.
Публикую продолжение методички, не уместившееся по объёму на одной странице.
.
Методичка "Аспекты проповеди Церкви" на основе мыслей священномученика Онуфрия (Гагалюка). Продолжение. Начало -
здесь.
IV. КАЧЕСТВА МИССИОНЕРА (ПРОПОВЕДНИКА)
.
1.ЖЕЛАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ МИССИЕЙ - ОТ СБЛИЖЕНИЯ СО ХРИСТОМ
«И чем ближе ко Христу люди, чем усерднее Ему служат, тем активнее они изо всех сил стараются приобщить к вечной, радостной, блаженной жизни Христовой и себя, и возможно большее число людей, вдохновляемые ревностью о вечном спасении, при помощи Христовой, помня слова Самого Спасителя: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49) [32].
.
2. ПОДГОТОВКА МИССИОНЕРА
"Конечно, православный проповедник должен предварительно знать учение Церкви Божией и проповедовать не по своему смышлению, а на основе слова Божия и творений святых отцов (19 правило VI Вселенского Собора). Но от всякого проповедника требуют и личных усилий, а также ответа на современные недоразумения в вопросах жизни и веры" [33].
.
3. КРОТОСТЬ - ОДНО ИЗ КАЧЕСТВ МИССИОНЕРА
«Да, дорогой друг, перед нами, служителями и учениками Спасителя Бога, лежит величайшая задача - перевоспитать всех обидчиков, озлобленных врагов против веры и Церкви. Терпеливо и любовно, со смирением и кротко будем лечить этих бедных братий наших, ибо истина, хранимая в нашей Церкви Православной, не боится ничего и сильнее всего» (Ездр. 4:41) [34].
.
4. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МИССИОНЕР?
"Простота голубиная - это чистосердечие, незлобие, отсутствие всякого лукавства, чистота, целомудрие во всем... Таким должен быть мудрый вестник Христовой истины... Прочь хитрость, лукавство, прочь всякие безнравственные приемы: ложь, обман, лесть, запугивания, тем более - насилие. Если бы нам, слугам Христовым, предстояло бы искушение путем какой-нибудь маленькой нравственной сделки со своей совестью, или же небольшой догматической погрешности в святой вере нашей - достичь, казалось, добрых целей, - нужно немедленно отвергнуть это искушение!.. Но не проигрывают такие, по-видимому, наивные проповедники, избегающие всякой хитрости, старающиеся соблюсти чистоту своей души?.. Нет, не проигрывают, а весьма выигрывают, так как с ними всесильная благодать Божия, обитающая только в чистом сердце. Всякая хитрость, лукавство, тем более, ложь - отгоняют от себя Божью помощь, и проповедник, иногда очень мудрый и ученый, остается один, со своими, пусть и большими, человеческими силами (1 Кор. 8:2-3). Мудрый же и чистый душою при Божией помощи, которая увеличивает его силы в 30, 60 или 100 раз, смотря от усердия проповедника, - многое достигает и в своем святом деле: возвещения людям царства небесного!.." [35].
Письма и статьи. В защиту христианской веры. Толкование на «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16)
.
5. РЕВНОСТЬ О ПОДРАЖАНИИ АПОСТОЛАМ
«Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11:1)». "Как можем мы подражать великому Апостолу? Как мы, слабые и грешные, можем сравняться с апостолом Павлом? Даже говорить об этом нечего! Добрый христианин вовсе не стремится непременно стать равным великому Апостолу и вообще Апостолам. Он гонит от себя эту гордую мысль. Но христианина влекут добродетели святых Апостолов: их огненная ревность о славе Божьей, самоотвержение, даже до смерти, при проповедовании слова Божия, их любовь до мучений к Богу Спасителю, их необычайное терпение скорбей и болезней. Христианин, слыша и читая об этих славных трудах и болезнях Апостолов, сам воспламеняется готовностью от всей души подражать великим подвижникам. И эту ревность не нужно ослабевать, а, напротив, поощрять в себе. Это - святое, славное дело. А о том, чтобы быть непременно равным тому или иному Апостолу, об этом нет и дум у христианского труженика: такова психология православного христианина, стремящегося подражать святым Апостолам Христовым в делах веры и любви христиан" [36].
.
