Очень часто писатели критикуют авторов учебников по написанию романов, мол "у самих-то написано в лучшем случае одна малопопулярная книжка и чему тогда у них научишься?".
После прочтения двух "учебников" о том, как написать роман за авторством Юрия Никитина и Николая Басова, у меня укрепилась мнение, что как раз у успешных писаталей нельзя научиться потому, что они хорошие романисты, но учителя из них никакие.
Басов и Никитин издали каждый по несколько десятков романов, у каждого своя группа фанатов. Особенно много их у Никитина.
Юрий Никитин "Как стать писателем" (издания 1999, 2004, 2007)
Как выяснилось Юрию Никитину уже за 70 лет (родился в 1939 году).
Никогда бы не подумал, что автор "молодежных" романов о Ричарде Длинные Руки уже мог бы спокойно сидеть на пенсии. Можно только восхититься и позавидовать его энергичности, трезвости мышления.
Скорее всего Никитину повезло с генами, в молодости он занимался спортом и стал мастером сразу в нескольких дисциплинах. Кроме того он закончил с отличием литературные курсы и еще в советское время успел издать несколько романов.
В самом начале книги Юрий Никитин сообщает нам, что написал учебник о том как писать романы, и даже предупреждает читателя, что его отговаривали все коллеги:
В этой книге расскажу вещи достаточно очевидные для меня, профессионального писателя, но которые вот уже который год вызывают раздраженный вой у большинства людей, считающих себя литературной элитой. И от всех слышу это озлобленное: сволочь, не выдавай секреты!
И от всех слышу это озлобленное: сволочь, не выдавай секреты! Это же сколько придурков ломанется в писательство! Нас же в такой массе перестанут замечать!!!
а вот в середине
Только один из знакомых писателей сказал откровенно: Юра, а на фиг ты выдаешь им наши секреты? Мы горбом их постигали, каждый в одиночку изобретал, сколько шишек набили!.. Сколько ошибок, разочарований, потерь, тупиковых путей! А ты все отдаешь готовенькое… Пусть и они, гады, погорбатятся.
но самом деле в этом эссе о том, кто такой писатель в России, начинающий автор найдет мало чего полезного.
Приведу ниже наиболее яркие цитаты и отмечу, что на самом деле, между строк заметны профессиональное мастерство автора и что у него есть отработанная методика, и работает над романами по определенным планам и схемам.
Именно так любой автор работает и с собственным художественным произведением, подтесывая то в середине, то в конце, то просматривая концовки глав, чтобы сделать их поярче, ибо КОНЦОВКИ ГЛАВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТБОРНЫМИ. По крайней мере, над ними надо работать более тщательно. Считайте, что это уже начало обучения, так что, пожалуйста, лучше всего выписывайте такие ключевые правила на отдельный листок
это кстати и последнее , что можно записать на листок в плане писательских приемов
о роли писателя и о читателях
Запомните: вы не официанты! Вы даже не артисты, которые исполняют концерт по заявкам, а на бис выходят, раскланиваются и снова поют то, что больше всего понравилось залу. Вы рождены быть вождями. Ну а кем станете - вопрос другой.
Писатель должен писать без оглядки на тупое стадо, чем на самом деле является большинство читающих, лишь процентов десять от общего числа усваивают ваши мудрые мысли, вообще понимают, остальным же дайте побольше выстрелов, изнасилований, погонь, колдунов, рыцарских турниров, эльфов с остроконечными ушами и «хорошо сбалансированные мечи»…
Помню, я застал еще Ивана Поддубного, неоднократного чемпиона мира по классической борьбе.
А вот с характерами, образами, сюжетом, композицией и прочими необходимыми атрибутами - намного сложнее, это ближе к вершине пирамиды.
вот о чем нужно было писать, но об этом, как раз - ничего.
Некоторые работы пришлось издавать за свой счет
Когда вышла «Ярость», изданная за свой счет, ибо ни одно издательство не решалось опубликовать, то я был окружен ореолом мученика, а когда я выгуливал собачку, охраняли добровольные отряды на улице и в скверике, ибо угроз расправиться было многовато. Издавать приходилось малым тиражом (5 тыс. экз.), самому возить бумагу, забирать тираж и развозить в магазины. Прибыли не было, все уходило на следующий тираж, на следующий, на следующий… Работал на энтузиазме, это все знали и приветствовали, это уважали, и перед этим снимали шляпы даже ярые противники
Добавим в записную книжку или надпись на стену: Женщина - всего лишь функция.
а вот это действительно важно:
Самое главное в романе. Мера романа - это… …не виртуозный язык, как вам прожужжали ухи знатоки, а сдвиг характера.
…и уметь посмотреть на свою рукопись чужими глазами. Буквально!
