Молитва - это вопль Адама к Богу. Размышления над книгой Бытия - Эдем и земля, как душа человека.

Jun 11, 2013 18:44



(part1; part2) (part3)
И был мне сон - сад, с невысокими фруктовыми деревьями и я стою с кем-то и ждем рассвета,
уже светло, но мы смотрим на Восток и ждем Солнце.
И вот наконец-то поднимается Солнце, озаряя весь сад светом и кроны деревьев.
И замечаю краем глаза, на дереве, что слева какое-то шевеление,
как первые лучи коснулись ветви яблони... и это был змий, которого потревожил свет...
огромный змий, который до этого был невидим, т.к. слился с ветвями деревьев.
Подумать только, а кто-то срывает плоды с этих деревьев.
Сон.

Часть первая. Изгнание из Эдема.
Многие, когда первый раз узнают, что Адам прожил более девяти веков, с завистью присвистывают... но задумывается ли кто-нибудь, как сильно скорбел и страдал Адам после изгнания из рая, всю свою жизнь до самой смерти? Сотворенный и проживший в сказочном прекрасном райском саду, о котором мы имеем лишь смутное представление, как говорится за пазухой у Самого Бога, общался напрямую с Богом, знал Бога, был любим Богом:

А какую я испытывал сладость! Какое радование! Я не могу описать словами эту красоту. Она была тем, о чем говорится: "Красен добротою паче сынов человеческих". Вот какой была эта красота. Я никогда не видел ничего подобного ни на одной из Его икон. Одна только, не помню уже, где я ее видел, - была немного похожа.

Человеку стоило бы подвизаться тысячу лет ради того, чтобы увидеть эту красоту хотя бы на одно мгновение. О, сколь великие и неизреченные вещи могут быть дарованы человеку - и какими ничтожными пустяками мы занимаемся!

старец Паисий Святогорец

...и вдруг... оказывается за вратами, где все ему враждебно и нет того благоухания, той благодати, того ощущения Бога, той Самой Любви. Даже, если представить себе, что вас вдруг, Кто-то одной рукой вытрусил с лонжерона, лениво потягивающего апельсиновый коктейль, где-то на берегу лазурного пляжа Паттайя Таиланда, и вы в один миг оказались в какой-нибудь гнилой тюрьме Пакистана, то навряд ли это будет хоть как-то близко соответствовать состоянию изгнанного Адама.

И вот стоит он испуганный у ворот рая и жалостливо скулит и стучит в ворота, просясь обратно: "Боже помилуй меня! Боже помилуй меня!"
Но из-за ворот раздается строгий голос: "Не знаю вас!" И вот он бродит по этой проклятой земле, скитается, как бомж, потерявший свой дом и сокрушается всем сердцем: "Что же я наделал!? Что же я наделал!?". И в надежде поворачивает к Востоку, где за спиной все дальше и дальше остается его прежняя райская обитель, его Эдем, и вопиет всем сердцем и душой: "Боже помилуй меня! Боже помилуй меня!"... итак все 930 лет.


Мы держимся за эту бренную жизнь всеми правдами и неправдами, моей бабушке боле 85 лет, но она не хотела умирать ни в коем случае, хотя ни что ее здесь уже не держало. А все потому, что нам кажется, что то, состояние, в котором мы живем - это нормальное состояние. Головастик, который родился в какой-то грязной луже, где полно каких-то кикимор и вурдалаков, думает, что его болотце, это и есть тот самый удивительный мир - это его нормальное жизнь и нормальная среда обитания. И не ведает этот головастик, что где-то есть озеро кристально чистой воды, полное золотых рыбок, и над которым сияет солнце и переливается радуга. А кто-то заметит, что головастик и не сможет жить в этом кристально чистой проточной воде, ибо организм его приспособлен к этой тухлой, вонючей лужице и то благоухающее озеро, для него подобно смерти. И правильно! Ибо головастик, должен переродиться в человека.

