.
Святитель Онуфрий (Гагалюк) - ярчайшая личность из сонма Российских Новомучеников, ревностный проповедник, призывающий христиан нести слово Божие всем и везде. Слово святого приправлено солью (Кол.4:6) и наполнено пламенной ревностью о распространении славы Божией. Здесь собрана часть его весьма актуальных цитат о разных аспектах миссионерской деятельности. По мысли святого, все мы, православные христиане, можем и должны по мере сил участвовать в общем деле всей Церкви, заповеданном Спасителем (Мф.28:19). Слова священномученика могут быть полезными и тем, кто уже находится на поприще благовестия, и тем, кто желает послужить Христу в деле проповеди и тем, кто хочет познакомиться с личностью самоотверженного носителя апостолького духа, в прошлом веке отдавшего свою жизнь за Христа .
И хотя некоторые приведенные цитаты священномученика Онуфрия сказаны в контексте обращения к священнослужителям, а иные - ко всем христианам, слова святого могут быть полезными и воодушевляющими для всех, кто неравнодушен к делу миссионерства. Шестьдесят семь цитат священномученика Онуфрия разбиты на смысловые отделы, заглавия перед цитатами также даны составителем этой работы .
.
Оглавление:
.Часть I
I. АСПЕКТЫ ДЕЛА ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
1. Самое важное дело в мире.
2. Цель миссионерской деятельности.
3. Всякий христианин может быть полезным в деле миссии.
4. Без миссии - уныние.
5. Все христиане должны проповедывать.
6. Благовествовать - обязанность.
7. Долг православных христиан - приводить всех к вере.
.
II. ПРИНЦИПЫ ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
1. Как пользоваться словом?
2. Безхитросная проповедь.
3. Можно ли смягчать проповедь?
4. Привлечение красотой веры.
5. Проповедывать как можно ревностнее
6. Допустимы ли уступки в вопросах веры?
7. Остерегаться злых людей
8. Везде ли возвещать истину?
9. Строгость в проповеди - для покаяния.
10. Об отношении к заблудшим.
11. Наш долг - говорить о вере во время и не во время.
12. О защите веры.
13. Подготовка почвы для проповеди.
14. Разъяснять, что спасение - только в Церкви.
15. Награда для участников миссии.
.
III. СЛОЖНОСТИ ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
1. Если законы препятствуют делу миссии.
2. Бог покровительствует идущим на опасности.
3. Проповедывать, не взирая на реакцию людей.
4. Если не получается доказать истину.
5. Почему миссионеров не все слушают?
6. Почему ненавидят проповедников истины?
7. Если не видим успеха в проповеди.
8. Почему Господь не защищает своих последователей?
9. Смерть проповедника ведет к вечной радости.
.
.
Часть IIIV. КАЧЕСТВА МИССИОНЕРА (ПРОПОВЕДНИКА)
1. Желание заниматся миссией - от сближения со Христом
2. Подготовка миссионера.
3. Кротость - одно из качеств миссионера.
4. Каким должен быть миссионер?
5. Ревность о подраании апостолам.
6. Забыть о земной родине ради благовестия.
7. Служить Богу для спасения ближних.
8. Миссионер - тот, кто послан.
.
V. БОРЬБА С НЕВЕРИЕМ
1. Не унывать в борьбе с неверием
2. Почему люди не верят?
3. Бессилие неверия.
4. Сила в борьбе с безбожием.
.
VI. ПРОПОВЕДЬ СЕКТАНТАМ, ИНОСЛАВНЫМ И РАСКОЛЬНИКАМ
1. Как обратить раскольника или еретика?
2. О компромиссе с инославными.
3. Только Православная Церковь может проповедывать истину.
4. Причины пребывания в сектах.
5. Отношение к миссии сектантов.
6. Отношение к инакомыслящим.
7. Почему попадают в секты?
8. Православные не участвуют в "крестовых походах" против инакомыслящих.
9. О строгости речи с раскольниками.
.
VII. УСПЕХ ПРОПОВЕДИ
1. Успех проповеди - усердная молитва.
