"Левиафан". Вопросы и ответы.

Oct 17, 2014 22:42



Билеты на показ "Левиафана" на Хайфском международном кинофестивале я покупала впопыхах, перед отъездом в отпуск. В расписании было два показа, первый из них в присутствии режиссера, но на него билетов  уже не оставалось. Вернувшись из отпуска, я обнаружила в расписании дополнительный показ в основном зале фестиваля и сделала вывод, что фильм пользуется успехом не только в Каннах.



Усаживаясь на наши места в четвертом ряду в зале, где не было ни одного свободного места, я подумала : "Куда я смотрела при заказе билетов? Теперь весь фильм придется сидеть с задранной головой."

На сцену вышел один из организаторов фестиваля, который после стандартного короткого приветствия обьявил, что .....на показе присутствует Андрей Звягинцев и пригласил его на сцену. Это был абсолютно невероятный и ужасно приятный сюрприз, и конечно же, четвертый ряд оказался счастливой находкой.

Звягинцев вышел в сопровождении израильской актрисы Аси Найфельд, которая выступала в роли переводчицы.
Он сказал,что очень приятно видеть полный зал, а поскольку только  треть зала понимает по-русски, ему понадобится перевод... И тут он рассыпался в комплиментах в адрес Аси, с которой познакомился 2 года назад на фестивале "Зеркало" имени Андрея Тарковского в Иваново, где демонстрировался фильм "Комната 514" с её участием.
Ася была немного смущена и перевела довольно пространные комлименты сдержанно и лаконично.

После комплиментов Звягинцев сказал, что в принципе ему очень сложно произносить какую-либо предварительную речь, потому что фильм говорит сам за себя. Он может лишь пожелать приятного просмотра, хотя Серебряков, сыгравший главную роль в фильме, обычно желает зрителям неприятного просмотра...  Звягинцев предложил перейти непосредственно к фильму , так как он идет 2 часа 20 минут и закончится около полуночи. Зато после показа обещал остаться и ответить на вопросы.

После просмотра в зале осталось довольно много народу, а желающих задать вопросы было столько, что я приготовилась сидеть до утра. На сцену снова вышел Звягинцев в сопровождении организатора и Аси.

Организатор посчитал нужным предупредить публику о том, что режиссер отвечает очень подробно и обстоятельно, и попросил задавать четко сформулированные вопросы. Судя по первому же заданному вопросу, не все вняли этой просьбе.

Все, что следует дальше - это мой пересказ по памяти почти двухчасовой беседы режиссера со зрителями. Я не ручаюсь за дословную точность цитат.
Многие из этих вопросов уже задавали  раньше и ответы на них опубликованы в многочисленных интервью в СМИ, и поэтому на абсолютную новизну материала я тоже не претендую.
Звягинцев поразил меня до глубины души вдумчивостью, серьёзностью и бесконечным терпением, с которыми отвечал на все вопросы. А вопросов было очень(!) много. Я уверена, что на большинство из них он уже отвечал раньше десятки раз. И тем не менее в каждом ответе режиссера звучало искреннее уважение к аудитории.
Говорил он негромко, с очень мягкими, местами почти вкрадчивыми интонациями.

Вопрос: Почему вы сделали этот фильм?
Ответ: Вопрос слишком общий. Это моя потребность, примерно как потребность дышать, я это делаю уже 14 лет.

Вопрос: Почему вы решили рассказать именно эту историю?
Ответ: 6 лет назад мне рассказали историю о конфликте Марвина Джона Химейера с огромной корпорацией, с цементным заводом. Потом замысел развился в более общую идею конфликта человека с системой. И таких историй очень много, причем повсюду. Мы даже думали сделать версию финала, в которой герой, как Химейер, разрушает здание мэрии. Мы 3 месяца искали подходящий городок, где на центральной площади можно было бы между существующими зданиями поместить декорацию, которая потом будет разрушена. Мы уже консультировались со специалистами, как лучше снять эту сцену. Потом мы отказались от этого замысла, потому что такой финал был бы своего рода хэппи-эндом.

Вопрос: Почему вы назвали фильм "Левиафан"?
Ответ: Мои знакомые с философским образованием, прочитав сценарий, указали мне на трактат Гоббса о государстве и власти. Я прочитал и был поражен совпадению с основными идеями сценария. Так и получилось название.



Вопрос: Почему в фильме так много пьют?
Ответ: Вы знаете, министр культуры России задал мне тот же самый вопрос после просмотра фильма. Причем это был его первый вопрос. Он сказал, что в России так не пьют. Вероятно, он знаком с какой-то другой Россией. Вы знаете, Николай ,главный герой фильма, находится в такой невыносимой ситуации, в таком пограничном состоянии...  в чем же ему еще утопить своё горе? Я считаю, что пьют везде одинаково - вот французы пьют вино в огромных количествах, просто у нас градус алкоголя выше. Сам я, кстати, ничего крепче красного вина не пью. Как там говорят? Истина в вине.
В сценах, где герои пьют вчетвером, актеры действительно пили, чтобы добиться нужного эффекта. Каждый знал свою меру и пил ровно столько, сколько требуется. Только Роман Мадянов  - актер, исполнивший роль мэра  - не пил вообще, играл исключительно на таланте!
А вот окружающие нас люди в поселке Териберка (поселок в Кольском районе Мурманской области, где снимался фильм - Прим. автора) вообще в сознание не приходили.

