Зимняя прогулка в марте 2013 г.

Jun 10, 2020 20:15


10 марта 2013 г. мы с другом прошлись по льду Москвы-реки от Кара́мышевской набережной до улицы Шено́гина.



10 марта 2013 г.

Тогда в марте было морозно, и река была скована толстым льдом, по которому не только ходили люди, но и ездили снегоходы. Сначала мы, спустившись с Карамышевской набережной, шли по берегу, но после пристани Верхние Мне́вники поняли, что удобнее идти прямо по льду.



Мы ступили на лёд и пошли по середине русла вниз по течению, намереваясь добраться до Шелепи́хи. Затем мы прошли русло реки Таракановки, здесь её воды отстаиваются и фильтруются.

Тарака́новка, река, левый приток реки Москвы. Длина 7,8 км (большая часть заключена в коллектор). Исток - в районе улицы Зои и Александра Космодемьянских, пересекает Рижское направление Московской железной дороги, Ленинградский проспект, Хорошёвское шоссе, устье - в районе 2-го Силикатного проезда. Приток - Ходынка («Москва». Энциклопедия. Гл. ред. А. Л. Нарочницкий. - М.: «Советская энциклопедия», 1980 - 688 с. с илл.).

Один из её открытых участков мы видели в начале прогулки вдоль путей Малого кольца Московской железной дороги. Эту фотографию, как и все последующие, можно посмотреть в полном размере, нажав на картинку.





Устье реки Таракановки

На высоком левом берегу расположился Краснопресненский завод железобетонных конструкций.





Краснопресненский завод ЖБК

Завод имеет собственную пристань с высоким причалом и двумя высокими кранами, с помощью которых с речных судов выгружаются песок и другие необходимые для производства грузы. За ней вдоль берега стоят два здания Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ). Серо-голубое бетонное пристроено к кирпичному, которое мы рассмотрим позже.





Заводская пристань

Взглянем на пристань подробнее и с разных точек.





Пристань с причалом и кранами

Хорошо видны горы песка и находящиеся за пристанью заводские сооружения. Чтобы борт судна не повреждался о железобетонный причал, на нём на тросах висят гирлянды резиновых шин.





Краны на пристани Краснопресненского завода ЖБК

Слева на горизонте растянулись бело-голубые дома на улице Мневники. На этом снимке хорошо видны жёлтые тележки с колёсами на концах красных опор, колёса движутся по рельсам, перемещается и весь кран.





Вид на дома на улице Мневники

Посмотрим правее. К причалу подходят заросли, а за ними видны освещённые солнцем жилые дома на Шелепихе. На правом, Филёвском, берегу тоже имеется высокий бетонный причал, на нём стоит один кран, а другой, плавучий, - пришвартован к причалу. Это пристань Московского завода железобетонных изделий и труб.





На льду Москвы-реки

Над Шелепихой возвышаются стеклянные громадины «Москвы-Сити», часть из высотных зданий достраивается. Между ними дымит труба ТЭЦ (теплоэлектроцентрали) № 20 на Бережковской набережной. Ниже трубы видны жёлтые корпуса Мельничного комбината № 4. Он не зря построен рядом с Москвой рекой: у комбината имеется собственная пристань, откуда зерно доставляется по подземному тоннелю.





Вид на Шелепиху и окрестности

Подойдём поближе к Московскому заводу железобетонных изделий и труб. Ниже по течению реки на левом берегу есть ещё одна пристань - на Шелепихинской набережной.





Две пристани

На пристани имеются железобетонный причал и два крана. Однажды здесь грузили части фюзеляжа нового пассажирского самолёта Ил-86, который изготовили на заводе «Знамя труда» на Ходынском поле и по реке перевозили для испытаний в подмосковный Жуковский. Также пристань пригодилась и для доставки новой турбины на ТЭЦ № 16 для строящегося энергоблока ПГУ-420, здесь её в сентябре 2012 г. перегрузили на многоколёсное шасси и за две ночи доставили на 3-ю Хорошёвскую улицу. Описание перевозки турбины приводится в послесловии к настоящей заметке.

Правый угол причала неокрашен и доступен для свободного посещения. На пристань можно заехать и зайти с Шелепихинской набережной рядом с фабрикой-прачечной, которая виднеется за кранами. На льду видны промоины, а ниже по течению ближе к Шелепихинскому мосту уже была открытая вода, поэтому выйти к набережной не получилось, и мы повернули назад.





Пристань на Шелепихинской набережной

На левом берегу виднеется кирпичное строение, его правая часть выходит на улицу Шеногина, которая названа в честь революционера и командира подмосковного партизанского отряда Ф. М. Шеногина.

Шено́гин, Фёдор Михайлович (1888-1942), участник Октябрьской революции в Москве. Член Коммунистической партии с апреля 1917 г. Рабочий-электромонтёр завода «Тильманс» (ныне «Пролетарский труд»). В Октябрьские дни член Пресненского штаба Красной Гвардии и ВРК [Военно-революционного комитета]; во главе отряда нёс охрану Моссовета; участник боёв с юнкерами у гостиницы «Метрополь». Участник Гражданской войны. В последующие годы на советской и хозяйственной работе. Во время Великой Отечественной войны командовал партизанским отрядом в Подмосковье. Погиб в бою. Именем Шеногина в 1957 г. названа улица (в районе Шелепихи). («Москва». Энциклопедия. Гл. ред. А. Л. Нарочницкий. - М.: «Советская энциклопедия», 1980 - 688 с. с илл.)