6. ЗАБЫТЬ О РОДИНЕ РАДИ БЛАГОВЕСТИЯ
"Я не осмеливаюсь судить о сем, но все же мне кажется, что здесь - узость понимания церковного дела: лелеяние родины паче церковного дела... Ведь знаменитый Японский архиепископ Николай (Касаткин) оставил свою дорогую родину Россию и пошел на опасности, труды, болезни ради новой христианской области в Японии. Он мог поехать опять в Россию, тоскуя по родине, но он остался и умер в Японии, так как верил, что Господь вывел его, как некогда Авраама, из земли его, из родства его, из дома отца его в землю чужую, и был святитель Николай Японский послушен Богу, как и Авраам, переселившийся из Харрана в землю Ханаанскую (Быт. 12, 1-5)..." [37].
.
7. СЛУЖИТЬ БОГУ ДЛЯ СПАСЕНИЯ БЛИЖНИХ
"Каждому из нас Господь определяет то или иное служение. И нам так и нужно смотреть на свое положение: Господь поставил. И служить от всего усердия Богу для спасения ближних. Всякое доброе дело Господь именно посылает тому или другому... Вот нищий просит у тебя подаяния. Не отходи от него - это Господь послал его тебе. Пожалеешь милостыню этому нищему, Господь через другого пошлет ему, а ты лишился своей награды... А вот, человек просит наставления у тебя. Утешь, вразуми, наставь его! Это Сам Господь направил его к тебе, и ты, как можешь, помоги ему! Не смотри, возлюбленный, на свое убожество. Помолись усердно Богу, и с Его помощью принимайся за всякое доброе дело, которое тебе предстоит в настоящий час. "От Господа определяются стопы человека" (Пс. 36:23)" [38].
.
8. МИССИОНЕР - ТОТ, КТО ПОСЛАН
«Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной - тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле» [44].
.
V. БОРЬБА С НЕВЕРИЕМ
.
1. НЕ УНЫВАТЬ В БОРЬБЕ С НЕВЕРИЕМ
«Неверие вовсе не сильно. Оно есть отрицание веры; по своему же содержанию оно - нуль и не выдерживает сопротивления всякого убежденного христианина. В борьбе с неверием мы имеем помощником Самого Бога, Который всем людям желает спасения и познания истины. Отчего же нам смущаться и приходить в уныние? Нет, пусть разливается неверие широкими волнами, пусть соблазняет слабых людей - мы будем с Богом и будем неустанно бороться за Христовы идеалы, отвоевывая от безбожия и тех, кто запутался в его сетях. И, с Божией помощью, верим, что образумятся те, кто в душе ищет истины и к ней стремится» [39].
.
2. ПОЧЕМУ НЕ ВЕРЯТ
"Отчего многие наши современники открыто отвергают Бога и не верят в загробную жизнь? Оттого, что они составили себе определенный, материалистический взгляд на весь мир и в этом своем предрассудке не желают признавать ничего духовного, как бы ни очевидно было бытие Бога и всего духовного мира. Если бы мертвец, умерший на глазах неверующих, воскрес в виду всех, думаете ли, что современные атеисты уверовали бы в Бога и в жизнь загробную? Нет, они сказали бы, что это призрак, колдовство, поспешили бы найти какое-либо «научное» доказательство того, что таких явлений, мол, в природе быть не может, что это обман чувств, психоз, иллюзия, хотя мертвец стоял бы перед ними живым и обличал бы их безумие" [40].
.
3. О БЕССИЛИИ НЕВЕРИЯ
"Ни в чем так ярко не раскрывается внутреннее бессилие неверия, как в гонениях на веру. И всякий, даже безбожник, справедливо оценивающий явления жизни, не может не видеть полного идейного поражения неверия уже из одного этого факта - насильного закрытия и разрушения храмов" [41].
.
4. СИЛА В БОРЬБЕ С БЕЗБОЖИЕМ
"Наша сила в борьбе с безбожием - истина святого православия, которую не могут поколебать нынешние философские человеческие системы, и благодать Пресвятого Духа, о которую разбиваются все хитрости человеческого ума и воли. А истина и благодать Божия - только в Церкви. И мы сильны, поскольку мы в Церкви. А когда мы уйдем из Церкви Божией, порвем с ней общение, тогда мы открыты влиянию человеческого неверия и под его ударами падем. Великое слово Спасителя нашего и Бога: «и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16) - я понимаю, дорогой друг, в том смысле, что все, что было лучшего в людях на протяжении всех времен, сохранится, пока будет существовать мир, все, что войдет в ограду Церкви Божией, то и будет вечным стадом Христовым, и Христос Бог будет вечным Пастырем этого стада в жизни загробной, блаженной, как и говорит Тайнозритель о всех овцах Христовых: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 16-17)" [42].
