На смерть культуры III. Записки «чужого». Андрей Кончаловский «Низкие истины».

Mar 06, 2015 10:53


«Итак, о чем я буду писать здесь? О себе.
О людях, с которыми встречался. О фильмах,
которые снимал. О поступках, которые
совершал или не совершал. О мыслях,
которые передумал.»

Андрей Кончаловский. Низкие истины

А впрочем: о чем может говорить
порядочный человек с наибольшим
удовольствием?
Ответ: о себе. Ну так и я буду говорить
о себе.

Ф.М.Достоевский. Записки из подполья( к оглавлению)

Итак, записки «чужого». Андрей Кончаловский «Низкие истины»:



Открыл в произвольном месте и первое, на что наткнулся глаз, было:

«Мы встретились с ним и с Таней Штейн, дочкой драматурга Штейна, моей юношеской любовью. Таня была на два года старше меня, мы уже целовались.»

Нет, когда подобное я слышал в текстах группы "Мальчишник", это было "нормальным", но тут как-то озадачило.


image Click to view


Мальчишник - Секс без перерыва
Ну, во-первых, я не знаю судьбу Тани Штейн, и ей такие подробности может и польстят, но не факт, что окружающим ее людям будет приятно узнать о том, как и с кем она когда-то целовалась. Да и просто, как мне кажется, обидно войти в историю как некто, с кем кто-то в юности целовался? Неужели нельзя было как-то иначе вспомнить Таню? Ну а собственные родственники, дети, жена? Или это "высокие отношения"? Удивился и продолжил листать дальше:

«Он был очарователен, красив, ничем не походил на русского, феноменально говорил по-английски, что не удивительно - он был сыном дипломата, учился в Англии. От его галстуков, стиляжьих, американских, с абстрактным орнаментом, я просто шатался.»

Что это? Это пишет отечественное культурное "рафинэ"? Это то, что оно считает достойным поведать о себе городу и миру? И только мне это напоминает из Чехова?

"Милая, совсем не к лицу тебе этот пояс... Это безвкусица. Надо что-нибудь светленькое. И тут везде я велю понасажать цветочков, цветочков, и будет запах... (Строго.) Зачем здесь на скамье валяется вилка? (Проходя в дом, горничной.) Зачем здесь на скамье валяется вилка, я спрашиваю? (Кричит.) Молчать!".
Чехов. «Три сестры»
Но двинемся дальше. "Ничем не походил на русского" - какой изысканный комплимент, да? В дальнейшем у Кончаловского это развилось в откровения на страницах "Gazeta Studencka":

«Русских вообще отличает определенная ксенофобия. Не только по отношению к чеченцам, но и к грузинам, узбекам, таджикам, всем, кто не русские. Это понятно - ведь они забирают у русских работу, не пьют, а работают. А русские предпочитают иметь свою водку и быть освобожденными от каких-либо обязательств. Это несчастная ситуация. Но такова правда.

Конечно, так и есть. Это рабство проявляется в способе мышления и восприятия мира. Русскими всегда кто-то должен руководить. Он должен сказать им, что делать. Десять лет свободы уничтожили Россию. Русские так и не воспользовались ею для создания чего-то положительного. Большей частью, за исключением горстки бизнесменов, которые сделали себе миллионные состояния, они воспользовались свободой только для того, чтобы обеднеть. Это только указывает на то, что российской культуре не нужна свобода.

Русские очень плохо работают, не платят налогов, выбрасывают своих детей на улицу. Таких детей в России миллионы!»
Читать полностью: http://inosmi.ru/panorama/20041029/214206.html
Правда так он говорит полякам, русским подобное так говорить он пока стесняется, но тем не менее отношение проглядывается:

«Русский народ не мертвец, чтобы о нем говорить только хорошо. Это живой, полный сил, талантливый народ, который просто еще не прошел свой исторический путь, ведущий к процветанию и успеху каждой личности»

Вот так оно все и прорастало. Но вернемся к воспоминаниям. Так что же получается, наша "культурная" элита росла в среде, где, чтобы быть «крутым», надо:

1. Не походить на русского и быть носителем западной культуры
2. Быть сыном "крутых" родителей
3. Красиво одеваться

И это пишет носитель "высокой" культуры, который учит морали и нравственности? И так "тонко" и "глубоко" ужасается падению нравов?

