О понятии "прогресс"

May 21, 2012 15:18

    Меня всегда удивляло, почему со словом "прогресс" связывают исключительно хорошее. И с научно-техническим прогрессом тоже. Прогресс означает поступательное развитие. Вполне грамотно употребляют это слово медики, когда говорят о прогрессирующей болезни. Развитие в одном направлении может быть разным: желательным и нежелательным, полезным и ( Read more... )

оценка, стереотипы, прогресс, ценности

Leave a comment

Comments 13

(The comment has been removed)

drevniy_daos May 21 2012, 16:11:53 UTC
Нет, жизнь - процесс, но не прогресс. Называть жизнь "движением к смерти" - старая философская ошибка. Если обрыв в пропасть находится в конце дороги, это не значит, что ВСЯ дорога ведёт в пропасть. Да, в КОНЦЕ жизненного пути не миновать смерти. Однако жизненный путь ПЕРЕД этим приводит во многие "места", бывает приятные и радостные. Смерть, строго говоря, прекращение дороги, а не нечто на самой дороге. Если говорить попросту, конец дороги означает, что дорога не бесконечна, но ничего не говорит о ХАРАКТЕРЕ дороги. Тяжелая болезнь действительно приводит к смерти ( ... )

Reply


фсеопщее щястье falcao May 21 2012, 16:14:57 UTC
Я совершенно не отношу себя к "прогрессистам", но мне эта идеология в достаточной мере понятна. В основе лежит именно вера в "светлое будущее", которую Вы здесь упоминали. Всё остальное подчинено именно этому. Как то, что "прогресс" -- это всегда "хорошо" (так как приближает ожидаемый "рай на земле"), так и то, что надо "как можно быстрее". Последнее, кстати, "отравляет" жизнь сильнее всего.

Reply

Re: фсеопщее щястье drevniy_daos May 21 2012, 16:29:02 UTC
Что касается прогрессистов - да, их психология понятна. Но почему само понятие "прогресс" связывают с движением к лучшему - вот чего я не пойму. Если нечто движется к катастрофе и исчезновению - это вполне может быть прогрессом. Прогрессировали или деградировали динозавры? Я думаю, что прогрессировали. Как тот вид оленей, который вымер из-за чрезмерно развившихся рогов.
Вы подметили важную черту, которую я забыл отметить в своём очерке. Прогресс подразумевает не просто равномерное развитие, но ускорение. В само понятие это не заложено, но представление об ускорении связывают с прогрессом так же как и движение к лучшему. Это как раз и указывает, что здесь речь идет не о реальном, а о желаемом. Человек хочет приблизить наступление "лучшего будущего", а потому говорит, что прогресс ускоряется - так появляется надежда дожить до этого самого будущего.

Reply

качество и прогресс falcao May 21 2012, 16:48:41 UTC
Конечно, всё это именно так.

Причину, по которой "прогресс" связывают с движением именно к "лучшему", я связываю с так называемой "верой в человека". То есть это часть идеологии "гуманизма". Считается, что человек не только достоин "щястья" (это у них "аксиома", а из неё уже вытекает возможность, или даже неизбежность "светлого будущего"), а также то, что он всё происходящее "контролирует". Если принять этот тезис (разумеется, я его считаю ошибочным), то далее многое становится "логичным": если я держу что-то под контролем, и сознательно отбираю "лучшее", то всё так или иначе к нему и движется. Ошибка тут более "глобальна", и она имеет "гуманистическую" основу.

Далее, мне не раз приходило в голову, что люди употребляют слово "качество" по отношению к товару, подразумевая "хорошее" или "высокое". Хотя всем ясно, что качество товара может быть каким угодно. Употребление слова "качественный" в смысле "хороший" стало уже настолько привычным, что я не удивляюсь аналогичным явлениям.