это важно! и об этом говорят большинство учебников.
В баймы я режусь по двенадцать-четырнадцать часов, не отрываясь от монитора. Иногда и ночь захватываю целиком, ничего не случается, а играю со времен диггеров, когда пришествие «Принца», «Golden Axe» и «Crime wave» знаменовало неслыханный скачок в баймостроении.
Баймы это на никитинском языке - компьютерные игры.
вторая половина книги посвящена критике Бунина:
"никакой он не великий стилист, я лучше".
Далее борьба с "гусеницами", деепричастными оборотами, сорняки и т.д.
Николай Басов, автор нескольких десятков романов
Написал "Творческое саморазвитие, или Как написать роман" в 1999 году.
Эта работа, хоть и позиционируется как учебник, таковым не является, так как материал совершенно не структурирован, не выделены главное, части не выстроены в иерархическую систему.
Изложение сумбурное и малополезное.
Но по сравнению с появившимся в это же время Никитинским "как стать писателем" является чуть более полезным.
В отличие от Никитина, Басов некоторое время работал переводчиком и поэтому имел доступ к западным учебникам по написанию романов, но о заимствованиях он рассказал очень мало.
Басов рассказал о сюжете и даже привел "восмипунктовую дугу" (популярную в Британию сюжетную систему) обозначив ее как "Десять элементов романа", кроме того он также привел систему создания персонажа/характера/героя из 8 частей, почерпнутую от-туда же.
Интересно, что Басов не стал обсуждать популярную тему у литераторов, что главнее сюжет или характер.
Некоторые вещи у Басова, по нынешним временам, звучат просто диковато.
Вот например как он описал, что такое сюжет и фабула
"В отличие от сюжета, который в западных учебниках сплошь и рядом идентичен термину intrigue - «интрига», замысел может быть соотнесён с термином plot, что переводится как «фабула». Каждому, кто вдумчиво отнесётся к этой терминологической эквилибристике, которую я и сам не люблю (просто без неё как-то неловко двинуться дальше), станет более-менее понятно, что интрига (сюжет) нечто менее крупное и объёмное, чем фабула (замысел).
Кому-то это может показаться совершенно неправдоподобным, но замысел - это такая штука, которая возникает в сознании очень легко, почти мгновенно, слитно и очень - не побоюсь этого слова - притягательно. В этой особенности - его сила. Этим он отличается от остальных моментов романа, которые возникают у нас в головах, требуя усилий, работы, иногда длительной и напряжённой.
Как правило, замысел даёт представление о многих положениях романа. Прежде всего о том, какой конфликт в нём должен быть рассмотрен. Когда замысел более-менее понятен, всплывает сюжет. Как это происходит, почему фабула непременно тащит за собой такую структуру, этого не понял, кажется, ни один теоретик даже из такой науки, как психология творчества.
Творческий метод Басова:
В этой главе мы вообще подошли к проблеме, ради которой написана эта книжица, очень близко. Герой и автор, и так-то не очень далёкие величины, в иных случаях вовсе сливаются.
Некоторые забавные вещи, по нынешним временам:)
"Обычно за тираж до 50000 экземпляров я прошу восемь процентов, до 100 000 девять процентов и свыше - десять. Просить больше десяти для русского автора пока неприлично, так даже очень великие не поступают".
Почему книжка получилась именное такой, дает ответ сам Басов:
"Должен признаться, что каждый свой роман я начинаю совсем не так, как советую тебе. Иногда у меня даже нет замысла, вернее, у меня нет замысла того романа, на который я заключил контракт, за который сплошь и рядом уже получил аванс".
Сам автор рассказывая о типах романов, реокомендовал категорически не писать роман-эссе, но именно к такой форме и относится его работа.
Summary
в 1999 году когда появились книги Басова и Никитина, в продаже не было ничего похоже на учебник для начинающих романистов и поэтому они были полезны. Но сейчас эти работы могут удовлетворить только биографический интерес к личностям авторов.
Книги Джеймса Фрая, которые по объемы примерно в три раза меньше чем одна книжка Никитина содержит в себе в десятки раз больше полезного для писателя инструментов и идей.
Кроме того, в 1993 году советский сценарист Александр Червинский (более 20 фильмов, в т.ч. Корона Российской империи, Блондинка за углом, Афганский излом) написал книжку "Как хорошо продать хороший сценарий", в которой в краткой форме пересказал то, что прочитал в американских учебниках.
И работа Червинского также на порядок полезнее Басова и Никитина.
Кроме того, к моменту выхода книг Басова и Никитина существовал учебник Лайоша Эгри "Искусство драматургии". Не знаю, когда он был переведен на русский, но написан в 1942 году. Эгри является классической работой, о которой упоминают все современные учебники по писательскому мастерству.