Вопрос : Женские персонажи в ваших фильмах всегда связаны со смертью. Елена убивает, Лидия умирает сама. Как вы можете это прокомментировать?
Ответ: Женщина и смерть? Я не думал об этом в контексте именно женских персонажей. Человек и смерть. Чем же еще заниматься искусству? Искусство занимается людьми в пограничных состояниях, именно там они раскрываются. А женщины... У них больше интуиции. Женщины более чувствительны к окрущающей реальности, к её вопиющей несправедливости, и острее на неё реагируют.



Вопрос: В фильме вы показываете очень неприглядную действительность :систему, в которой все прогнило, общество, где все пьют и трахаются с кем попало. (Насчет последнего зрительница явно утрировала, одно грехопадение еще не превращает сюжет в массовую оргию - Прим. автора )
Почему вы это делаете ? Где же надежда? У вас в фильме нет ни одного персонажа, который бы вселял надежду на будущее России.
Ответ: Я отвечу вам образом. Пока больной человек ходит в розовых очках и не видит себя в зеркале таким, как он есть, у него нет никакой надежды на выздоровление. Будущее - в людях. У нас огромная страна -  140 миллионов, у нас такие недра! Я верю в будущее России.
Есть очень интересное высказывание Блаженного Августина о различиях между государством и шайкой бандитов. И то и другое устроено очень похоже. И там, и там есть лидер, есть люди, которые выполняют определенные функции. Но в государстве есть правосудие.

Вопрос : И в "Возвращении", и в "Левиафане" у вас играют дети. Расскажите об особенностях работы с детьми-актерами.
Ответ : Вы имеете отношении к киноиндустрии?
- Нет.
Если бы вы имели к ней отношение, я мог бы ограничиться очень лаконичным ответом. Это из категории вещей, которые проще сделать, чем обьяснить. Скажу так - после того, как вы потратите 3 месяца на поиски нужного вам человека, вам останется только наслаждаться его работой.

Примерно через час после начала открытой дискуссии организатор попросил всех покинуть помещение, потому что было уже очень поздно и нужно было закрывать зал, а желающим продолжить беседу с режиссером предложил сделать это на улице. Небольшая кучка зрителей, и мы в том числе, остались на свежем воздухе. Дождь как раз кончился, и все располагало к продолжению разговора в более интимной обстановке.

Вопрос: У вас в фильме в первом акте показано ружье. Была на каком-либо этапе задумка, что оно  выстрелит?
Ответ: (Улыбка) Нет.

Вопрос: В фильме много ненормативной лексики. Что будет с ней в российском прокате? Её вырежут?
Ответ: Нет, монтаж трогать не будут. Просто этих слов не будет слышно. Артикуляция на экране останется, но слышно ничего не будет.

Вопрос: В России сейчас есть цензура?
Ответ: Нет. Это правда, что министру культуры фильм не понравился. Он посмотрел его за 3 дня до Каннского фестиваля и свернул свою поездку в Канны. Такого, как было в советское время, когда картины просто ложились на полку или из них вырезали целые сцены, сейчас нет. И вряд ли будет.

Вопрос: Когда фильм выходит в российский прокат?
Ответ: Планировали в ноябре, но вчера продюсер написал мне что выход картины переносится на февраль. Вообще расчет оптимального времени, когда нужно выпускать фильм в прокат  -  это целый алгоритм. Им занимаются продюсеры.

Вопрос: Такой фильм, как "Левиафан", может окупиться в российском прокате?
Ответ: Нет. Но фильм уже куплен в прокат в 50-ти странах, основные доходы ожидаются оттуда.

Вопрос: Где вы -  такой тонкий, интеллигентный, мягкий человек -  увидели и так точно уловили всю эту чернушную действительность?
Ответ: (Улыбка)
Это собирательное.... Например, такое выражение, как "Фаберже" подслушано мною на одной вечеринке, где присутствовал кто-то из верхов. Он говорил о том, что бывают материалы, которые позволяют "взять за Фаберже".
А "возбудиться любой ценой" - тоже современный жаргон, который означает "был бы человек, а дело найдется".

Вопрос: Как вам удается защитить свои фильмы от пиратов? Их невозможно найти в интернете до выхода в широкий прокат.
Ответ: Этим занимаются мои продюсеры, у них есть нужные ресурсы.

Вопрос: Как вы работали с освещением в фильме? Она кажется таким естественным. Неужели "Догма"?
Ответ: Нет, мы пользовались искусственным освещением, в основном внутри дома Николая. Дом - это декорация. А вот на природе пользовались в основном тем, что она нам предлагала.

Вопрос: Ваш фильм можно расценить как довольно антиклерикальный. Как воспримет ваш фильм церковь? Какие вообще взимоотношения у церкви с властью в сегодняшней России?
Ответ: Нельзя с уверенностью говорить о том, что фильм антиклерикальный, этот момент в сюжете совсем неоднозначен (тут следует обсуждение некоторых сюжетных деталей, которое я не привожу, чтобы избежать спойлеров - Прим. автора). Но я понимаю, что людям воцерквленным фильм может не понравиться. Кстати, проповедь в финальной сцене - это вербатим, расшифровка 2-х абсолютно реальных проповедей из youtube, которые мы соединили в одну. Взаимоотношения церкви с властью точнее всего определяются словами, которые архиерей говорит в фильме мэру города: "Мы с вами соработники".

В половине второго ночи, после четырехчасового увлекательного путешествия в мир кино, мы все-таки покинули площадку перед кинозалом и оставили Андрея Звягинцева в обществе более стойких поклонников.

Андрей Звягинцев, фестивальное кино, 2014

Previous post Next post
Up