Reply

drevniy_daos May 21 2012, 17:26:06 UTC
Вы даете, по сути, два объяснения, которые плохо сочетаются друг с другом. Первое мне видится более верным. То есть прогресс мыслится как некое закономерное и неизбежное движение от худшего к лучшему. Дополню сделанный вами акцент на антропоцентризме прогрессистов: сама природная эволюция мыслилась как прогрессивное развития, вершиной которого стал человек. В таком духе высказывались и совсем нерелигиозные авторы. Стадия контроля есть завершающая стадия, когда природный мир сменится "ноосферой" или мутирует в "ноосферу". Таким образом, стремление к контролю вписано в идеологию прогресса, но основа - некий скрытый провиденциализм. Религиозное мышление тут однозначно присутствует ( ... )

Reply


till_j May 22 2012, 05:37:02 UTC
Я не прогрессист и не ретроград. Но стоит вспомнить о продолжительности жизни, о победе над эпидемиями, о (Вы не поверите, ссылку к сожалению потерял) снижении уровня агрессии, о прокорме 8 млрд человек...

Т.е. понятно что лучше бы естественный отбор, мёрли бы от болезней и голода, кочевало бы 0.5 млрд как бушмены (мне самому бушмены очень нравятся), но людям хочется жить и у этого стремления есть много неприятных побочных эффектов

Reply

drevniy_daos May 24 2012, 05:01:00 UTC
Обо всём этом я отлично помню. И не вижу ни в перенаселении, ни в неестественном продлении жизни ничего хорошего. Разве жизнь равна меряется длинной? "Снижение уровня агрессии" - это что-то из разряда фантастики. Наверное вы имеете в виду то, что государство присвоило монополию на насилие.

//но людям хочется жить и у этого стремления есть много неприятных побочных эффектов//
Если людям хочется и дальше жить, а не вымереть, им придется учится жить так, как живут бушмены. Грабить природу вечно - не получится. Чем сильнее грабим, тем быстрее кончится такое безумное хозяйствование.

Reply


ext_908721 May 24 2012, 14:43:58 UTC
//Запустить прогресс не так трудно, но им невозможно управлять.//
Вы считаете, что прогресс кто-то запускает? Мне кажется, там где нет предпосылок - его и не будет. Предпосылки - это знания. Ведь до недавнего времени находили замкнутые общества в Амазонии, живущие в первобытном строе.

//Так в чем же прелесть любого прогресса? Я её не улавливаю.//
Как говорил Писатель: "Во всяком случае, вся эта ваша технология… все эти домны, колеса… и прочая маета-суета - чтобы меньше работать и больше жрать..."
Вот в чём прелесть. Большинству этого достаточно.

//Результат прогресса тяжелой болезни - смерть. Это должно служить нам предостережением от увлечения любым прогрессом.//
Результат прогресса выздоравливания от тяжёлой болезни в результате грамотного лечения - жизнь.

//Одного этого достаточно, чтобы пересмотреть восторженное отношение к научно-техническому прогрессу, связанному с прогрессом цивилизации.//
У Вас есть рецепт? Для цивилизации. Не утопический анархопримитивизм, а нечто реальное. Дайте ссылку. Интересно. Чесслово...

Reply

drevniy_daos May 25 2012, 10:23:32 UTC
Конечно. Прогресс цивилизации, а тем более технический прогресс - запустили люди. Я же не сказал, что это было сделано намеренно и, тем более, продуманно. Вы правы - если нет предпосылок - прогресса не будет. Только предпосылка - совсем не знания, предпосылки (их много) прежде всего социальные и демографические. Племена Амазонии живут уже вовсе не первобытной жизнью, они являются переходной ступенью. Именно об этом писал Ян Линблад ( ... )

Reply

ext_908721 May 25 2012, 14:10:39 UTC
По поводу племен ( ... )

Reply

drevniy_daos May 25 2012, 14:38:46 UTC
На Западе как в 18 веке не различали первобытную и переходную стадии, так и теперь не различают. По схеме Моргана "дикость - варварство - цивилизация". На самом деле между первобытными племенами и ранними земледельцами - огромная разница. Даже ещё до земледелия начались радикальные перемены в образе жизни и социальном порядке. "Похоже" на взгляд человека, которому не интересно и который мало знает, для знающего - не похоже ( ... )

Reply


Leave a comment

Up