Обзор учебников и пособий для начинающих писателей

May 06, 2015 17:36

В англосаксонской литературе популярна позиция, отражающая отношения к писательству как к обычной профессии, которой можно и нужно учится, в которой опыт с годами позволяет создавать более качественные художественные тексты. Следствием этого в США и Великобритании функционирует индустрия обучения писательству с сотнями учебников, тысячами преподавателей, десятками и сотнями тысяч учеников.

В США в 400-500 университетах открыты курсы по писательскому мастерству, не считая школ, действующих без университетской поддержки. Среди авторов учебников выделяется несколько наиболее популярных преподавателей, называемыми

«гуру».

В американской системе "гуру" ("сценарный гуру", "бизнес гуру") - это способ позиционировать профессионалов, которые активно гастролируют по различным странам и проводят свои тренинги. Этот бизнес поставлен на широкую ногу и занимаются им крупные компании, которые проводят ежегодно сотни и тысячи семинаров и тренингов различной направленности. Для таких компаний "гуру" - способ продать приглашения на семинары. Стоимость участия семинаров зависит от позиционирования автора семинара. Например, в бизнес-среде существует категории самых дорогих "бизнес-тренеров" (всего несколько человек), которые получают за выступление по 40 тыс. долларов.

Самыми известными сценарными и писательскими «гуру" в США и Европе считались семь человек: Сид Филд (умер в 2013), Крис Воглер, Линда Сегер, Майкл Хейг (Michael Hauge), Джон Труби, Блейк Снайдер (умер в 2009), Роберт Макки. В 2013 году в России семинар Труби стоил порядка 500-600 долларов для одного участника. В Великобритании семинар (ноябрь 2013), под громким названием Лондонский саммит сценаристов (London Screenwriter's Summit), на котором должны были участвовать пять "всемирных сценарных гуру" стоил по 395 ф.ст плюс НДС (примерно 650-700 долларов) за приглашение.

«Сценарное мастерство» подразумевает не только создание сценариев, но и романов, рассказов. Школы и курсы делают акцент на сценариях в связи с большей востребованностью сценаристов и их высокой гарантированной зарплатой. По принципам преподавания и программе обучения сценарные и писательские курсы практически ничем не отличаются.

Из книг семи «гуру» на русский язык переведены работы четырех авторов: Сид Филд «Сценарий», Блейк Снайдер «Спасти кошку», Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим», Роберт Макки «История на миллион», Кристофер Ворглер "Путешествие писателя". Краткое содержание концепций Труби и Хейга можно найти в любительских переводах.

Благодаря качественному переводу и полезной информации для авторов, в России стали популярными учебники Джеймса Фрея под названиями «Как написать гениальный роман», «Как написать гениальный роман-2», «Как написать гениальный детектив». Оригинальное название учебников «How to write a damn good novel» - «Как написать чертовски хороший роман».

На русский язык также переведена работа Лайоша Эгри «Искусство драматургии», которая до конца 1970-годов была основным методическим пособием для сценаристов.

Кроме того, на русском языке изданы еще несколько работ английских и американских преподавателей: Найджел Воттс «Как написать роман», Александр Смит «52 способа написать бестселлер», Ричард Уэбстер «Как написать бестселлер», Скип Пресс «Как пишут и продают сценарии в кино», Юрген Вольф «Школа литературного мастерства» и другие.

Помимо книг профессиональных преподавателей на русский язык переведены еще две группы работ полезных для начинающего писателя. К первой группе можно отнести литературоведческие и отраслевые работы: Хосе Ортега-и-Гассет «Мысли о романе», Эрих Ауэрбах «Мимесис», Умберто Эко «Шесть прогулок в литературных лесах» и «Откровения молодого романиста», Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий Герой», Джил Дэвис «Отбор и оценка рукописей», Адре Шифман «Легко ли быть издателем», Джозеф Уильямс «Стиль», Спрэг Де Камп «Лавкрафт», Джон Лоусон «Теория и практика создания пьесы и киносценария».

Последняя группа работ на интересующую тему создана известными писателями: Варгас Льоса «Письма молодому романисту», Айн Рэнд «Искусство беллетристики», Стивен Кинг «Как писать книги», Колин Уилсон «Мастерство романа».
Российская литература

Российская и советская литература, за небольшим исключением, вопросами создания прикладных пособий для писателей не интересовалась.

В 1920-годах, когда в литературу хлынули тысячи полуграмотных пролетарских авторов, были созданы несколько работ специально ориентированных для начинающих писателей: Виктор Шкловский «Техника писательского мастерства» (1927) и «Развертывание сюжета» (1921); Максим Горький "Письма начинающим литераторам" (1930).

В советское время вопросами обучения писателей стало заниматься государство и Партия. Был создан Литературный институт, в котором готовили «правильных» писателей», «идейно выдержанных» и пролетарского происхождения. В течение трех-четырех летнего курса обучения студенты получали литературоведческое образование, включая историю и теорию литературы, литературную критику. Одним из предметов была поэтика.

Поэтика, как одна из основных дисциплин литературоведения, занимается вопросом, как создаются литературные произведения. За несколько десятилетий у поэтики в Советском Союзе были этапы и подъема, и забвения.

В 1990-годах произошел разрыв советской литературоведческой традиции и творчества новых писателей. Читательский интерес сдвинулся в область массовой литературы, в то время как советская поэтика была ориентирована в основном на изучение «высокой литературы». Новые авторы ничему не могли научиться у российского литературоведения и стали использовать иностранные пособия для писателей.