2. Средства обращения заблудших.
3. Что нужно для обращения атеистов?
4. Сильнейшее оружие - слово.
5. Что необходимо для восприятия истины?
6. Три средства для успешного распространения веры.
7. Сила слова - от внутреннего убеждения произносящего.
.
VIII. ФОРМЫ УЧАСТИЯ В МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Нужно ли ходить с проповедью по квартирам?
2. Стоит ли тратить время на проповедь через печать?
3. О пожертвованиях для проповедников
4. О пожертваваниях на миссию.
I. АСПЕКТЫ ДЕЛА ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
.
1. САМОЕ ВАЖНОЕ ДЕЛО В МИРЕ
"Помочь человеку в беде - святое, славное дело. Сохранить жизнь от опасности - еще выше. Но нет более великого и важного дела в мире, как спасти душу человеческую от греха и вечных мук и привести ко Христу Богу и блаженной нескончаемой жизни в Царстве Небесном" [1].
.
2. ЦЕЛЬ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Для служителей Христовых главнейшее состоит в том, чтобы их деятельность совпадала с волею Божией. Каковы заветные мечты православных проповедников? - Распространить святую православную Христову веру во всех концах земли, сделать возможно большее число людей наследниками блаженной жизни в Царстве Христовом. Совпадает ли наше желание это с волею Божией? - Господня воля в том же. «Идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19-20). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15) [2].
.
3. ВСЯКИЙ ХРИСТИАНИН МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ В ДЕЛЕ МИССИИ
«Да, всякий убежденный христианин имеет большое значение в деле распространения святой веры: только требуется, чтобы он был православным, действительно смиренным, кротким, послушным Церкви Божией. Такие смиренные ревнители православия много добра несут в языческую среду нашего общества - и среди интеллигенции, и среди простого народа» [3].
.
4. БЕЗ МИССИИ - УНЫНИЕ
«Как часто приходится слышать жалобы на тоску жизни у многих верующих, и даже пастырей Церкви! А между тем Божьего, великого, святого кругом очень много. Я имею в виду главнейшее дело всякого последователя Спасителя - распространение проведение в жизнь свою и окружающий православной веры» [4].
.
5. ВСЕ ХРИСТИАНЕ ДОЛЖНЫ ПРОПОВЕДОВАТЬ
"Что же делать нам, имеющим Христово учение и благодатную, святую, радостную жизнь в Православной Церкви? Нести это сокровище тем, кто его не имеет. Спаситель наш явился апостолу Павлу в видении ночью в Коринфе и сказал: «не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18, 9-10). И нам нужно всем - не только пастырям, но и всем верующим христианам - говорить немолчно о святой вере нашей и жизни христианской всем неверующим и развращенным. Пусть слабы и убоги будут наши речи, но говорить нужно, ибо истина сама за себя постоит. А у нас, православных, истина Христова, и ее нет в другом месте в такой чистоте, как у нас" [5].
.
6. БЛАГОВЕСТВОВАТЬ - ОБЯЗАННОСТЬ
"Если мы умолкнем, то кто будет говорить? На проповедь Царства Божия послал нас Сам Господь. И горе нам, если мы не благовествуем! Мы становимся в таком случае в ряды противников Божиих. Вот почему и святой апостол Павел, убеждая своего ученика, епископа Тимофея, неустанно проповедовать слово Божие, заклинает его Христом Богом совершать дело благовестника" [6].
.
7. ДОЛГ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН - ПРИВОДИТЬ ВСЕХ
"Мы, православные, храним величайшее сокровище - истинную религию. Долг наш - стараться быть настоящими учениками Христовой армии и приводить к свету православия всех, кто вне Православной Церкви" [7].
.
8. ЧЕМ БОЛЬШЕ МИССИОНЕРОВ - ТЕМ РАДОСТНЕЕ ЖИЗНЬ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ
"Никогда на земле не иссякнут ревностные апостолы святого Православия. Но чем больше будет вестников истины, чем шире и усерднее трудиться станут они, тем ярче и шире пройдут светлые полосы христианской веры среди тёмной жизни и заблуждений неверия и инакомыслия и тем радостнее и счастливее будет жизнь многих тысяч и миллионов бедных людей, ибо только христианская вера истинна, то есть православная, даёт людям глубокий полный и глубокий мир души ещё здесь на земле, а в той жизни - вечное блаженство" [8].
