Вавилонская башня (разговор о множественных апокалипсисах)

Feb 03, 2010 01:04

       Долгое время я воспринимал "Вавилонскую башню" просто как библейский символ, и шире - как символ нашей цивилизации вообще. Одновременно с этим, я знал, что существовал город Вавилон, и в нем действительно была "башни" (или башни)  - зиккурат, который можно считать храмом особого вида. Но я никогда не связывал в сознании символ и реальные постройки. Скорее всего, строительство древних храмов как-то преемственно от ранних, ещё догосударственных религий и связано с культом гор. В Греции пирамид не строили, но всем известно, что обиталищем богов была гора Олимп. Все древние цивилизации строили храмы, похожие на горы. Пирамиды не сильно отличались от зиккуратов, а последние - от храмов майя. Но вне зависимости от причин возведения таких грандиозных сооружений, они сами по себе обозначали величие строившей их цивилизации. Египет исчез - пирамиды остались. Мы можем позволить забывать об этом, потому что страна-то (местность) та же, но ведь живут там уже не те люди, люди других народностей и с другой культурой.  Вавилон же, как и многие другие древние города, и даже целые культуры и государства, исчез с лица земли, и был только спустя много веков откопан археологами. Если вдуматься, то вавилонскую башню можно рассматривать не только как аллегорию, но и как аналогию. Причём не библейскую "Вавилонскую башню", а её реальный прототип. Мы слишком привыкли воспринимать человечество как единое здание и забываем об исчезнувших культурах. О каких-то мы знаем больше (шумеры, майя), о каких-то почти не слышали (к примеру, высокоразвитое тангутское государство Си Ся, 9-13 вв. н.э.). Не слишком ли нам задурили голову с "единым человечеством"? Я начинаю всё больше и больше думать, что высказывание древнекитайского логика Гуньсунь Луна "белая лошадь - не лошадь" не стоит рассматривать как софизм, можно увидеть в нём глубокую мудрость. Когда истребляются аборигенные пемена в разных частях света, это не просто уничтоженные заменимые части человечества, ведь потерю ста аборигенов не восполнит рождение ста японцев или англичан.  Многие из них даже внешне сильно от нас отличаются (пигмеи ростом 140-150см.).  Возможно, стоит отказаться от приложения метафоры Вавилонской башни к целовечеству в целом и начать прикладывать его к отдельным исчезнувшим государствам и обществам.