Эдем - есть не только просто сам рай, но прежде всего место, где встречается и соединяется душа человека и Бог, место сверхстерильной чистоты и света:

да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино
(Иоан.17:21)

Вообще, как мне кажется, вся Библия, это прежде всего отношение Бога и души - это история рождения души, ее падение, кампания по спасению, и возвращение обратно к Творцу (возвращение блудного сына) и соединение с Богом (свадьба с Женихом). Поэтому Эдем, это прежде всего, наша душа, точнее тот участок души, в которой почивает Бог - т.е. это тот дух, который вдохнул Он в Адама:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
(Быт.2:7)

Т.е. вся земля - это наша душа, Божьий дух, который в ней - этот тот самый Эдем:

Царствие Божие внутрь вас есть.
(Лук.17:21)



Не зря современные ученные подметили, что вся Земля четко заточена под человека:

"Одно из самых главных косвенных доказательств бытия Бога - это антропный принцип. Вся Вселенная создана под человека. Потому что если на несколько десятых долей процентов изменить константы - все будет разрушено, и во Вселенной не будет человека.
Недавно мне заказали написать статью: почему в Библии написано то, что растения были раньше солнца? Да потому, что для Бога главным был человек. Земля освещалась Его светом, как она будет освящаться в Раю. Он сам формирует фотоны и что угодно своим всемогуществом. Поэтому солнце для Бога было второстепенным фактором. Оно, скорее, было создано для календаря. А если поменять одну константу, то не будет биосферы".
Владислав Ольховский,
доктор физико-математических наук,
профессор в области ядерной физики.
(источник: pravoslavie.ru)

И вот Бог творит душу, насаждает в ней райский сад, и посылает человека возделывать этот сад, т.е. приносить плоды. Какие это плоды? Деревья растут на почве души, следовательно дерево должно принести плоды в виде добродетелей души. Фруктовое дерево прежде всего нуждается в тщательном уходе, но человеческого труда не достаточно, дерево также нуждается еще и в живительной влаге и свете, иначе, как бы хорошо не возделывали, но плодов не будет. И здесь уже требуется помощь Бога, поэтому Бог в Эдеме пускает источник, который охватывает всю землю.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
(Быт.2:10)

"Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно - благоразумие, другое - умеренность, третье - сила, четвертое - справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели".

Амвросий Медиоланский, "О рае"

Т.е. уже в начале Бытия мы видим, что без Бога не можем ничего сделать, человек начинает - Бог помогает и оканчивает (Ной строил Ковчег, Бог закрыл дверь в Ковчег); человек прикладывает труд - Бог орошает благодатью. Не можем вырастить плодов на фруктовом дереве, если Бог не даст влагу, не можем вырастить плоды в своей душе, если Бог не оросит ее:

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
(Иоан.15:4-6)


Но вот Адам согрешает против Бога, и райское местов, в этот сверхчистый дом, где нет места ни единой пылинки, вносит инфекцию, заразу, грязь. Он изменяет Богу, послушавшись змия, впускает в свою душу сорное семя, которое Бог не создавал, ибо Бог все, что создает создает прекрасным. От сорного семени, от слова дьявола, в душе у Адама тут же произрастают сорняки, колючие терния, которые раздирают, разрывают душу Адама изнутри, ибо он создан по Образу Бога, а дьявол ненавидит все, что связанно с Богом:

"Но скоро нашло к нему доступ и побеседовало с ним лукавое слово - Адам сначала принял его внешним слухом, потом проникло оно в сердце его и объяло все его существо. А по его пленении пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь, потому что через него воцарилась смерть над всякою душою и вследствие его преслушания так изгладила весь Адамов образ, что люди изменились и дошли до поклонения демонам".

Макарий Египетский,
"Духовные беседы"

Ничего не чистого не может быть там, где Бог. И Бог вынужден изгнать Адама, дабы он еще не съел плода с дерева Жизни и остался в таком заразном и больном состоянии жить вечно. Земля за Эдемом лишается благодати Бога, т.е. становится проклятой. И Бог изгоняет Адама уже самостоятельно возделывать эту землю, которая при этом уже пустила буйным ростом тернии и волчицы, т.е. по сути посылает возделывать свою душу:

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
<...>
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
(Быт.3:17-23)

Если в раю Адам должен был принести плоды, то теперь Адаму приходится в поте лица стараться, хотя бы не дать земле полностью покрыться сорняками и хоть какой-то собрать урожай, если удастся.