.
9. ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ ПРОПОВЕДИ
«Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Здесь можно видеть указание на служителей Божией Церкви - пассивных, кои равнодушно относятся к окружающему их злу, неверию, расколу, разврату, обману и прочее. Ученик Христов призван бороться активно с неверием, извращением Христовой веры и жизни и всюду насаждать истину христианскую и примером чистой жизни, не прибегая, конечно, ни к какому обману и насилию (2Тим. 2 и др.). Иначе плевелы дадут плод на ниве Христовой и, вместо приобретения чад Божиих, равнодушные пастыри их рассекают. Молчание служителей Церкви говорит о нелюбви их к Богу, людям и обличает маловерие и действенную помощь Божию всем труженикам слова Божия (Пс. 83:12-13)" [9].
.
10. НАКАЗАНИЕ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОПОВЕДИ
"А если мы имеем возможность проповедовать учение Божие и сего не делаем, то какое извинение можем представить?" [9].
.
II. ПРИНЦИПЫ ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
.
1. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВОМ?
"А как же пользоваться словом? Нужно говорить только то, что относится к славе Божией и ко благу и спасению людей. Только об истине, святости, добре, о всякой добродетели (Фил. 4) возвещай, и возвещай бесстрашно и немолчно, как и говорил Господь Спаситель Святому Апостолу Павлу: «не бойся, но говоpи и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла» (Деян. 18:9-10). Hе нужно молчать, а нужно говорить всем людям о светлом Хpистовом учении. Слово пpивета может исцелить мятущуюся, озлобленную, больную душу человека. Слово истины укажет путь заблуждающемуся, измученному. Слово пpавды pассеет паутину лжи и лицемеpия. Слово есть великое сpедство и для зла и для добpа. Будем же щедpою pукою сеять pазумное, добpое, вечное... Аминь" [10].
.
2. БЕЗХИТРОСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ
"«А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них» (Лк. 9:5).
Господь Спаситель запрещает своим ученикам делать какие-либо насилия над другими религиями, даже над язычниками и неверами. Апостолы Христовы привлекали в Церковь Божию (Деян. 2:47) словом убеждения, проповедуя со многими слезами среди всевозможных козней врагов Божиих (Деян. 20:19), благовременно и безвременно (2 Тим. 4:2), указывая на примеры собственной веры в Бога (1 Кор. 4:1 и др.). Если проповедников - Апостолов не принимали в каком-нибудь месте, они, верные заветам своего Божественного Учителя, не мстили инакомыслящим, не употребляли никаких хитростей, обмана, тем более - насилий... Не так распространяют свою веру инославные проповедники: католические и протестантские миссионеры. Они действуют главным образом хитростью, устраивая благотворительные учреждения: больницы, приюты, школы, чтобы чрез эти внешние средства задобрить язычников и навязывать им свою веру. Они искусно пользуются разногласиями общества, интригуя и направляя одних против других... А где встречают препятствия, не стесняются употреблять и военную силу. В Литве при Ягайло (1387-1434) латинские епископы и ксендзы привезли большой запас белых суконных свитков из Кракова в Вильно, заманивая ими в латинскую веру язычников-литовцев. И этими мерами латинским язычникам удалось увлечь не мало язычников" [11].
.
3. МОЖНО ЛИ СМЯГЧАТЬ ПРОПОВЕДЬ?
"Проповедники Христовы должны всегда возвещать лишь правду, невзирая на лице человеческое, а стараясь лишь о том, чтобы верно передать слова Божии. А какой результат выйдет от проповеди - сие благовестники отдают на милость Божию, молясь усердно Господу, да будет успешно их слово...
