Монголия 2013. Часть 3.

Jan 24, 2015 14:47

Направление.



Обычно требуется очень долгое время,
чтобы понять невероятно простые вещи.
Джо Чанг

Путь стал проходить через сопки и это означало, что скоро выеду на северный путь, а там будут горы, перевалы и возможно броды. Охх, как же не хочется купаться. Было бы очень кстати, встретить какого-нибудь путника и узнать, какая дорога до границы, что вообще меня ждет дальше. Да и вообще прикинуть, насколько удачно попал в сезон дождей.





Последняя ночевка была на высоте около двух километров над уровнем моря. Никогда так высоко еще не забирался, чтоб отдохнуть и поспать. Ухх! Ночи становятся все холоднее и холоднее. И одной термухи уже не хватает, чтобы не промерзнуть. Спасаюсь теплоидами. Один в ноги, другой к спине и уже всяко теплее. Хорошо что дожди днем, пока еду, если и идут, то быстро. Успеваю обсохнуть. В полдень температура под +30, жарко. А ночью опускается до +10. Чувствуется контраст. На перевалах с мотиком стараюсь быть помягче, кислороду маловато, тяжело ему. Да еще и с таким скарбом. В мыслях постоянно держу, что нужно запасаться водой побольше и слить бензин в полторашку как резерв, заправок все меньше и меньше, так же как и людей. Черт знает, что там дальше и как. Хотя на карте видно, что колонки идут через каждые 100-150км. За исключением одного участка с очередным перевалом. Там будет возможно все 300. Точно нужно слить заначку!



Отъезжая все дальше и дальше от основной трассы замечаю, что трафика становится меньше. Ладно если бы машина в час, дык ведь еще реже. Уже нет привычного ощущения цивилизации, как это бывает рядом с автострадой. Больше пустынных пейзажей, бескрайних степей, далеких холмов и дорог, уходящих ниточками в горизонт... Ощущается больше земного, чем людского. Опять же тем проще найти место для стоянки. Еще на ночевке с французами, мне объяснили несколько моментов по счет монголов. По большей части они все приветливы и добры к путникам и вообще, ведут себя как дети, что несказанно радует. Только вот в деревнях рекомендовали лучше не останавливаться и проезжать, люди разные. Одни из самых адекватных - это кочевники, они всю свою жизнь живут переездами, с места на место. Живут тем, что пасут свое стадо и им особо нет дела до деревенских проблем. У них своя жизнь.



В пути встречая путешественников, удивляюсь тому, что большая часть, если практически не все, говорят на английском. В обед вообще поболтал с англичанами. У них поломался один из мопедов, Honda Cub C90. Что-то с движком и ребята встряли на несколько дней. Их вроде шесть человек. Двое осталось стоять на трассе, как ориентир и на ночь уходят к реке, чтобы не маячить почем зря и не привлекать к себе излишнее внимание. Пару дней назад двое уехали в Улан-Батор за запчастями, еще двое ищут что либо в ближайших поселках. Начали свой путь со столицы Монголии. Прилетели самолетом и купили шесть мопедов, на каждого. А планы у них - доехать до Лондона. Впечатлило. Это не на эндуре подготовленной скакать по гребенке и ухабам. Это обычный скутер со скарбом. В очередной раз убедился в том, что главное желание, все остальное - не важно. И даже если поломался, всегда можно найти какой либо выход.
Судя по карте, до следующего поселка с заправкой - сто километров по отличнейшей грунтовке. И фиг знает сколько до границы. Радует мысль, что после будет асфальт и самый, что ни на есть, настоящий хайвей! Гребенка - это что-то с чем-то. Очень сильно выводит из себя. После нескольких километров начинаешь психовать и нервничать по всяким пустякам. Лучше всего в такие моменты остановиться, выпустить пар, отдохнуть и ввалить дальше.

В однин из зимних вечеров, я разговорился со своим другом касательно музыки в поездках. Говорили мы о том, что когда езжу, монотонность надоедает и хочется как-то развеяться и размяться. Включаю плеер и уже не так скучно. На что товарищ мне ответил, что нужно слушать как работает двигатель, как работает сам мотик. Иногда вспоминаю этот разговор, вспоминаю больше саму суть - слушать мопед. В шлеме только ветер гуляет и создает лишний фон, среди которого стараюсь понять, что же снаружи происходит, что шумит правильно, а что нет. Как урчит движок, как передачи переключаются, как что-то болтаться начинает.