"А терния и волчцы суть жала мучительных вопрошаний или размышлений о том, где бы добыть пропитание в этой жизни; если их не вырывают и не выбрасывают за пределы Божиего поля, они обычно заглушают семя слова, дабы оно не плодоносило в человеке, как сказал Господь в Евангелии". Св.Августин Иппонский,
"О Книге Бытия против манихеев"

***
"До грехопадения человек должен был возделывать рай, устроенный и украшенный для него Богом: но теперь осуждается возделывать землю, из которой он взят, то есть землю, еще требующую устройства и украшения. Ту землю, которую Бог устроил прежде в состав бессмертного тела человеческого, теперь человек сам должен устроять в состав тела смертного; он должен непрестанно, так сказать, пересозидать свое тело, чтоб истребить в нем останки запрещенного плода, и чтобы оно, наконец, паки взято было от земли и соделалось небесным. Земле, проклятой за его преслушание, он должен возвращать благословение делами послушания и смирения".

Св.Филарет Моксковский
"Толкование на книгу Бытия"


И как получилось у Адама самостоятельно, и всего человечества в его лице, мы прекрасно уже знаем - тернии и волчицы, без обильного орошения благодатью Бога, стала душить всю землю - первые же дети Адама убивают друг друга, последующие поколения впадают в развлечение, праздность и как результат, земля уже покрывается непроходимыми джунглями, в душе остается все меньше человечного, и люди впадают всевозможный разврат (педерастия, зоофилия) и пребывают в постоянном страхе и убийствах.

А при этом еще землю населяют дикие звери, которые во вражде с человеком - т.е. это бесы, которые хотят погибели души человека:

подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
(Пс.9:30)

которые свили гнезда и вырыли норы в душе человека:
лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
(Матф.8:20)
и пожирают душу изнутри:

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
(Быт.3:14)

И лишь не многие, кто еще впитал через сосцы Евы, память о рае и Боге, обращали свое лицо к Востоку, где когда находился Эдем и вопили: "Боже помилуй меня!"

Вторая часть. Возвращение.Итак, Адам, т.е. человечество в его лице, намучилось долгие тысячи лет. Душа жаждет явления Бога всем сердцем, как иссушенная земля после долгой засухи, хотя бы одну каплю дождя. Теперь тех, кто поворачивается лицом к Востоку и вопиет: "Боже помилуй!" становится больше. И Бог приходит.


Если вначале Бог помещает Сам человека в Эдеме (И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.(Быт.2:15)), то теперь Он Сам приходит в выделенную Адаму вотчину, т.е. за пределы Эдема, дабы произошла новая встреча души и Бога, произошло их долгожданное воссоединение после долгой разлуки и вражды. Как отец из притче о блудном сыне выбегает сыну навстречу из дома. Бог приходит и садит Дерево Жизни прямо на земле Адама, предварительно очистив ее от проклятия Жертвенной Своей Кровью. Т.е. садит Дерево Жизни в душе человеческой и вырывает колодец живительной чистой воды, текущей в жизнь вечную:

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Иоан.4:14)

Где теперь происходит место встречи души и Бога, если в Эдем больным нельзя? В Церкви, которая есть образ Эдема:

"Церковь, являющая собой образ рая, заключает внутри своих стен смоковницы; и та из них, которая не приносит доброго плода, исторгается и бросается в огонь".
Киприан Карфагенский


Церковь больница, лечебница души, в которой Бог опять помогает человеку не только перепалывать чертополохи и сорняки, но и взращивать фруктовые сады, которые приносят плоды, ибо в Церкви насажено Дерево Жизни и есть Колодец и водой текущей в жизнь вечную. Точнее Дерево Жизни и есть Церковь, ибо Дерево Жизнь есть Сам Христос, а колодец с водой жизни, есть Св.Дух, которым и питается вся Церковь, наполняя живительной влагой каждую веточку. И именно в Церкви происходит примирение и соединение с Богом Отцом, ибо Христос, Чьим телом является Церковь (Еф.1:22,23) и Св.Дух, питающий Церковь, Едины и Нераздельны в Троице Единосущной.