...Проповедники и воспитатели духовные должны это знать, бесстрастно нести этот тяжелый крест - говорить людям правду, без всякой лести и лукавства. Господи! Как мало теперь этих смелых вестников истины! Жизнь наша гниет от всякой лжи, обмана, лести!" [12].
.
4. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КРАСОТОЙ ВЕРЫ
"Проповедники православной христианской веры, призывая к Церкви Христовой неверующих, или нехристиан, привлекают их высотой христианского учения и красотой добродетелей христианских подвижников, а особенно жизнью Солнца Правды Христа Богочеловека, в Нем указывая великий, совершенный и единственный идеал для всего человечества на все времена. У христианина истинного нет никакого вида насилия: ни террора, ни обмана, ни лести, ни хитрости. Религия православная - есть религия величайшей свободы. А если кто, употребляя в дело религии насилие, считает себя в то же время христианином, тот не имеет и не знает духа Христианского" [63].
"Робкие, бескорыстные ученики Спасителя покорили весь тогдашний мир, с которым сталкивались; стала немощной сила могучих римских царей, гордая философия языческая склонилась перед Христовой истиной, разбились все ухищрения тогдашних иудеев. А чем пленили ученики Христовы? Истиной Христовой и красотой благодатной жизни своей, а также и чудесами внешними. И ныне идет победоносное шествие Христовой Церкви в мире, при всяком и многом нападении врагов Божьих. Кто стремится к духовной красоте, тот увидит красоту Христовой истины и благодатной жизни в святом православии, и даже чудеса, если сие угодно будет Господу" [65].
.
5. ПРОПОВЕДОВАТЬ КАК МОЖНО РЕВНОСТНЕЕ
«С тобой, дорогой друг, мы имеем счастье принадлежать к благовестникам этого Царства Божия, и я желаю обоим нам и всем православным проповедникам ревностно и как можно шире и полнее возвещать всем окружающим, а "наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф.10:6), радостную спасительную весть о Царстве Божием и вводить их в благодатные недра Православной Церкви". "Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие" (Лк. 9:60) [13].
.
6. ДОПУСТИМЫ ЛИ УСТУПКИ В ВОПРОСАХ ВЕРЫ?
"У православных святителей, пастырей и мирян в основе отношения к инакомыслящим лежит не злоба, а скорбь об их заблуждении и забота о чистоте христианского учения. В вопросах веры не может быть никаких уступок, ибо тогда теряется устойчвость у верующих, - истина Христова возвещается ясно, определенно" [14].
.
7. ОСТЕРЕГАТЬСЯ ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ
"В твоих словах, дорогой друг, вижу одну только справедливую мысль - нужно остерегаться проповеднику Христову злых людей, искажающих наши слова. Сам Христос Спаситель поучает нас быть осторожными: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас» (Мф. 10, 16-17). Поэтому нам говорить нужно лишь о Христе Спасителе и Его учении, не касаясь ничего постороннего. Уклоняться же от христианской проповеди мы не можем. А от лукавых людей оградить нас силен лишь Господ, в волю Которого отдадим мы свой труд и всю свою жизнь" [15].
.
8. ВЕЗДЕ ЛИ ВОЗВЕЩАТЬ ИСТИНУ?
"Служители слова Божия, проповедники святой истины, пастыри Православной Церкви! Не долг ли наш всюду возвещать истину Божию, где бы ни случилось жить, и при всяких обстоятельствах. Если неверие, несущее людям мрак, уныние, ужас, пустоту души, работает усиленно и имеет успех среди людей, то лениться ли, опускать ли руки нам, служителям Христа Бога?! За нами, ведь, истина, дающая всем, следующим за нею, радость, покой, мир и блаженство души, не только здесь, но и за гробом; счастье вечное, неизживаемое, нестареющее!.. «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6:15). [16].
.