«- Так... кто же... убил?.. - спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.
- Как кто убил?.. - переговорил он, точно не веря ушам своим, - да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»
Достоевский. «Преступление и наказание»
Вот они и убили-с и культуру-с, и мечту-с, и надежду-с. А ведь страна дала им все. Смотрите сами:

«Помню, однажды, еще до смерти Сталина, все той же компанией мы полетели в Гагры купаться. Пошли в ресторан, выпили, мне тоже чуть-чуть наливали.»

Что тут написано? Еще до смерти Сталина? Это значит, что страна мучительно восстанавливается после войны, карточки, работа без выходных, «дело врачей», «ужасы и притеснения» «кровавого тоталитаризма», а «золотая молодёжь» летает в на море бухать и купаться. Но обращу внимание на: «мне тоже чуть-чуть наливали». Какой повод для гордости? Элита, высокая культура, голубая кровь.

А как же подобные люди любят болтать языком! Ну конечно Юлиан Семенов не был агентом КГБ, «он просто знал людей из этого мира - Андропова, Примакова». Мы же все понимаем:



Михаил Шемякин, режиссёр Оливер Стоун с женой и Юлиан Семёнов. Нью-Йорк, 1987 год
«Первая зарубежная поездка Юлика была в Афганистан, потом в Пакистан. Могу представить себе его желание стать агентом, разведчиком.



Но чекистом он никогда не был. Разговоры об этом - чушь. Он просто знал людей из этого мира - Андропова, Примакова (с ним они вместе учились, на похоронах Юли Примаков стоял у его гроба). Он был очень хорошим журналистом, любил ездить по миру, готов был все для этого сделать»



Юлиан Семенов с японским дипломатом и Аллой Пугачёвой
Особенно мило «готов был все для этого сделать». С Семеновым кстати отдельная история, как раз и показывающая, что дело тут не в персоналиях. Это была определенная система. Впрочем почему была? Она и есть. Но рождалась она как-то так:

«Помню, я попал на «Порги и Бесс», оперу Гершвина, исполнявшуюся в Большом театре гастрольной американской труппой. Представление произвело не слишком большое впечатление, может, потому, что ждал гораздо большего. Все-таки Гершвин! А это была вполне традиционная опера. Но в курительной комнате меня ждало потрясение.

Я стоял, смотрел вниз и увидел очень красивые лакированные туфли, узкие черные лодочки - у нас такие носили только дамы. Все московские мужья мечтали о таких для своих жен.»

Обращаю внимание на: «Но в курительной комнате меня ждало потрясение» - «Я <…> увидел очень красивые лакированные туфли» - «Все московские мужья мечтали о таких». И что удивительно, автор же не понимает как чудовищно это все звучит! Ходил в Большой театр - видел такие классные туфли! Тьфу.

Прямая речь об «интеллигенции», которую несправедливо подозревали:

«Дмитрий Петрович Кончаловский, доктор honoris causa Оксфордского университета, профессор-историк, пятнадцать довоенных лет сидел без работы, большевики не позволяли ему читать лекции. Какое-то время жил изданиями за границей, публиковал в Оксфорде труды о земельных реформах Гракхов, с горизонта практически совсем исчез. В 1939 году приехал в Москву и сказал:

- Война неизбежна.

Потом появился в июне 1941-го, сказал:

- Днями войдут немцы. Я уезжаю в Минск. Буду их ждать. Только они избавят нас от большевиков. Прощайте!»

И у меня в семье была подобная история, правда с менее драматическими подробностями:

«Он действительно дождался немцев, встречал их хлебом-солью, немцы дали ему церковно-приходскую школу. Сын его, офицер действующей армии, узнав об этом, бросился под танк с гранатами.»

И это среда такая. На сына-то насрать, главное чтоб тебе самому было хорошо. Увы, сбежали не все. Но пойдем дальше по воспоминаниям московского «культурного рафинэ»:

«В 60-е годы стали приезжать гости из-за рубежа. К нам приходили Арагон с Эльзой Триоле и ее сестрой Лилей Брик. Дамы были в шелках, от них пахло «Шанелью», прекрасно говорили по-русски. Все это были умнейшие люди. Но то, что они коммунисты, как-то не укладывалось в мои прежние представления о коммунистах.»

Люди умнейшие, а как от них пахло! А? Вот он, «культурный» салон. Или: были «заграничными», умнейшими, но коммунистами! Хорошая оппозиция, да? И это в «коммунистической» стране, в ее культурном ядре. И какие могли быть шансы у СССР на выживание? Но дальше начался чисто человеческий ад, в Кончаловском заговорил Ставрогин:

Но об этом в следующий раз.

Книги, Кончаловский, Культурный контекст, Мысли

Previous post Next post
Up