Издательство «Эксмо» издало книгу Александра Молчанова «Букварь сценариста».
Александр Молчанов работал сценаристами над несколькими российскими телевизионными сериалами, преподавал курсы сценарного мастерства в нескольких киношколах.
В книге раскрывается три основных темы: вопросы композиции сценария, особенности работы сценариста в российском кино и на телевидении, и обширная тема, как организует автор свою работу, как борется с творческим кризисом, как отдыхает, какие у него любимые фильмы, какие фильмы, по его мнению, никто не смотрит и т.д.
Структурно книга разделена на уроки, которые являются отельными занятиями-лекциями на семинарах автора.
Книга легко читается, текст написан в публицистическом стиле.
Молчанов раскрывает особенности реальной работы над сценарием в России, специфику взаимодействия в кино- и телеиндустрии.
Автор постарался написать свою работу живо и увлекательно. Это ему удалось, но в результате книга оказалась очень поверхностной. В тоже время
, видно, что автор много читал профессиональной литературы, знает большинство сценарных и писательских композиционных парадигм.
Причины недостаточной глубины книги могут быть две. Во-первых, автор привык вести устные семинары, где в увлекательной манере, судя по отзывам, рассказывает о сценарном мастерстве. В то время, как глубина изложения достигается обычно нудным и последовательным изложением, а книги пишутся не публицистическим стилем, как это делает Молчанов, а научным, как пример, - Макки «История на миллион долларов».
Второй причиной может быть экономическая. Все авторы-действующие преподаватели курсов не должны полностью рассказывать все, что они знают в книгах, иначе читатели не запишутся к ним на курсы.
В порывах публицистической манеры изложения текста, автор увлекается псевдоинтеллектуальными трюизмами, глупыми обобщениями. Иногда в качестве обоснований использует ошибочные аргументы.
Например, типичное высказывание автора:
«Характер - это главное, что отличает одного героя от другого. Зритель узнает и запоминает героя по его характеру, а не по внешности.Если вы знаете характер своего героя, вам будет просто построить сюжет: нужно лишь воздвигать препятствия между героем и его целью и смотреть, как он в соответствии с особенностями своего характера будет их преодолевать».
Или еще одно гениальное открытие:
«Итак, главная тайна кино: каждую секунду зрителю должно быть интересно, что будет дальше».
Еще одно:
"Знаете, почему футбол популярнее, чем кино? Потому что на футбольном матче всем болельщикам сразу понятно, кто хороший, кто плохой, каковы их цели, и каждая секунда исполнена острейшего конфликта".
С чего решил, что футбол популярнее кино? И почему вообще сравнивает кино и футбол. Пицца, например, еще популярнее чем футбол, там тоже сразу понятно кто плохой, а кто хороший?
Путает причину и следствие:
"Дело в том, что трехактная структура тем и хороша, что сюжетные повороты, увеличивающие зрительский интерес, приходятся как раз в тех местах, где зрительский интерес падает. Но если их перетащить в другое место в сценарии, эти сюжетные повороты не достигнут цели".
Дело в том, что что сама современная «трехактная концепция», которая кстати вовсе не тождественна «трёхактной структуре Аристотеля», не смотря на одинаковые названия, придумана и выработана, чтобы развивать поддерживать зрителя и управлять им. В представлении Молчанова сюжетные повороты должны появляться тогда, когда зрительский интерес падает.
Различие тонкое, но поясним его примером. В заездах Формулы 1 гонщики поворачивает руль (сюжетный поворот) для того чтобы как можно быстрее достигнуть финиша (развязки). В интерпретации Молчанова гонщик поворачивает руль, чтобы не слетать с трасы.
Аналогичные бездоказательные утверждения:
"В отличие от детективных сериалов и мелодрам, имеющих формат 44-52 минуты, ситком гораздо короче - 22-24 минуты. Это связано с тем, что зритель быстрее утомляется от такой сильной эмоции, как веселье".
А как же тогда зрители могут смотреть комедии в кинотеатрах по 90 минут? Наверное, они в этом случае с ума сходят от утомления от веселья? Получасовой и часовой форматы - это исторически сложившиеся форматы на американском телевидении, пришедшие на европейское и российское телевидение. Изначальные причины такого хронометража экономические и законодательные. На британском телевидении эпизоды драматических сериалов до сих пор имеют хронометраж 90 минут, как «Шерлок Холмс».
Вот еще одно заблуждение автора:
"Четвертый акт в вертикальных сериалах появился тогда, когда производственные задачи стали брать верх над задачами творческими, а именно: необходимость иметь двух главных героев, две одновременно работающие съемочные группы, разбиение одной серии на две (вариант сериала выходного дня - две серии по 44 минуты) или другие чисто практические соображения - так появилась необходимость ввести в одну серию двух равноправных сюжетных линий".
Четвёртый акт на телевидении появились из-за того, что часовой эпизод сериала разбивается рекламными блоками (по закону) на четыре части. В США съемки сериала идут не двумя, а одной съемочной группой. В России появляются дополнительные съемочные группы, из-за необходимости снимать сразу несколько десятков серий, в отличие от США, где снимают одну серию в неделю. Что касается двух героев в сериале, то это как раз вопрос композиции. Два главных героя в повествовании позволяют разъяснять зрителю, что происходит на экране (расследование, ситуацию, историю) и создавать конфликт, удерживающий внимание.
Summary
В итоге, книга Молчанова хорошо раскрывает для начинающих писателей и сценаристов специфику работы сценариста на российском телевидении: сценарную запись, авторский договор, командная работа, распределение функций в команде, снимающей сериал.
С точки зрения обучения навыкам писательского или сценарного мастерства, то есть вопросов композиции, Молчанов частично раскрывает только некоторые вопросы: герой, конфликт, идея. Вопросы структуры сюжета (экспозиция, развязка, кульминации, назначение актов) практически не затронуты.
В 1992 году советский сценарист Александр Червинский («Корона Российской империи», «Блондинка за углом», «Афганский излом») перехал в США и написал книгу на основе американских концепций «Как хорошо продать хороший сценарий». Эта книга гораздо подробнее и полезнее раскрывает перед читателем вопросы создания хорошего сценария.