Берег Москвы-реки на улице Шеногина

Это здание, кажущееся по архитектуре жилым, относится к ВНИИНМАШу и стоит на пересечении улицы Шеногина с Шелепихинской набережной. Фасад имеет керамическую облицовку и лепнину. По генеральному плану 1935 г. Шелепихинскую набережную собирались застроить жилыми домами, однако жильё появилось не на всём её протяжении - выгодное положение Шелепихи использовали для развития московской промышленности, ведь недалеко от берега расположена железнодорожная станция Пресня, а река весьма удобна для грузовых перевозок во время навигации или с использованием ледоколов. Предполагаю, что именно поэтому возведённое жилое здание передали научной организации. Кстати, недалеко отсюда на Причальном проезде тоже имеется пятиэтажка, используемая в качестве административного здания.





Здание ВНИИНМАШа на улице Шеногина

Возвращаясь во Мневники, полюбуемся красивым видом.





Вид на Мневники

Левый берег Москвы-реки ярко освещён солнцем. В центре над деревьями возвышается бело-красная башня знаменитой Октябрьской радиостанции на Октябрьском поле, что располагается между улицей Демьяна Бедного и 3-й Хорошёвской улицей.





Левый берег Москвы между Мневниками и Шелепихой

Это жилые дома на Карамышевской набережной.





Жилые дома на Карамышевской набережной

Сейчас многие виды уже стали историческими: застроена промзона между жилыми домами на Шелепихе и Краснопресненским заводом железобетонных конструкций, под снос намечается и сам завод; нет уже Мельничного комбината № 4, теперь на его месте стоят 40-этажные дома; собираются сносить Московский завод железобетонных изделий и труб; от пристани на Шелепихинской набережной остался лишь осиротевший без кранов причал. Москва-река в этих местах стала протекать будто бы по железобетонному ущелью...

Тогда нам повезло и с погодой, соответствовавшей нашей широте и до середины 1990-х гг. обычной для Москвы. Надеюсь, и вам было приятно.

До новых встреч!

P.S. О перевозке турбины с причала на Шелепихинской набережной.

Впечатляющую процессию ночью с 13 на 14 сентября могли наблюдать прохожие, оказавшиеся на Шелепихинской набережной. По улицам везли гигантскую турбину для нового энергоблока московской ТЭЦ-16. До рассвета платформа, на которой находился агрегат весом в несколько сотен тонн, успела проделать лишь часть пути. Самой сложной задачей оказалось вписаться в повороты. Её везли медленно, с остановками на каждом изгибе дороги и перед любым проводом, висящим поперек улицы. Только с причала на Шелепихинской набережной платформа с негабаритным грузом весом в 320 тонн выезжала два часа. Оператор самоходной электрической платформы и целая толпа логистов по миллиметрам выверяли траекторию движения. Только на прямых платформу тянул грузовик. На поворотах телегу от тягача отцепляли, и к работе подключался оператор электропривода. Начиналась игра 400-тонной машинкой на дистанционном управлении. «Мы проходили самоходным аппаратом сложный участок, потому что тягач не позволяет маневрировать на самоходном аппарате. А теперь цепляем грузовик - грузовиком по большим магистралям идти очень легко», - объяснил Сергей Гаврилов, оператор самоходной установки. Перед силовой установкой, преодолевшей несколько тысяч километров по железным дорогам Германии и Голландии, Балтийскому морю и Москве-реке - теперь завершающие два десятка поворотов и мост - Живописный. 20-осный длинномер, в кузове которого уместился бы и Ту-134, подбирали исключительно под параметры, а больше - особенности груза. Маршрут платформы согласовывали отдельно во многих ведомствах. «Учитывались нагрузки. Они не должны были превышать двадцати тонн на ось. Это разрешённая, в принципе, согласованная нагрузка», - отметил Евгений Терентьев, представитель логистической компании. Свои первые киловатты газотурбинный агрегат должен выдать в конце 2013-го. Инженеры «Мосэнерго» рассчитывают на это. Расширение мощностей ТЭЦ-16 - часть большой программы технического совершенствования всей Московской энергосистемы. «Непосредственно на ТЭЦ-16 планируется строительство одного энергоблока мощностью 420 мегаватт. Аналогичный блок уже в процессе строительства находится на ТЭЦ-20 и еще один подобный энергоблок, чуть меньшей мощности - 220 мегаватт - на ТЭЦ-12, которая находится близко к центру Москвы, на Бережковской набережной», - пояснил Сергей Шандаров, пресс-секретарь ОАО «Мосэнерго». Всю ночь на дорогах Москвы энергетикам помогали полицейские. Они перекрывали все улицы, по которым следовала платформа - от Большой Филевской до Крылатской. Там в районе 17-го дома турбина и встретила утро пятницы. «Вести-Москва» (Источник).

Полежаевская, Шелепиха, природа, заводы, пристани, прогулки, промышленность, архитектура, авиация

Previous post Next post
Up