.
VI. ПРОПОВЕДЬ СЕКТАНТАМ, ИНОСЛАВНЫМ И РАСКОЛЬНИКАМ
.
1. КАК ОБРАТИТЬ РАСКОЛЬНИКА ИЛИ ЕРЕТИКА
"Когда православный миссионер беседует с упрямым, упорным раскольником или еретиком, каким образом он может направить его на путь истины? Доказать неправоту своего противника - это еще не все. Необходимо сломить его гордость, сделать его кротким, послушным к восприятию истины православия. А сие может только миссионер любящий, сострадающий душе, молящийся усердно о ней Богу и привлекающий на раскольника или еретика милость Божию, его вразумляющую " [43].
.
2. О КОМПРОМИССЕ С ИНОСЛАВНЫМИ
"Для язычников и для всех инакомыслящих, находящихся в Церкви, есть два выхода: или оставаться в своем заблуждении, или совершенно порвать с прежним, как бы тяжело это ни было для них. Никакого компромисса не только с неверием, но и с инославием православные пастыри не могут допустить. Поэтому все, кто стремится сгладить разницу между святым православием с одной стороны и католичеством, сектантами и расколами разных видов с другой, идут против дела Божьего, являются разрушителями дела Божьего. Таков смысл слов Спасителя "не мир пришел Я принести, но меч" (Мф.10:34)" [45].
.
3. ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ ПРОПОВЕДОВАТЬ ИСТИНУ
"Ибо вся жизнь вне Церкви не только открытых безбожников, но и именующих себя христианскими религиозными обществами направлена или к искоренению на земле Царства Христова (безбожие, мусульманство и другие), или к замене подлинного Христова Царства - искаженным царством, с земным плотским оттенком (католичество, обновленчество и другие расколы и секты). Нести людям истинным незатемненный свет Христов, утверждать и распространять не земле истинное, благодатное Царство Христово (Ин.18:36-37) - удел Православной Христианской Церкви" [46].
.
4. ПРИЧИНЫ ПРЕБЫВАНИЯ В СЕКТАХ
"Почему неверующие, или современные нам раскольники - обновленцы, или древние еретики - католики остаются в своем положении и не обращаются к Церкви Божией? Неужели они не могут познать истины Божией, которая давно уже дана и сияет в Православной Церкви? Неужели написано мало блестящих ученых книг против неверия, раскольников и католиков? И много ли требуется, чтобы показать истину, когда она уже дана? О нет, возлюбленные, дело не в том, что люди не знают истины. «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18, 5). Дело в том, что люди по гордости своей не хотят прийти к Богу и Церкви Божией. Нужно быть великодушным, чтобы открыто сознать свое заблуждение. Это именно подвиг - побороть свое самолюбие, иметь смирение. Только люди смиренные говорят, как апостол Павел: «я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» (Гал. 1, 13). Вот и нужно нам молиться, чтобы Господь смягчил гордость всех неверующих, раскольников, еретиков, чтобы они познали свои грехи, пожелали узнать истину. А если они искренне захотят узнать истину, тогда всякая неграмотная, но преданная Церкви Божией женщина наставит их на истину и приведет к святому православию. Наши речи, учение и вдохновение никак не убедят тех, кто не хочет верить или прийти к Церкви Православной. Ложные оправдания они для себя всегда найдут. А если Господь, по нашим усердным молитвам, смягчит их упорное сердце, тогда нетрудно будет им познать истину" [47].
.
5. ОТНОШЕНИЕ К МИССИИ СЕКТАНТОВ
"Ясно, что православный христианин не радуется успеху сектантства: если безбожие - открытый яд для души, то сектантство - тот же яд, только подслащенный. И видя новых прозелитов сектантства, христианин скорбит душою, что эти бедные люди не видят Света Христова и пребывают в духовной тьме" [48].
.
6. ОТНОШЕНИЕ К ИНАКОМЫСЛЯЩИМ
Слышу возражение некоторых: зачем такая нетерпимость, почему такое строгое отношение к инакомыслящим? Ведь они - и обновленцы, и католики, и сектанты - призывают Бога. Неужели же они идут против Бога? Да, ибо Сам Спаситель сказал, что именно верующие в Него как в Бога будут гнать Его последователей: «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16, 2-3) [49].
.