9. СТРОГОСТЬ В ПРОПОВЕДИ- ДЛЯ ПОКАЯНИЯ
"В ясном и определенном отношении Церкви Христовой к своим противникам - призыв всех их (в том числе католиков и обновленцев) к покаянию пред Церковью. Эрбиньи видит сухость, жестокость, отсутствие любви. Здесь - непонимание духа Церкви. Зачем Православная Церковь говорит, что вне ее нет спасения, что благодать только в Церкви, истина только в ней, и что подлинная Церковь только едина, и что католичество, протестантство, обновленчество и другие секты и расколы имеют только христианский вид, силы же христианской у них нет (2 Тим. 3, 5)? Для того, чтобы все, кто слышит голос Церкви Православной, поспешили с покаянием в ее лоно, пока еще есть для них время: это - внешняя жизнь. Тот, кто признает и в католичестве, и в обновленчестве, то есть вне Церкви, благодать, тот замалчивает истину и является для католиков и прочих не другом, а врагом, так как оставляет их в заблуждении и усыпляет их в духовной гибели. Хороший, опытный и честный врач ставит верный диагноз больному, и, послушный врачу, больной постепенно выздоравливает. А тот врач, который ложно успокаивает опасного больного и не указывает ему его язвы, вводит его в самообольщение и является виновником его ранней смерти" [17].
.
10. ОБ ОТНОШЕНИИ К ЗАБЛУДШИМ
"Не осуждать мы будем заблудших детей и братьев, а жалеть их и молиться, да обратятся они к Богу мира и любви, ибо только в Боге находит покой своей душе человек (Мф. 11, 28-30), да придут они вновь в спасительную ограду Церкви Христовой Православной, ибо она только на земле есть истинный дом Божий и врата небесные (Быт. 28, 16-17)" [18].
.
11. НАШ ДОЛГ - ГОВОРИТЬ О ВЕРЕ ВО ВРЕМЯ И НЕ ВО ВРЕМЯ
"Мне думается, дорогой друг, что наш долг - всячески говорить о нашей святой православной вере, ее красоте, истине, светлости, не молчать, а говорить, где только есть возможность, во время и не во время (2 Тим. 4, 2), привлекать всевозможными способами, но, конечно, не иезуитскими, к Богу и Святой Церкви Православной. Люди всегда нуждаются в истине, а ныне, в дни духовных исканий, особенно. Сейте разумное, доброе, вечное - сердечное спасибо вам скажет человеческая душа. Пусть иные встречают враждебно и с ненавистью слово истины, а мы будем сеять пшеницу всюду. Преподобный Серафим Саровский говорил одному подвижнику: «Сей, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей на песке, сей на камне, сей при пути, сей и в тернии - все где-нибудь да прозябнет и возрастит, и плод принесет, хотя и не скоро». Разве только в храме мы должны говорить о Боге, о Божественном учении? Не только в храме, а и на всяком месте, где придется: где есть души неверующих, не знающих Бога или сомневающихся. Даже если не может верующий доказать своей истинности и опровергнуть речи неверующих, пусть он скажет ясно и определенно христианское учение. И это уже будет победа… Всякое необличенное слово лжи приносит свой плод, а разоблаченное, оно теряет свою силу" [19].
.
12. О ЗАЩИТЕ ВЕРЫ
"Именно нашей беспечностью пользуются люди неверующие и энергично сеют семена неверия. Если бы мы хотя немного старались о вере нашей, то всегда бы могли опровергнуть доводы любого «профессора» неверия, ибо эти доводы так слабы, что всякий христианин, знающий сущность веры православной, легко их разобьет... Нужно только не молчать и всегда помнить свой долг христианский: бороться с неверием и всякими сектами и защищать словом своим веру святую" [20].
.
13. ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ ДЛЯ ПРОПОВЕДИ
"Но проповедь - далеко не все в деле спасения. Если бы спасение зависело целиком от проповеди, тогда какой-либо вдохновенный, талантливый ученый, глубоко верующий православный писатель обратил бы ко Христу сотни тысяч людей. «Не все послушались благовествования» (Рим. 10, 16), замечает апостол. Нужно, чтобы для спасения была готова почва, чтобы душа восприняла слово Божие и принесла плод добродетели. А сердце людское лукаво, гордо, лениво. Смягчить гордость, воздвигнуть к добру, привлечь к своим - это дело благодати Божией. И Господь, имиже веси судьбами, зовет к Себе всякого человека на путь спасения. Когда и как созреет человек для Царства Божьего - это сокрыто от нас, это ведомо Богу. «Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь… посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1Кор.3,5,7)" [21].
