Писательская техника Олди, или что написали бы Олди в своем учебнике для начинающих писателей?

Apr 23, 2015 17:44






Рецензия на книги «Десять искушений» и «Призрак японского городового» писателей Г.Л. Олди.
Генри Лайон Олди - псевдоним известных писателей-фантастов Олега Ладыженского и Дмитрия Громова. Авторы пишут вместе с 1991 года, опубликовали порядка 60 романов, награждены около 50 наградами и премиями.
Олди являются уникальными для России писателями. На протяжении четверти века продолжается их продуктивная совместная работа. Авторы в отличие от остальных известных писателей активно делятся собственным опытом с начинающими писателями, читают лекции, пишут публицистические статьи, проводят ежегодную выездную школу «Партенит».
В этой рецензии рассматривается только статьи и книги, написанные Олди в качестве учебных пособий для начинающих писателей. В качестве таковых изданы две работы, представляющие собой сборники статей, лекций, конспектов семинаров. В работе «Десять искушений» (2013) собраны материалы за 2004-2013 годы, в которых Олди дают интерпретацию (в большинстве своем классическую) ключевым литературоведческим и драматургическим понятиям: роман, фантастическое допущения, конфликт, пери

петия, катарсис, сюжет, фабула, завязка, диалог, герой, развязка, тема, идея и т.д.
В «Призраке японского городового» (2015), в которых собраны статьи и лекции за 2013-2014 годы, авторы продолжают рассказывать о принципах писательского мастерства.
Большинство авторов учебных пособий для писателей всегда сообщают, сколько тысяч различных сценариев или романов они проанализировали, что их работа или система является объективной и полезной для начинающих. Что, кстати, не всегда является ложью.
Олди не написали отдельную работу с целостным и систематизированным представлением собственной системы, «как написать фантастический роман». Они всегда признаются, что их советы и опыт индивидуален, каждый может как воспользоваться ими, так и отвергнуть. При этом большинство их учеников признают высшую степень полезности лекций статей Олди. В чем же парадокс?
Значительное влияние на писательскую технику авторского тендема оказал театральный опыт. Ладыженский получил высшее режиссерское образование, а в 1984-2000 годах руководил театром -студией «Пеликан» в качестве режиссера-постановщика. Будущие соавторы познакомились в 1990 году в театре «Пеликан», куда Дмитрий Громов пришел актером-любителем.
Алгоритм создания роман у них состоит из нескольких последовательных этапов.
Первоначально, они продумывают тему, идею произведения, конфликт. После этого придумывают героя и сюжет, выбирают точку зрения, с помощью которых лучше всего удается раскрыть идею произведения. В итоге их план составляет 40-60 тыс. знаков (1-1,5 а.л.), в котором прописаны экспозиция, завязка, кульминация, развязка, ключевые сцены.
«Сначала мы всегда разбираем СТРАТЕГИЮ. Не фразы корявые, а стратегические узлы текста. Первый стратегический пункт: тема произведения. Это материал и проблематика. Материал: время и место действия. Проблематика - основа, на которой будет строиться конфликт. Человек, не читавший вашей книги и услышавший тему - краткую формулировку, одно предложение буквально, может, два - должен уже знать, о чем произведение и на чем будет построен конфликт". Олди, Призрак японского городового.
Олди, на основании собственного опыта, могут еще на этапе планирования определить какой объем текста им понадобится для раскрытия конфликта и сюжетных линий, какова будет структура романа. Основной единицей структуры у них выступает глава, объемом в 0,8-1,5 авторских листа. Глава делится на восемь-десять «внутренних частей» объемом 5-10 тысяч знаков.
Композиция Олди состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации (с желательным катарсисом), развязки.
Сюжетная система Олди очень похожа на классическую «пятиактную пирамиду» немецкого драматурга XIX века Густава Фрайтага, одного из основателей теории драматургии.  Сама пятиактная пирамида не сильно отличается от современной «трехактной парадигмы» Сида Филда. Основное отличие в последнем акте. Олди, как и Фрайтаг, различают в финале кульминацию, катарсис и развязку, в то время как большинство современных сюжетных концепций делают их почти тождественными.
После разработки плана Олди книгу пишут последовательно, сцена за сценой, часть за частью:
Мы пишем последовательно. Иногда бывает, что чуть-чуть забежали вперед - ну, на полглавы. Сложился какой-то эпизод раньше времени, мы уже четко знаем, что он будет, допустим, через десять условных страниц - его прописали, а потом по сюжету добрались. Случается, но, во-первых, нечасто, а во-вторых, не очень далеко. Написав первую треть книги, мы финал никогда не станем писать, однозначно. Даже если мы его продумали досконально, он ярок, и мы знаем, чем роман закончится. До финала надо дойти - по эмоциональному настрою, по логике повествования, по изменению характеров… Самому надо измениться в должной мере. Иначе получается рваная картина: набросал ярких пятен, а потом начинаешь прописывать связки. Выходит, ты создал уже все самое интересное, что у тебя стояло перед глазами, живое и трепетное - классное, эмоциональное, драйвовое или концептуальное… Теперь берешься сшивать, и в итоге получается, что связки - не пришей кобыле хвост, что они написаны левой задней ногой, лишь бы скорее добежать до знакомого классного эпизода. Олди, «Десять искушений».
Олди широко используют в работе над книгами теорию театральной драматургии и режиссуры. Как авторы, Олди выступают режиссерами своих романов. Они определяют интересную тему и идею, набирают на роли героев своей драмы актеров (персонажей) и смотрят, насколько они могут «вытянуть сюжет» и доказать выбранную идею. Где не хватает - добавят мелодрамы, где нужно - трагедии или комедии. Привлекут нужных героев или уберут лишних. В итоге разыгрывается роман с прописанными ролями и кульминацией в финале.
Сборники статей и лекций Олди, не смотря на отсутствие целостной системы, представляют для начинающего писателя очень полезные учебные пособия (учебники), позволяющие четко представить себе весь процесс работы над литературным произведением и его составные части.
Такая результативность уникальна для успешных писателей, которым обычно не удаются полезные пособия по писательскому мастерству. Объяснение такому парадоксу, помимо личных способностей, - знание теория драматургии, практический режиссерский и актерский опыт.

Previous post Next post
Up