7. ПОЧЕМУ ПОПАДАЮТ В СЕКТЫ
"К глубокому сожалению, есть немало верующих, которые не только перестали слушать православных пастырей и даже святителей, но часто поносят их, а свой слух открыли всяким самообольщенным людям, а то и просто провокаторам. Отошли несчастные от истины и обратились к басням! А причина сего - в недостаточном углублении в христианское учение. Дошли до того, что не могут отличить истинных проповедников от ложных" [50].
.
8. НЕ УЧАСТВУЮТ В «КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ» ПРОТИВ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ
"Подлинные православные христиане никогда не будут участвовать в «крестовых походах» против инакомыслящих, и это делают не по трусости, а по убеждению, ибо это запрещает наша вера (Лк. 9, 52-56)" [51].
.
9. СТРОГОСТЬ РЕЧИ С РАСКОЛЬНИКАМИ
"На наши, может быть резкие, но верные речи вы не обижайтесь, заблудшие братья наши: говорим все это мы не по чувству злобы или мести, а со скорбью душевною и заботясь о вашем и всех ваших последователей спасении вечном. Не откладывайте дела своего духовного освобождения - спешите скорее в Церковь Божию, ибо всякий час промедления засасывает вас все более и более в тину раскола, а враг нашего спасения старается ожесточить сердца людей, чтобы они не восприняли слова истины: «Посеянное при дороге означает тех, в которые сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4, 15) [52].
.
VII. УСПЕХ ПРОПОВЕДИ
.
1. УСПЕХ ПРОПОВЕДИ - УСЕРДНАЯ МОЛИТВА
"Видишь, возлюбленный, слово истины привлекает массу людей. Но кто противится? Завистники... Так злоба людская препятствует христианской вере. И проповедникам Христова учения, смело возвещающим слово истины, нужно для успеха проповеди усердно молить Господа, чтобы он не только открыл двери сердец людей, но также устранил злые козни завистников, и если кто из них достоин явиться к восприятию истины, то и умягчил бы их жестокое сердце к уразумению и принятию слова Божия! Злое сердце человека - главное препятствие веры в Бога. А направляет сердце человеческое не столько наши самые разумные и научные доводы, сколько благодать Божия!" [53].
.
2. СРЕДСТВА ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ ЗАБЛУДШИХ
"Какие же средства для обращения заблудших, неверующих, раскольников и еретиков? Обыкновенно таким средством называют апологетику: возвещение истины Божией и опровержение неверия и всяких ересей и суеверий. Это - лучшее средство. Но оно не главное, а главное - это усердная молитва об обращении всех заблудших" [54].
.
3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ АТЕИСТОВ
"Скорбя о заблудших, будем всегда молиться о них Господу, да обратятся они к истине. А о себе будем настороже, чтобы не отпасть от Церкви и Бога, молясь Спасителю: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси Честною Твоею Кровию». Аминь" [55].
.
4. СЛОВО - СИЛЬНЕЙШЕЕ ОРУЖИЕ
"Если христианская вера распространяется учениками Спасителя и пастырями Православной Церкви без всяких внешних насилий, а лишь словом и примером жизни, значит ли это, что она бессильна? Неужели ружье сильнее слова? Разве можно проводить идеи бунтом, войной? Мечом можно привести к неверию и даже к вере сотни тысяч и миллионы людей, но это будут подневольные рабы, а вовсе не убежденные последователи того или иного учения" [56].
.
5. ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ИСТИНЫ
"Для того чтобы воспринять Христово учение, нужно иметь уши, которые способны были бы к восприятию Божественной истины. Здесь наблюдается то же, что при слышании чудной музыки или пения. При звуках иных великих художественных мелодий грубое ухо слышит только шум и крики, тогда как изощренный слух переживает восторженные чувства радости и умиления. Так и Божественное учение воспринимается духовно изощренным слухом. Когда благочестивый юноша, будущий Антоний Великий, зайдя в храм, услышал слова Спасителя: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21), они произвели на него потрясающее впечатление, и он роздал свое имущество и пошел в пустыню, весь отдавшись на служение Богу. А как часто мы слышим эти слова, и они не производят на нас такого действия. Это именно потому, что сердце огрубело у нас, а у Антония оно было чисто и представляло удобную почву для слова Божия.