.
14. РАЗЪЯСНЯТЬ, ЧТО СПАСЕНИЕ - ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ
"Что же делать нам, стражам дома Израилева, чтобы удержать овец Христовых в спасительной ограде Церкви Православной? Нужно разъяснять, что вне Церкви - нет спасения. Только бывшие в Ноевом ковчеге сохранились от потопа. Все жители Иерихона погибли, кроме Рахавы и всех бывших в ее доме. Сам Спаситель наш и Бог, стяжавший Своей пречистой Кровию Церковь, говорит: "Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф.18:17) [22].
.
15. НАГРАДА УЧАСТНИКОВ ДЕЛА МИССИИ
"И в теперешнее время дело Божие творят не только преемники апостолов - святители Православной Церкви и пастыри, сеющие слово Божие устно и письменно всюду, где приходится им жить, но и все те, кто помогает их делу благовестничества, в той или иной мере являясь споспешниками истине (З Ин. 1, 8). Такие самоотверженные и верные труженики Божии будут вместе с апостолами Христовыми и благовестниками Православной Церкви радоваться жизни вечной, по словам Самого Спасителя: Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет (Ин. 4, 36-37)" [67].
.
III. СЛОЖНОСТИ ПРОПОВЕДИ И МИССИИ
.
1. ЕСЛИ ЗАКОНЫ ПРЕПЯТСТВУЮТ ДЕЛУ МИССИИ
"Говорить о Боге, привлекать людей к Святой Церкви, учить людей христианской вере - это дело Божие, и никто - ни сатана, ни люди - не имеют права мешать проповедникам учения Христова. И благовестники-христиане, покорные внешним властям в области гражданской, никак не могут слушать тех, кто зовет их отказаться от Бога и от подвига проповеди о Боге... Здесь уже благовестники христианские не делают никакого преступления, напротив, великое добро" [23].
.
2. БОГ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ ИДУЩИМ НА ОПАСНОСТИ
"Господь бодрствует над Своими рабами и оказывает явную помощь, когда они творят волю Божию: когда они дерзают, идут на труды, опасности, быть может, на смерть. Господь тогда с ними, поддерживает, охраняет от всякого зла и избавляет даже от смерти, как это сказал Он величайшему Своему апостолу-благовестнику святому Павлу в Коринфе: "Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла" (Деян.18:9-10)" [24].
.
3. ПРОПОВЕДОВАТЬ, НЕВЗИРАЯ НА РЕАКЦИЮ ЛЮДЕЙ
""Мы должны нести свет Христов всем людям. Как отнесутся к нам: с любовью или враждебно, - нас это не касается. Мы исполняем служение проповедников Христовых. Я радуюсь, что Господь дал мне силы проповедовать людям о Христе, приводить их ко Христу Богочеловеку, в Котором только могут найти люди истинное счастье и цель жизни - обрести надежный покой и вечную радость...»" [25].
.
4. ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ДОКАЗАТЬ ИСТИНУ...
"«Разве только в храме мы должны говорить о Боге, о Божественном учении, о жизни? Не только в храме, а и на всяком месте, где придется: где есть души неверующих, не знающих Бога или сомневающихся. Даже если не может верующий доказать своей истинности и опровергнуть неверующие речи, пусть он скажет ясно и определенно христианское учение. И это уже будет победа... Всякое необличенное слово лжи приносит свой плод, а разоблаченное, оно теряет свою силу..." [26].
.
5. ПОЧЕМУ МИССИОНЕРОВ НЕ ВСЕ СЛУШАЮТ?
"Если нашлись такие, что не убедились словами великого апостола Павла, вдохновенного и богопросвещенного учителя вселенной, то что же удивительного, если иные не хотят слушать нас, убогих служителей Христовых? Очевидно, тут дело не только в святой истине и не в силе проповедника истины, а в злой воле человека: люди упорные не хотят знать истину, как она ясна сама по себе и разъяснена вестниками истины" [27].