Современным авторам практически не знакомы работы советских и российских писателей, литературоведов, редакторов и критиков: Борис Томашевский «Теория литературы» (1925); Владимир Пропп «Морфология сказки» (1925) и «Исторические корни волшебной сказки» (1948); Борис Успенский «Поэтика композиции» (1970); Елена Карцева «Вестерн. Эволюция жанра» (1976), Елеазар Мелетинский «Историческая поэтика новеллы» (1990), Борис Стругацкий «Комментарий к пройденному» (1998), Лидия Чуковская «В лаборатории редактора» (1960), Нора Галь «Слово Живое и мертвое» (1972), Роман Арбитман «Поединок Крысы с мечтой» (2007), Владимир Гопман «Золотая Пыль» (2011) и многие другие.

После 1990 года российские писатели, сценаристы, литературоведы, критики написали сотни статей о различных аспектах и этапах создания литературных произведений, но только семь авторов опубликовали книги о том, как писать книги или сценарии.

В 1992 году советский драматург Александр Червинский (род. в 1938), создавший сценарии для более 20 фильмов, в том числе «Корона Российской империи», «Блондинка за углом», «Афганский излом» написал книгу «Как хорошо продать хороший сценарий». Червинский в это время работал в США и штудировал американские учебники сценарного искусства.

«Поэтому я, профессиональный драматург, всю жизнь писавший сценарии наугад, безо всяких правил, теперь, прочитав эти книжки, знаю - я потерял массу времени зря на интуитивные поиски давно известных приемов сценарного творчества». А. Червинский «Как хорошо продать хороший сценарий».

Червинский, тридцать лет проработавший в кино, так охарактеризовал некоторые приемы советской драматургии:

«Советское кино изобилует сценами, в которых просто повествуется о жизни, сценами, никак не связанными с мотивировкой героя, сценами, выпадающими из сюжета и заставляющими зрителя скучать. Авторы и режиссеры любят эти сцены потому, что они «как в жизни» или «хороши сами по себе».

В своей книге Червинский обобщил принципы американского сценария и практику советской драматургии.

Одну из самых хорошо структурированных и продуманных работ по искусству создания художественных произведений написал Александр Митта. Митта (род. в 1933), как сценарист и режиссер, снял 17 фильмов, в том числе «Экипаж», «Сказка странствий», сериал «Граница. Таежный роман». За фильм "Затерянный в Сибири", англо-советского производства, он номинировался на американский «Золотой глобус» и «Оскар» от Великобритании. На его концепцию и преподавательские взгляды огромное влияние оказала работа в США в начале 1990-годов, где он ознакомился с американскими системой кинопроизводства и теорией сценария.

С 1993 года Митта преподает курс режиссерского мастерства в немецкой киношколе в Гамбурге. Как итог размышлений о профессии, в 1999 году он написал книгу «Кино между адом и раем». В работе Митта объединил американскую сценарную теорию и советский режиссерский опыт, что очень хорошо заметно в использовании терминологии.  Для американского понятия «структура сценария», Митта использует советский термин "конструкция сюжета"; голливудская теория требует вызвать эмоции у зрителя и читателя, а Митта использует понятие, широко применяемое советской драматургией - катарсис (из «Поэтики» Аристотеля).

В 1999 году были изданы учебники по писательскому мастерству, написанный двумя популярными в то время авторами Юрием Никитиным «Как стать писателем» и Николаем Басовым «Творческое саморазвитие, или, Как написать роман». В книгах чувствовалось умение авторов создавать увлекательные сюжеты, но изложение оказалось на редкость плохо систематизированным. Никитин и Басов сосредоточились на личном опыте, поэтому книги отличались субъективными оценками и недоказанными обобщения. Несмотря на переиздания, начинающие писатели оценили книги, как малополезные.

В 2013 году появилась работа Елены Хаецкой «Как писать книги».  Опытный писатель, редактор и профессиональный филолог смогла создать полезную и легкую для восприятия книгу для начинающих авторов.

В 2013 году была издана книга «Десять искушений» популярных фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, публикующихся под псевдонимом Генри Лайон Олди. Книга представляет собой сборник статей и записей семинаров за 2004-2011 годы.

Работа Олди представляет собой яркий пример того, что полезную книгу для начинающих писателей может создать только автор, постоянно находящийся в контакте с этой группой читателей. Олди на протяжении многих лет ведут семинары для начинающих авторов. Статьи Олди посвящены актуальным на тот момент вопросам, которые интересовали всех писателей: что такое роман, кто такой писатель, значение и жанровые принципы фантастики, как начинать и как заканчивать роман, что такое экспозиция и кульминация и так далее.

Книга Олди, хоть и не представляет целостную концепцию «Как написать роман», но позволяет получить начинающему писателю ответы на широкий спектр волнующих его вопросов.

Очень хорошо заметно, что по темам, которые обсуждаются на семинарах Олди, произошел разрыв между современными писателями и двухсотлетним опытом русского литературоведения.

Одной из последних по времени издания стала в 2014 году книга Михаила Ахманова «Литературный талант. Как написать бестселлер». Ахманов представляет собой редкое сочетание успешного автора, написавшего более 40 романов, и преподавателя литературных курсов. Как преподаватель, Ахманов смог охватить в своей работе все актуальные вопросы писательской работы от вопроса, для кого пишет писатель, до заключения договора. Недостатком работы стала абсолютизация собственного опыта написания книг, что привело к субъективности раскрытия вопросов творческого процесса.

Таким образом, в распоряжении начинающего писателя имеется достаточное количество учебников по написанию книг на русском языке разного уровня качества, направленности и осмысленности.
Previous post Next post
Up