Так и теперь, еду и слушаю. Скорость маленькая и улавливается какой-то непонятный стук. Нужно тормознуть, что-то не так. Слажу, осматриваю мопед вокруг. И здрасте приехали. Багажная рама разболталась и у крепежа слетел болт. Вот ведь незадача какая… Благо у меня в вещах всегда есть набор гаек, шайб и болтов, но почему-то нужной длинны не оказалось. Дела… Что делать? А вот фиг его знает! Степь вокруг! Хотя стоп, трафик есть, машину тормознуть на грунтовке проще, нежели чем на скоростном хайвее. Вдруг у кого нибудь найдется нужный мне болт! А ведь останавливаются все! И это очень радует!

В совершенно другой стране с незнанием языка получается объясняться только жестами и какими-то первобытными фразами, а еще можно рисовать. Минут тридцать ушло на то, чтобы поймать машину, найти болт нужной длинны, поставить все на место и двинуть дальше по пути обозначенным навигатором. Красота! Занятно, что отъехав от места ремонта буквально несколько метров, нахожу свой старый болт. Вот дела… Температура за бортом +30, в салоне +21, пейзажи прекрасны =)



Монголы дружелюбный народ. Проезжаешь мимо юрт, люди руками машут, машешь в ответ. Дети бегут на встречу, заслышав и увидев иностранца. Иногда пробегают в опасной близости от мотоцикла, что изрядно заставляет понервничать и дергаться. Пару раз чуть не заваливаю мопед. Поселки проезжаю, не задерживаясь. Нет времени. Подсчитываю сколько дней осталось и прикидываю, что могу опоздать домой с отпуска на три-четыре дня при какой либо засаде дальше по пути. Немного выбиваюсь из графика и тем самым спешу еще быстрей. На одной из стоянок выяснил причину, почему не работала гопроха. Зарядник аккумуляторов сдох. Теперь заряжаю самой камерой на ночевках. Зарядки теперь хватает. Кино пишет. Это хорошо.



Степь, горы, реки, мосты, легкие броды, перевалы, озера, дождь, солнце и облака в ночи… Хочется сюда вернуться, только уже не стараться бегло доехать до границы, а размеренно проезжать километр за километром. Чтобы впитывать местность доселе не известную и незнакомую, а не только сохраняя на флешку кадры кинохроники. Чтобы проживать время, отведенное для встречи с новым, неизведанным и чужим. Не думать о самом коротком маршруте, а думать о самом интересном. Выйти за рамки своего комфорта и погрузиться в путешествие полностью.

26 июля. Утро. Слышно как дождь барабанит по палатке. Вставать не хочется. Что-то делать тоже нет никакого желания. Сил хватает на то, чтобы продрать глаза и открыть боковое окно. На улице стоит Баха, кругом все серо и уныло. Идет моросящий дождь. Накатила жуткая тоска. “Емае! до дома где-то 4500км и это где-то неделю пилить нужно. А сколько из них бездора неизвестного. Будет ли вообще. Эххх...” - промелькнула мысль в голове и стало еще грустней от этого. Одиночество. Самое что ни на есть настоящее. Дождь даже и не думает делать передышку. “Эх” - вздыхаю опять и отворачиваюсь от окна, - “Еще немного полежать, еще немного и нужно будет собираться”. Мысли оформляются во что-то цельное только где-то через полчаса. “Нужно одеться, собрать вещи и валить, сегодня долгий день” - удается подняться в одноместной палатке настолько, насколько это возможно и начать сборы. Выходить и одеваться под дождем - крайне неприятное занятие. Но у меня как-то получается обуться прямо в своем “номере”. О! прокачал новый скилл! Теперь могу в мелкой палатке не только спать, но и надевать весь экип. Дождь закончился как только подошел к мопеду, чтобы накинуть на него вещи. Погода шалит...