.
6. ПОЧЕМУ НЕНАВИДЯТ ПРОПОВЕДНИКОВ ИСТИНЫ?
""Почему учителя неверия и разврата часто имеют успех, а проповедников истины - гонят и ненавидят люди века сего? Оттого, что многие наши современники больше любят тьму, чем свет, предпочитают валяться в грязных чувственных наслаждениях, чем вести светлую, христианскую, нравственную жизнь... Что же делать нам, апостолам христианской веры и жизни? Показать превосходство веры пред неверием; нравственной жизни пред греховной. Этому отчасти помогает и самое состояние современников-гонителей христианской веры. Спроси искреннего невера: доволен ли он содержанием души своей; удовлетворяет ли его атеизм? Большинство из них просто не хотят останавливаться на критике атеизма, а идут все дальше и дальше по наклонной плоскости. От истин же христианских они прямо отмахиваются, не желают о них и слышать. А ревностных проповедников веры святой они начинают ненавидеть, как говорящих горькую для них истину - о несостоятельности атеизма и низменности разврата. Но кто гонит правду, тот ее не победил. Кто боится истины и всячески уклоняется от нее, тот сам показывает, что истина сильнее его. Потому, нам нужно не ослабевать в проповедании истины христианской, и ее огненными доводами разбивать все ложные и дутые положения атеистической религии и морали".(На Ин.7:7) [28].
.
7. ЕСЛИ НЕ ВИДИМ УСПЕХА В ПРОПОВЕДИ
"Если мы не видим успеха своей проповеди теперь же, то это вовсе не значит, что этих успехов нет и не будет. Напротив, доброго дела и слова не пропадут семена. Добрый сеятель пшеницу сеет не только на доброй земле, но и при дороге, и на каменных местах, и в тернии (Мф. 13, 4-9). Отдавая все дело спасения человеческих душ на Премудрого, Всемогущего и Всемилостивого Бога, будем со всем усердием, до заката дней наших, привлекать людей к Богу, благодушно относясь к людской злобе, гордости, косности, ненависти. Не свое, а Божие учение возвещаем мы, не сами мы вышли на проповедь, а Господь послал нас, недостойных" [29].
.
8. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ НЕ ЗАЩИЩАЕТ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
"Почему Бог не наказывает своих мучителей и не защищает внешними мерами Своих последователей от гонений? - Конечно, не от Своего бессилия. Всемогущий Бог не уничтожает слабых людей, идущих против Него, из жалости, любви к ним, употребляя все средства снисхождения, чтобы направить их к вере. И случаев превращения гонителей Христовых в Его горячих последователей очень много. И эти случаи ясно говорят о силе веры христианской. Христос Бог, вися на кресте и видя и слыша глумления людей над Собой, молился о них Своему Отцу Небесному, чтобы простил им, в надежде, что люди поймут свое заблуждение и обратятся на путь истины. И все христиане молятся о своих обидчиках (Лк. 6, 27-28) не из трусости перед ними, как сильными, а из жалости к их духовному омрачению, их ожесточению и в надежде на то, что рано или поздно они осознают свои ошибки" [30].
.
9. СМЕРТЬ ПРОПОВЕДНИКА ВЕДЕТ К ВЕЧНОЙ РАДОСТИ
"Даже такие ужасные дела, как убийства ни в чем не повинных тружеников слова Божия, - совершаются не без воли Божией... Тем более - скорби, болезни, нищета, всякие лишения. Пойми, возлюбленный, что над всеми есть недремлющее око Божие, а без Бога никто и ничего не может тронуть; а если с ведома Божьего что совершается, это для нашего блага; что Бог есть всесовершенная благодать и милосердие. У Бога все определено. Смерть проповедников Христовой истины несет им вечную радость. И мученики Христовы не боятся смерти. Это видно не только из жизни и страданий древних мучеников, о чем говорит нам история; это слышим и о современных нам мучениках" [31].
.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
.