Также и благочестивый Августин […]. Как же изощрять нам свое ухо, чтобы оно способно было к восприятию Христова учения? Нужно нам жить по заповедям Христовым, чаще посещать храм Божий, усерднее молиться, искоренять в душе своей все злое при помощи благодати Божией. Нужно войти в дух жизни Христовой, тогда многое непонятное для нашего внешнего зрения станет ясным. Откроются нам многие тайны Царства Божия. Кто не радит о молитве, об очищении сердца своего от всякой скверны плоти и духа, кто удаляется от храма Божьего, не думает о Боге - тот постепенно охладевает душою, черствеет и уже не слышит и не понимает глаголов о вечной жизни" [57].
.
6. ТРИ СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕРЫ: УЧЕНИЕ, НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ, ЧУДЕСА, ТВЕРДОЕ ИСПОВЕДАНИЕ
"Какие же средства употребляла христианская вера для своего распространения? Средства эти были не внешние, а духовные. Не силу военную, не подкупы противопосталяли христиане иудеям и язычникам, а прежде всего истину. Учение, которое возвещали неверующему миру апостолы, простые рыбаки, было не человеческое, ограниченное и неспраедливое, а богооткровенное (1 Фес. 2,13), премудрое и месте простое, доступное и младенцам (Мф. 11, 25)
Другим средством являлась чистая нравственная жизнь христиан. "Вот идут христиане", - говорил язысник, указывая на смиренных и степенных людей. "Это христианин", - замечал торговец о честном, верном своем работнике. Христианские юноши и девушки - не так, как теперь - являли образец целомудрия. Такая добрая жизнь рассеивала се толки о безнравственности христиан и влекла к ним сердце.
Для привлечения душ человеческих, способных верить, Господь дал великую силу чудотворений Своим апостолам. Так, больных клали на дорогах, чтобы хотя тень апостола Петра падала на них, и больные исцелялись (Деян. 5, 15). Платки и опоясания апостола Павла прикладывали к больным, и они получали исцеление (Деян. 19, 11-12).
Наконец-то, неизгладимое впечатление производило на иудеев и язычников твердое исповедание христиан. Когда христиан приводили к правителю и то лаской, то обманом, то казнями принуждали отречься от Христа Спасителя, они шли на смерть спокойно и радостно, но от Господа не отрекались, как ныне отрекаются многие от веры правосланой (не только миряне, но и священники и архиереи) ради материальных соображений. Эта стойкость удивляла и умиляла сердца язычников и превращала их из мучителей в исповеднико Христовых.
Вот те главные пути, которыми православная вера распространялась среди неверующего и враждебного ей мира. Таковы же средства православных христиан и ныне, ибо с нами Тот же Христос Бог, Который "вчера и сегодня Тот же" (Евр. 13, 8) [64].
.
7. СИЛА СЛОВА - ОТ ВНУТРЕННЕГО УБЕЖДЕНИЯ ПРОИЗНОСЯЩЕГО
"Будь в чем-либо убежден ты сам, - говорим о христианских добродетелях, - и ты всегда сможешь хоть что-нибудь заронить в душу своего собеседника. Возможно, что он не обратит никакого внимания на твои слова, но слова истины, сказанные с силою, всегда обезоруживают, как проповедь Спасителя связала руки слуг первосвященника и фарисеев еврейских, посланных, чтобы схватить Господа: «Для чего вы не привели Его?» - спросили фарисеи. Служители отвечали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:44-46). На этой внутренней силе истины и вдохновенном слове проповедников Христовой истины, в ней убежденных и горящих жалостью к людям, сидящим во тьме и сени смерти духовной, покоится преимущество христианской веры перед неверием. Ведь всякий невер еще может сознать свое заблуждение, кроме, конечно, нераскаянных и осатаневших (Ин. 8:44). И поэтому можно и дальше проповеднику христианской веры возвышать свой голос за истину всюду, пред каждым человеком; может быть, убедит он своего слушателя" [58].
.
VIII. ФОРМЫ УЧАСТИЯ В МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.
1. НУЖНО ЛИ ХОДИТЬ ПО КВАРТИРАМ С ПРОПОВЕДЬЮ?
""Так, одно почтенное духовное лицо мне возражало: "Я с вами совершенно не согласен. По-вашему, следует, что священник, и даже епископ должен сам идти к этим грубым людям. Это значит навязываться, когда тебя вовсе не просят и даже не желают! Нет, я пойду к тем, кто меня сам пригласит!.. Стану я напрашиваться к этим насмешливым! Еще издеваться будут, а то и выгонят! Не желаю. Не я в них нуждаюсь, а они во мне. Вот пусть приедут за мною, попросят! Я поеду к ним!.. А самому идти унижаться, чуть ли не просить их, чтобы они меня приняли, не хочу! С какой стати я буду ронять свой духовный авторитет! Я вам советую: не ронять своего сана, а то вы готовы бежать за десятки верст и идти в хаты, когда вас о том вовсе не просят и, может быть, совсем не желают!.."
