Прочитал учебник для писателей Александра Мазина «Мастер текста». Книга по отзывам в интернете вызвала различную реакцию, от позитивной до обвинений в сексизме и высокомерии.
Об авторе
Александр Мазин - известный писатель и опытный издатель. Мазин, если верить фантлабу, написал более 50 романов. Большая часть из них написана в рамках 10 циклов (от 2 до 14 романов в каждом). На сайте писателя указано, что его книги изданы трехмиллионным тиражом.
Кроме того, Мазин участвовал в создании издательств «Крылов», «Астрель-Спб», в последнем он руководит редакцией фантастики. Мазин участвовал в качестве вдохновителя и координатора в нескольких фантастических «проектах» (межавторских циклов), в том числе «Кремль 2222».
Александр Мазин также читает лекции в рамках курса «Мастер текста», организованного издательством «Астрель-СПб». В одной из рецензий я уже давал положительную оценку
учебнику преподавателя курсов Александра Прокоповича.
На курсах Мазин читает лекции по структуре произведения, миссии писателя, вдохновении.
О содержании
В книге 13 глав и вступление. Четверть объема текста посвящено теме творчества, «дара», миссии писательства. Четыре главы посвящены персонажам, миру и сюжету, финалу. В четырех главах рассказывается об издательском бизнесе.
Я уже указывал на причины,
почему хорошие писатели не могут написать хорошие учебники для писателей. Книга Александра Мазина представляет собой типичный учебник, написанный опытным писателем для начинающих писателей с типичными достоинствами и недостатками.
Мазин, как автор пятидесяти романов, представляет свой опыт, свое видение литературного творчества, свою концепцию написания романов в виде единственно правильной системы. Собственно говоря, именно в этом убеждены и другие опытные писатели и авторы аналогичных учебников: Стивен Кинг
(«Как писать книги. Мемуары о ремесле»), Рей Брэдбери (
«Дзен в искусстве написания книг»), Варгас Льосы («
Письма молодому романисту»), российские писатели
Юрия Никитина «Как стать писателем» и Николая Басова («…Как написать роман»). Все они не представляют, что можно подходить с другой парадигмой, отличающейся от их способа написания романов.
Писательский бэкграунд Мазина представляет собой романы в форматах исторический или фантастический боевик. Поэтому его советы в отношении сюжета, персонажей, отражают особенности этих жанров.
К примеру, Александр Мазин отрицает необходимость при написании романа управляющей идеи, мол, это мешает творческому потоку. Писатель, который более 20 лет пишет романы в формате мужской боевик даже не замечает, что маскулинная идея «доминирующий мужчина-боец-полководец» является сутью его авторской позиции и определяет драматический контекст всех его произведений.
Причем сам Мазин в другом месте своей книги написал противоположный тезис: «Да, финале должна быть мораль. То бишь некое воплощение позитивной (или не очень, смотря какие цели у вас) идеи… И следовательно финал есть окончательное подтверждение вашей движущей идеи».
Или, Мазин советует не использовать синопсис, также мешает «творческому потоку». Опытному автору, после написания 50 романов действительно не нужны планы и синопсисы, он заранее понимает сколько ем нужно персонажей для раскрытия главного героя, какие события и в какой момент он вставит в сюжет. Это называется темпоримт. А начинающему писателю план и синопсис важен для отбора событий, проверки сюжетных арок и раскрытия персонажей. Иначе - огромная работа по переработке написанного текста романа, фактически двойная-тройная работа по переписыванию и написанию нового романа. Плюсы плана хорошо описала в своей книге
Карен Визнер «Живой текст». Из ошибок автора - это пример и цитаты «доктора Джеймса Роджерса». Это интернет-фейк.
В комментариях к Макки Александр Мазин не заметил разницу в коннотациях иронии в русском языке и английском. Ирония в русском языке всегда связана с юмором, смешным, а в английском языке ирония более соответствует смыслу «драматической иронии», разнице между сказанным или идеей и реальностью.
Очень информативными являются разделы, в которых Александр Мазин, опытный писатель, редактор и издатель рассказывает об особенностях функционирования российской книжной индустрии: о проектах, гонорарах, отборе рукописей, редакторской работе, «литературных неграх» и так далее.
«Это значит, что вам никогда не прибавят гонорар, если вы об этом не попросите. И постараются отжать максимум, хотя с начинающих в общем-то и отжимать нечего, так что это пока - не ваши заботы».
«Первое, что должен уяснить начинающий автор - циничную правду. Для редактора он никто и звать никак. У редактора «самотека» - по сотне писем в неделю. А то и по тысяче».
В итоге
Александр Мазин действительно опытный писатель, он акцентирует внимание читателей на правильный элементах как произведения, так и творческого процесса. Но в силу того, что Мазин начал писать более 20 лет назад, он уже не помнит проблемы начинающих писателей, что необходимо подробно рассказывать о композиции и процессе создания литературного произведения начиная с простых элементов, не забывать приводить примеры. А Александр Мазин фактически проносится по верхам.
Например, многие писательские учебники подробно, с примерами рассказывают, что герой в романе должен измениться, объясняют почему, показывают, как это сделать. Мазин тоже об этом вспоминает и кратко пишет в одном месте: «Во время кульминации ваш герой должен измениться».
В учебнике Мазина читатели получают ответы не на вопросы, интересующие большинство начинающих писателей, а узнают о взглядах автора на темы важные для него: писатель и его «дар», жизнь и миссия писателя, этичность писательского и редакторского поведения.
Кроме того, Мазин избыточно многословен. Правильные идеи и мысли погружены в тонны текста, которые начинающему писателю невозможно просеять, чтобы найти полезные идеи. Осознавая эти недостатки, автору приходится обозначать важные идеи в тексте полужирным выделением (bold).
Учебник Мазина не позволит научиться самостоятельно писать романы, хотя подготовленный начинающий писатель сможет увидеть, что автор думает о ключевых элементах композиции и процесса написания романа.