И входят в Церковь, прививая к дереву сломанную ветку, предварительно очистившись от всей грязи, которая прилепилась к душе, от всех тех демонов, которые поселились в ней. В Церковь входят через крещение, смывая с себя и вымывая из себя всю эту мерзость, это как пофилактическая кабина перед входом к космический корабль, перед входом в сверхчистую лабораторию:

Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
(Еф.5:25-27)

Через крещение Бог дарует благодать, Бог дарует Самого Себя, Он вселяется в душу человека, изгоняя всякую нечисть:

"Крещением мы приемлем Святого Духа; а поскольку Он именуется и Духом Божиим, и Духом Христовым, посему Крещением приемлем и Отца, и Сына, по сказанному: «Аз и Отец приидем, и обителъ у него сотворим".
Св.Марк Аскет,
"Слово 4. О святом крещении"

И это было изначально от самого Бытия, т.к. как говорилось в самом начале - Библия это история взаимоотношения Бога и души, как земля (душа), не может жить без воды (Св.Духа), т.к. и человек не может жить без Бога:

"В начале Книги Бытия написано: И дух Божий носился над водою. А перед тем написано: И тьма над бездною (Быт 1:2). Теперь вы понимаете, что же говорится в начале Книги Бытия. Слова: Дух Божий носился над водою, сообразно духовному пониманию, уже в то время означали крещение. Ибо крещение было невозможно без Святого Духа".

Иероним Стридонский,
"Трактат на Псалмы"

Крестившись Св.Духом мы облекаемся во Христа (Гал.3:27), поэтому мы выходим на войну, духовную брань с таящимися зверями уже в мощной броне. Сам Христос живет в нас, поэтому теперь Сам Бог непосредственно нам помогает, когда мы выходим вскапывать, перепалывать землю и взращивать фруктовые деревья. Но опять же - саму работу за нас никто не будет проделывать, мы по-прежнему тяжело больны, мы находимся на уровне животных, намного хуже того Адама, который бегал, как наивный ребенок голышем по Эдему, пока не пустил сорняки в свою душу. Наша душа испепелена, ее покрывают глубокие раны потрескавшейся земли, и живительная влага из того самого Колодца, не потечет в нас, пока мы не пролив на землю слез покаяния и не оросив ими иссушенное деревце, которое мы пытаемся взрастить, как экибано на подоконнике, не повернемся к Востоку и возопим: Боже помилуй нас!


Теперь обращаясь к Богу, вспоминайте того самого Адама, который скитается по проклятой земле 930 лет и непрестанно вопиет к Богу. Как и сказал Сам Христос Св.Силуану Афонскому, когда бесы обступили того и не давали ему возможность молиться:

"Держи ум твой во аде, и не отчаивайся"

И тогда Бог смилуется, видя нашу немощь и наше упование на Него, ибо Он уже живет в нас, через Святое Крещение, т.е. Он вдохнул в нас того духа, что вдохнул в ноздри Адама, т.е. насадил в душе нашей, оазис Эдема, которое и есть Царствие Небесное.

"«Ещё более близкое поле сокровища, - это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в таинстве Крещения Дух Божий дохнул невидимо и внёс в Своём дыхании новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрёл его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгом помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или обмороке...»
Св.Филарет Моксковский

Царствие Небесное есть Христос, Который живет в нас, но об этом уже, как-нибудь в следующий раз. Да храни всех Господь и даст всем духа покаяния, дабы сотворить достойные плоды покаяния (Лук.3:8). Аминь!

P.S. ...и был мне сон - сад, с невысокими фруктовыми деревьями и я стою с кем-то и ждем рассвета... с Евой наверное.

(part1; part2) (part3)
Рубрика:
"Заметки на полях Библии"
"Мысли вслух"

Заметки по теме:
"Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу."
"Метеорит Челябинский метеорит в свете Апокалипсиса. Ядерные катаклизмы".
" Бедный ослик Машиаха. Суд над Иисусом в синедрионе."

доп.теги:
толкование

11 июня 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Св.Амвросий Медиоланский, сон, наука, Св.Макарий Египетский, Заметки на полях Библии, духовная борьба, статья, душа, цитата, Св.Филарет Московский, Св.Паисий Святогорец, мысли, толкование, Св.Иероним Блаженный (Стридонский), Св.Марк Подвижник, Св.Августин, мои чудеса, покаяние, ученый

Previous post Next post
Up