяющиеся образцы поведения персонажей в кино и литературе: герой, тень, наставник, вестник, страж границы, оборотень, обманщик, союзник.
Одним из замечаний к структуре сюжета Воглера является отсутствие главного противника на протяжении всего сюжета. То есть, автор вполне может главного противника ввести в сюжет, но сама конструкция сюжета в рамках концепции Воглера этого не требует.