Не знаю, как влияют на тебя, дорогой друг, такие речи, но в моей душе они вызывают тяжелое чувство... И так может говорить православный служитель Церкви Божией, апостол святой веры... Это - бессердечный человек, которому вовсе нет дела до души верующих! Для него как бы не существуют овцы его стада!.. Как они живут, как спасают свою душу, ему не интересно. Если среди них находятся хорошие, послушные, он охотно к ним пойдет, а к бедным, несчастным, заблудшим он не идет и почти... презирает их. И слышатся слова Спасителя: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 12-13). Нет у подобных пастырей именно сострадания, снисхождения, любви к людям... Таким путем не увеличишь числа верующих в своем приходе. Дай Господи, чтобы удержать тех, кто есть. Между тем назначение пастырей - апостольское. Не только утвердить верующих, но и поддержать слабых, привести к Богу и неверных. А без собственного вхождения к неверующим или колеблющимся, без жалости к ним ничего не успеешь... Ждать же, чтобы они сами пришли к нам, православным пастырям, - неразумно" [59].
.
2. СТОИТ ЛИ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА ПРОПОВЕДЬ ЧЕРЕЗ ПЕЧАТЬ?
"А проповедование печатное тоже имеет значение - кто бы его ни написал, главное, чтобы православный проповедник. И самый скромный проповедник, с Божьей помощью, может сказать или напечатать глубокое и доброе слово" [60].
.
3. О ПОЖЕРТВОВАНИЯХ ДЛЯ ПРОПОВЕДНИКОВ
"И не только я, но и другие православные святители и пастыри и другие христианские проповедники святого православия немало утешаются пожертвованиями от добрых христиан. Господь, Праведный Судия, воздаст в день Страшного Суда Своего всем этим милостивцам богатою наградою. И мы все, по милости Божией являющиеся твердыми в святой вере, с любовью приемлем всякое даяние добрых людей и смотрим на всякую посылку как на некое благовонное курение, приятную Богу жертву. Благодарение Господу!" [61].
.
4. ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА МИССИЮ
"В деле спасения людей самое важное, конечно, истинная вера, которую несут людям служители Христовы. Но распространение и утверждение святой веры, между прочим, зависит и от материальных средств. И тот, кто усердно жертвует от своих щедрот в пользу Церкви Божией, тот явлется участником апостольских трудов, посланником Спасителя, споспешником истине (3 Ин.1,8)" [62].
.
.
Источники:
1. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 151
2. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 123
3. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 91
4. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 90
5. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 284
6. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 58
7. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 475
8. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 91
9. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 138
10. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 358
11. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 65
12. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 119
13. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 104
14. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 121
15. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 137
16. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" -
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/8017. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 466
18. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 337
19. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 384
20. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 41
21. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 138
22. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 141
23. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 148
24. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 48
25. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 64
26. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 28
27. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 70. Над словом Божиим. - Сайт "Азбука веры" -
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/7028. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" -
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/8029. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 139
30. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 302
31. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" -
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/8032. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 222
33. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 105
34. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 144
35. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 45
36. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 106
37. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 52
38. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" -
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/8039. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 108
40. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 352
41. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 353
42. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 434
43. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 286
44. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 87. В защиту христианской веры/ Сайт "Азбука веры" -
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/8745. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 147
46. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 104
47. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 497
48. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 495
49. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 501
50. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 113
51. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 221
52. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 453
53. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 93
54. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 493
55. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 480
56. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 220
57. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 348
58. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 80. В Защиту христианской веры. - Сайт "Азбука веры" -
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/8059. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 45
60. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 105
61. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том I, стр. 117
62. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 375
63. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 126
64. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть Часть 33. Сила христианской веры/ Сайт "Азбука веры" -
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/3365. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 63
66. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Письма и статьи. Часть 70. Над словом Божиим. - Сайт "Азбука веры" -
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/7067. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во "Булат", 2005. Том II, стр. 120
Составитель - Антонйи Дулевич (миссионерское Движение пророка Даниила), 2018 г.