Дороги подмыло, грязь, слякоть. Еду аккуратно и не тороплюсь, не хочется убраться ненароком. Резину нужно было брать злую на участок без асфальта. У меня же стоит универсальная. На слякоти ее ведет. Тащюсь как велосипедист. На злой ехал бы заметно быстрей.
На въезде в очередной поселок заметил у дороги паренька, лет 20. На вид ну никак не монгол. Рядом с ним стоит рюкзак с привязанной палаткой и пенкой. В руках у него очки и какая-то книжка. Подъезжаю к нему и пытаюсь заговорить.
- Привет. Откуда ты?
- O! Hello!. - Одевая очки ответил мне турист. Ага, точно не отсюда.
- Эмм, привет!. - Уже переспрашиваю его на английском. - Откуда ты?
- Я из Румынии, путешествую автостопом.
- Круто как! Только не понимаю, как ты ловишь тут трафик! Его все меньше и меньше.
- Да, это некоторая проблема. Поэтому сейчас стою и жду первую попавшуюся машину. Как там дальше дорога?
- Дорога там, нууу, скажем, не очень. Если дождя нет, то можно ехать спокойно. И довольно быстро. Да, там дальше трафика больше. Тебе будет полегче.
- Это хорошие новости! Спасибо!
- А откуда ты въехал?
- Из Ташанты. Сейчас начался сезон дождей и одна из рек разлилась. Моста нет. Брод по пояс. Но есть объезд. Мне повезло. На машине провезли. Переходить горную бурную речку мне не очень хотелось.
- Из Ташанты? Это ведь туда, куда я еду! А можешь показать, где этот брод на карте?



Пока мы болтали, румын поймал машину и стал грузить свои вещи. Ткнул мне пальцем в карту, где он встрял, попрощался и уехал. Место на карте я конечно же не успел отметить и потерял. Как-то быстро он это все сделал. Вот ведь незадача… Сколько еще мне до этой реки ехать, будет ли брод или она еще больше разольется. Как знать. Опять же как найти объезд. Если кругом степь и никаких указателей. Остается надеяться только на то, что еще кого либо повстречаю.

День был напряженный. Постоянно спрашивал дорогу, постоянно спрашивал про мосты и броды. Напряг меня румын, напряг. Опять же видел последствия дождя недавнего. Дорогу размыло, повалило несколько столбов электропередач. Если бы попал сюда в дождь, выбирался бы долго.



Утро следующего дня было прекрасным и солнечным. Где-то вдалеке уже подкрадывался дождь и утренний свет сделал большущую радугу на горизонте. Очень похоже на ворота. Путь мой идет именно через них.
Резина совершенно не держит жижу после дождя. Выезжаю из поселка, в поисках дороги на город спускаюсь со склона и ненавязчиво так въезжаю в слой размякшей глины. Дождь только прошел и получилась такая скользкая прослойка. Назад ходу нет, мопед как на льду катиться по склону, даже с обоими тормозами. Только вперед, а там еще больше этой жижи. Свернуть некуда, везде глина, тупо разворачивает и уносит вниз. Ноги выставил как на лыжах, пытаюсь маневрировать и как-то уцепиться за край дороги, чтобы выехать на траву и выйти на дорогу. Как же тут не хватает шашек! Вообще бы никаких проблем бы не было. Эхх… Удалось вырулить с этой жижи только спустившись в низину.



Улангом. Первый большой город после Улан-Батора на моем пути. Тут есть даже аэропорт и много много заправок. Но останавливаться на какое-то время в это месте - не в моих планах. Нужно пополнить запасы и вваливать дальше. Не понятно по карте, что будет в ближайшие 200-300 км с топливом.

Полный бак, нычку бензина и дальше пилить. Нужно успеть проехать еще хотя бы сто километров до захода солнца, дабы наверстать. Хотя после Улангома уже можно свернуть строго на север и выйти к границе на Хандагайты и дальше к Телецкому озеру. Но решаю придерживаться старого маршрута и идти через перевал на озеро Уурег Нуур.
В поисках ночевки никак не могу найти место, где бы встать. Везде дует сильный ветер или место просматривается со всех сторон, у самого озера вставать или у скал тоже не самый лучший вариант. Штормит. Немного проплутав, совершенно случайно натыкаюсь на лагерь туристов-историков из России. Очень неожиданно. Встал рядом с ними. Место вообще замечательное.



Воскресенье, 28 июля. Туристы рассказали и показали на карте дорогу, где именно я могу проехать, минуя тот самый брод, о котором пару дней назад предупреждал меня автостопщик. Только придется сделать немного крюка. Поехать через Олгий и дальше на Цагааннуур к границе. Но, как мы знаем, бешеной собаке и сто верст не крюк!

После Улангома, еще на перевале, стало немного доходить, что Монголия заканчивается буквально через день-два. Дальше много асфальта и обратная дорога домой. И эти последние дни пролетели как-то очень быстро. Хоть и было много разных встреч. Что ни день, то туристы. Например в обед воскресенья, повстречал Джона с Анной, они шли на ктм 690 и дрз 400. Едешь значит по пустынной дороге, и замечаешь вдалеке две фары. Они постепенно приближаются мне навстречу и понимаешь, что это мотоциклы! Первые эндуристы в моем трипе! Они уже проехали Олгий и только-только почуяли запах бездорожья. Рассказал им про свой путь, показал где места не очень, где можно проехать. Как узнал позже, ребятам не очень повезло с погодой, они попали в сезон дождей.



