Утопическая драма по книжке писательницы Лоис Лоури.
Мы попадаем в заоблачный мир искусственно созданного общества. Люди живут в коммунах внутри большой коммуны. Мир ограничен условной границей, за которой собственно продолжается другой мир, но туда никто не идет, потому что всех запугивают и всячески гипнотизируют. Люди в коммунах ездят на футуристических велосипедах с ополовиненной вилкой и в остальном ведут себя как полные дебилы. Ну, то есть улыбаются друг другу, просят извинения по всякому поводу и с радостью принимают эти извинения от кого-то другого. С возрастом детей-подростков сортируют по способностям. Любительниц душистых ароматов свежевыстиранного белья отправляют в прачки, задротов определяют в механикусов, всяких нестабильных удаляют ( прямо как в моей Коре Ипсвич), а избранных готовят для принятия воспоминаний. Наш герой конечно избранный. И вот он идет домой к Джеффу Бриджесу и получает от него охапку воспоминаний о том, что есть война, что люди не такие дебилы, как кажутся на первый взгляд, что они еще могут убивать слонов за их бивни и что «удаление» это на самом деле жуткое дело, а не командировка « в другое место». Правда-матка рвет герою грудь. Он теперь не дебил и не может вынести общество дебилов. Отныне он твердо намерен выкрасть свою телку и после дать дёру. Ну, и если получится, по пути раскрыть дебилам глаза на их дебильность.
Фильм в своем жанре сделан неплохо. Все-таки чувствуется что делал не школьник, а матерый Филлип Нойс, которого в солнечном детстве я помнится полюбил за «Слепую ярость». В картине задействованы мегазвезды: Джефф и Мерил. Ну и если вы счаитаете её звездой, то и Кэтрин Холмс. Вот дура, ушла от Тома Круза и теперь просто посредственная актриса, а была ведь жена самого Тома Круза. Кстати, мне раньше она нравилась как актриса. Когда еще снималась в «Бухте Доусона». В возрасте подростка она были милой и очень красивой, но в тридцатнике как-то окостененла что ли. Да и таланта у неё теперь хватает лишь на серые роли замухрышек. Ну ладно, к фильму. Сюжет не очень изящно повторяет миллионы других утопических сюжетов, но..
Но тут есть одну штука, которую очень трудно игнорировать будучи человеком разумным и понимая примерно, что такое эмоции ( по крайней мере для себя лично). Концепция автора книги заключена в том, что людям коммуны вливают какую-то химию, чтобы подавлять их эмоции. Опустим медицинские последствия таких вливаний и посмотрим на героев. В начальных кадрах видно, как друзья подростки весело катятся на велосипедах, один из них плещет остроумием, шутит, и все они вместе заливаются искренним смехом. Потом нам показывают детей, которые тоже смеются. Нам дают представление, что в коммуне царит Счастье. Осмелюсь утверждать, что счастье это одна из самых сильных эмоций человека. Затем нам показывают, как персонажи из коммуны хмурятся, боятся, сердятся. Значит эмоции у этих людей есть. Тогда совершенно непонятно, почему концепция книги (картины) представлена таким образом, что члены коммуны не могут испытывать более широкого спектра эмоций. Что им мешает ощутить красоту облаков и неба, травы и цветов, насладиться прикосновением желанных губ, заплакать, когда кто-то уходит и больше не возвращается? Мешает им только воля автора. Для фант. допущения можно конечно все списать на волшебную силу тех препаратов, которые они принимают, но.. Но эмоции зарождаются в лимбической системе, в определенных областях мозгах, где постоянно взаимодействуют миллиарды нейронов, которые образуют туеву кучу связей, объеденных в сложные сети. И эти сети постоянно усложняются. Эмоции это как раковая опухоль. Именно они делают возможным процесс познания и существования человека благородного ( цивилизованного). Если бы эмоции можно было регулировать, как громкость на проигрывателе, то вероятно это уже были бы не эмоции, а что-то другое. На самом деле, если понять до конца как образуются эмоции, то человек потеряет всякую тайну. Если процесс сводится к простой механике ( как пытаются убедить нас нейробиологи), то человек представляется не более, чем роботом.
Поэтому концепция о дискретности эмоций мне показалось очень натянутой. Да, можно человека сделать овощем с помощью химии, но тогда он не будет способен развиваться и быть мотивированным на счастливую жизнь, да и вообще на жизнь. Убирая эмоции, мы полностью подавляем все посылы к радости жизни. А в фильме подчеркивается, что члены коммуны испытывают довольно глубокие эмоции счастья. Они даже теряются в выражении этого счастья, поскольку их ограничивают в словарном запасе. Следовательно, автор считает, что эмоции это такая дискретная штука, которую можно отделить друг от друга и одну часть химически аннигилировать, а другую оставить - пусть пользуются. Чушь, короче.
Ну и в финале автор ушел куда-то вообще в глубокое фэнтези из разряда « а потом он сломал иглу и кощей умер». В этом главный недостаток картины. Фильмы-утопии должны иметь хорошую научную основу, быть максимально приближены именно к научной фантастике. Либо уж снимать чисто в жанре фэнтези, не пытаясь объяснить происходящее с помощью общепринятых истин.
Однако на интуитивном уровне фильм конечно проглатывается. Я лишь этим объясняю то, что проектом занялись и Филлип Нойс и Джефф Бриджес и Мерил Стрип. Люди в кино, они живут на эмоциях. Им насрать на каких-то критиков, которые ищут логические нестыковки.
Несмотря на мой скепсис по поводу логики фильма, я посмотрел его почти с удовольствием. Антураж, атмосфера, актерская игра и драматургия были поставлены на хорошем уровне. Кстати, это один из немногих случаев, когда видно, что фильм слишком укорочен. Там был очень богатый потенциал для раскрутки сюжета. И за большее время можно было попытаться более убедительно объяснить происходящее.
П.С. Молодой дуэт актеров порадовал. Девушка Одейя Раш была очень хороша.