Много государств и даже империй исчезло навсегда, руины огромных зданий оплели лианы или засыпали пески. Древнекитайская империя Цинь-Шихуанди, построившего для себя колоссальную гробницу, имела продолжение (хотя династия быстро пресеклась). А вот другим повезло меньше, о некоторых и памяти не осталось. Раньше, в средневековой литературе, особенно на востоке, тема руин и погибших царств всплывала очень часто. Даже в том же Китае. Известный поэт Ли Бо (8 век) писал:
            И терновник растёт 
            В знаменитых покоях дворца,
            На Великой террасе 
            Олени резвятся весь день.
            Где цари и вельможи?
            Лишь время не знает конца,
            И на пыльные стены
            Вечерняя падает тень.
Те, кто читал книги или смотрел фильмы, посвящённые постапокалипсису, не могут не признать, что картина майянский и инкских городов, описание из стихотворения Ли Бо напоминают постапокалиптические картины. А значит, нужно вспомнить и об этих оеальных, хотя и локальных "апокалипсисах". Собственно, когда у евреев возникла идея "конца мира" и они стали подробно писали апокалипсисы (я сейчас не о христианском "Откровении Иоанна Богослова" а именно о еврейских апокалипсисах типа 3-й книги Еноха), они даже не знали, что есть такие континенты, как Америка  и Австралия. Всё это заставляет пересмотреть концепцию цивилизации в приложении к историческим реалиям. Исчезли австралопитеки. Много позже исчезли неандертальцы. Исчезали расы, народы и культуры. Но это важно не просто для какого-то философствования. Многие государства древности были достаточно изолированными и могут представлять собой цивилизацию вообще. Когда мы говорим о "Средних веках", это действительно тёмные века для культуры, хотя и не совсем. Нельзя забывать, что Византийская империя просуществовала до 15 века, что христианство не только разрушало, но и сораняло и даже распространяло многое из античного культурного наследия, начиная с письменности. "Варваризация" Европы после крушения Рима, что можно рассматривать как один из локальных апокалипсисов, была не очень сильной. Отчасти потому, что эти варвары долгое время соседствовали с Римской империей, и уже начинали меняться. А вот крушение других империй, в той же Америке приводило к полной деградации и расселению по территории империи диких племен. 
        Весьма существенны причины, по которым рушились империи. Про Рим говорить не будем, столько уже всякого написано. Не будем хотя бы потому, что Рим пал не до конца. Но вот возьмём шумеров (там не было империи, но в данном случае это не важно, была общая культура), возьмём майя. Как выяснили историки по археологическим материалам и косвенным свидетельствам, эти общества исчезли по экологическим причинам. В этом нет никаких сомнений: эррозия, засоление почвы приводило к вымиранию.  Вопрос изучения причин гибели культур (в историческом смысле слова) и государств прошлого представляет весьма важную задачу. Из круга изучаемых культур могут быть исключены завоёванные государства, хотя изменения в случае разрушения "варварами" высокоразвитого государства тоже могут быть интересны. Помимо этого важно отметить необходимость преемственности. Греки наследовали финикийскую письменность, римляне - греческую культуру, средневековые европейские "варварские народы" - многое из культуры Рима. Это не могло не оказатиь влияния на их последующий рост. Очевидно, что как начало земледелия может возникать спонтанно независимо друг от друга, так и государства возникают не в одном месте. Одни возникают сами, доугие заимствуют, и в плане всеобщей истории важнее заимствование. Но самым важным является, когда государства и культуры взаимодействуют, образуя большие конгломераты. Это делает их почти бессмертными, меняется только носитель. Так же как человек может убить другого и переодеться в его одежду, так и государства (как и культуры) меняют носителей (народы). Чем больше людей, тем важнее государство и культура и тем больше шансов на её распространение и сохранение. Возникает цивилизация. Это есть то же, что и государство - особая социальная структура, только большая, чем государство. Римскую империю уже можно считать "цивилизацией".
        Цивилизация есть очень сложное структурное образование, уникальное явление, возникающее при огромных скоплениях людей, миллионах людей. И, как мы видели, отдельные зачаточные формы гибли. Это позволяет моделировать будущее цивилизации, предугадывать как будут развиваться события. Если мы понимаем, что люди (человечество) не есть нечто единое, и тем более не тождественно с цивилизацией, то мы должны увидеть и особую опасность для людей от высокоразвитой цивилизации. Не будучи чем-то живым, цивилизация не имеет защитных инстинктов. Но не обладая полноценным разумом, цивилизация не может предвидеть последствия своего развития и своих действий. Её "коллективный разум" очень ограничен по возможностям. Стремясь к неограниченной экспансии и развитию цивилизация подрывает не только основы собственного существования, она ставит под грозу "носителей" - людей. Изучая гибель государств прошлого, мы получаем немало сведений о текущих и грядущих опасностях. Но мы знаем не так уж много. И вот тут может помочь моделирование, в том числе игровое, компьютерное моделирование. В принципе, я против подобного вида моделирования почти во всех случаях в приложении к живому.  Когда моделируются природные процессы - это неправильно. Но здесь ситуация особая: цивилизация есть структура, и её можно моделировать. Как и государства прошлого.      
       Для начала можно рассмотреть различные компьютерные игры, а том числе и игру с одноимённым названием "Цивилизация".  Вот какие интересные высказывания я нашёл в одном посте в ЖЖ:
Пишет Александр Машин (alex_mashin) 2006-04-20 10:20:00
"Сколько ни играю в «Цивилизацию», всё время убеждаюсь: чем раньше начать воевать, тем лучше."
"в третьей, и особенно четвёртой, отказ от экспансии хоть в каком-нибудь смысле (то есть, отказ от войны, замедление научного или религиозного развития) означает застой, банкротство и военный разгром." (в комментариях) http://alex-mashin.livejournal.com/48415.html
Это сказано по поводу игры, но вполне приложимо и к реальной цивилизации, правда, к прогрессирующей цивилизации. Наша современная цивилизация именно такой и является. И она не терпит "застоя". Хотя в игре подобные принципы заложены изначально, но мы видим наглядно, как они работают. То, что не понятно в историческом процессе, здесь предстаёт как на ладони. В многопользовательских онлайн-играх работают те же принципы, и хотя на первый взгляд многое зависит от конкретного человека, при большом количестве участников индивидуальный элемент становится несущественным. Изучению поддаются не только общие закономерности, но и отдельные мелкие детали. Помимо прочего, можно изучать соотношение личного начала и давления системы в отношении действия индивида. 
       Итак, с помощью изучения исторических "апокалипсисов" и моделирования процессов развития цивилизации виртуально, мы можем многое понять в том, как действует механизм цивилизации (очень важно, что это не организм). Соответственно, можем спроецировать дальнейшее развитие нашей цивилизации, предугадать её шаги.

история, будущее, цивилизация

Previous post Next post
Up