Проехать по стране диких лошадей получилось ровно за неделю. Семь дней - это пустяк. Каждый день ехать и стараться смотреть по сторонам, на дорогу и продумывать маршрут - это больше похоже на гонку. Когда нужно успеть на очередной чекпоинт, поставить лагерь, поесть и поспать. А любая гонка - это больше вопрос на выносливость.

Заключение



Пройти границу в обратном направлении не составляет большого труда. Говорили, что буквально пару недель назад была большая очередь, был праздник, а сейчас несколько легковых, пара грузовиков и одна баха на осмотр. Таможенники уже не придираются к визе и спокойно, заполняя бумажки, пропускают грязного и чумазого эндуриста. Охх, как же приятно возвращаться домой!

А вот и Ташанта. Первый населенный пункт чуйского тракта или федеральной трассы М52. Дорога кстати эта, одна из десяти самых красивых в мире по версии National Geographic. И я с этими ребятами согласен на все сто. Чуйский тракт очень красив. Пока ехал два дня до Новосибирска, постоянно хотелось остановится, поснимать, или вообще, остаться в Алтае еще на какое-то время.



После Ташанты, повстречал группу туристов из Германии на супер тенерах. Человек 8 или 10. Самому старшему из низ было под 70 лет. Рассказал все, что знал и помнил по своему маршруту. Благо они направлялись не на северный путь, а южнее. Там дорога полегче.



Первую ночевку после границы провел в мотеле. Вечером, пока ужинал в кафе, познакомился с двумя туристами из Москвы. Влад и Кирилл катаются на великах по Алтаю уже недели две. Накручивая километры по холмам, горам и простым дорожкам. Показали пару фотографий с ледников. Впечатлило! Еще больше впечатлил рост ребят, когда они встали из-за стола. Оба оказались выше меня чуть ли не на голову каждый! Ну и велики у них тоже здоровенные!

Течение времени после Алтая стало ускоряться. Стал следить за трафиком, за машинами и почаще палить в зеркала. В Монголии вваливал спокойно, даже не опасаясь, что вылетит кто-то. Восемь полос же, выбирай любую! Так и незаметно подъехал к Новосибирску, где встрял в пробку, сел навигатор и чуток перегрел двигло. Выбраться мне помог Денис на сибихе. Провел по пробке и вывел на нужное направление. Ухх! Спасибо!



Обратная дорога по Сибири мне кажется совсем не знакомой, как будто и не ездил по ней вообще. Хотя некоторые участки узнаются. Быть может я был занят тем, что думал больше о тех, кто ехал со мной еще в сторону Байкала. Тэо, Владимир, Джон… Тэо уже ехал где-то по Монголии там, где я был совсем недавно. Владимир приехал во Владивосток и уже гулял по нему. А у Джона возникли проблемы с мотоциклом в Бийске, и ему пришлось отложить свое путешествие на целый год…

Новосибирск, Омск, Ишим, Курган, Челябинск, Уфа, Казань, Чебоксары. Пролетел все это за три дня. Даже не совсем понял, как Сибирь сменилась Уральскими горами, а затем и вовсе незаметил, как уже еду по Кокшайскому тракту и до гаража остается каких-то сорок километров.



Полночь, светит оставшаяся в живых светодиодная фара, освещая ворота гаража. Стою и грущу. Путешествие длинною в три недели и почти двенадцать тысяч километров закончилось. Мысленно перебираю моменты и уже думаю о том, что и как буду писать, монтировать видео, обрабатывать фото и снова проживать весь этот путь.

Я рад, что у меня все получилось так как я и задумывал. Рад тому, что меня окружали в путешествии совершенно разные, но от этого не менее прекрасные люди. Как рядом, так и те, которые были на связи. Помогали советами и вели меня в сети. Рад тому, что купил совершенно другой мотоцикл и смог его подстроить под такую дорогу.
И рад, что такое большое путешествие закончилась хорошо!



ну и как обычно, дофига фото)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49


50


51


52


53


54


55


56


57


58


59


60


61


62


63


64

часть 0
часть 1
часть 2
часть 3

либо посмотреть все по тегу mongol2013

mongol-2013, offroad, travels, moto, li, photo

Previous post Next post
Up