(part1; part2)
(part3)И был мне сон - сад, с невысокими фруктовыми деревьями и я стою с кем-то и ждем рассвета,
уже светло, но мы смотрим на Восток и ждем Солнце.
И вот наконец-то поднимается Солнце, озаряя весь сад светом и кроны деревьев.
И замечаю краем глаза, на дереве, что слева какое-то шевеление,
как первые лучи коснулись ветви яблони... и это был змий, которого потревожил свет...
огромный змий, который до этого был невидим, т.к. слился с ветвями деревьев.
Подумать только, а кто-то срывает плоды с этих деревьев.
Сон.
Часть первая. Изгнание из Эдема.
Многие, когда первый раз узнают, что Адам прожил более девяти веков, с завистью присвистывают... но задумывается ли кто-нибудь, как сильно скорбел и страдал Адам после изгнания из рая, всю свою жизнь до самой смерти? Сотворенный и проживший в сказочном прекрасном райском саду, о котором мы имеем лишь смутное представление, как говорится за пазухой у Самого Бога, общался напрямую с Богом, знал Бога, был любим Богом:
А какую я испытывал сладость! Какое радование! Я не могу описать словами эту красоту. Она была тем, о чем говорится: "Красен добротою паче сынов человеческих". Вот какой была эта красота. Я никогда не видел ничего подобного ни на одной из Его икон. Одна только, не помню уже, где я ее видел, - была немного похожа.
Человеку стоило бы подвизаться тысячу лет ради того, чтобы увидеть эту красоту хотя бы на одно мгновение. О, сколь великие и неизреченные вещи могут быть дарованы человеку - и какими ничтожными пустяками мы занимаемся!
старец Паисий Святогорец
...и вдруг... оказывается за вратами, где все ему враждебно и нет того благоухания, той благодати, того ощущения Бога, той Самой Любви. Даже, если представить себе, что вас вдруг, Кто-то одной рукой вытрусил с лонжерона, лениво потягивающего апельсиновый коктейль, где-то на берегу лазурного пляжа Паттайя Таиланда, и вы в один миг оказались в какой-нибудь гнилой тюрьме Пакистана, то навряд ли это будет хоть как-то близко соответствовать состоянию изгнанного Адама.
И вот стоит он испуганный у ворот рая и жалостливо скулит и стучит в ворота, просясь обратно: "Боже помилуй меня! Боже помилуй меня!"
Но из-за ворот раздается строгий голос: "Не знаю вас!" И вот он бродит по этой проклятой земле, скитается, как бомж, потерявший свой дом и сокрушается всем сердцем: "Что же я наделал!? Что же я наделал!?". И в надежде поворачивает к Востоку, где за спиной все дальше и дальше остается его прежняя райская обитель, его Эдем, и вопиет всем сердцем и душой: "Боже помилуй меня! Боже помилуй меня!"... итак все 930 лет.
Мы держимся за эту бренную жизнь всеми правдами и неправдами, моей бабушке боле 85 лет,
но она не хотела умирать ни в коем случае, хотя ни что ее здесь уже не держало. А все потому, что нам кажется, что то, состояние, в котором мы живем - это нормальное состояние. Головастик, который родился в какой-то грязной луже, где полно каких-то кикимор и вурдалаков, думает, что его болотце, это и есть тот самый удивительный мир - это его нормальное жизнь и нормальная среда обитания. И не ведает этот головастик, что где-то есть озеро кристально чистой воды, полное золотых рыбок, и над которым сияет солнце и переливается радуга. А кто-то заметит, что головастик и не сможет жить в этом кристально чистой проточной воде, ибо организм его приспособлен к этой тухлой, вонючей лужице и то благоухающее озеро, для него подобно смерти. И правильно! Ибо головастик, должен переродиться в человека.
Эдем - есть не только просто сам рай, но прежде всего место, где встречается и соединяется душа человека и Бог, место сверхстерильной чистоты и света:
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино
(Иоан.17:21)
Вообще, как мне кажется, вся Библия, это прежде всего отношение Бога и души - это история рождения души, ее падение, кампания по спасению, и возвращение обратно к Творцу (возвращение блудного сына) и соединение с Богом (свадьба с Женихом). Поэтому Эдем, это прежде всего, наша душа, точнее тот участок души, в которой почивает Бог - т.е. это тот дух, который вдохнул Он в Адама:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
(Быт.2:7)
Т.е. вся земля - это наша душа, Божьий дух, который в ней - этот тот самый Эдем:
Царствие Божие внутрь вас есть.
(Лук.17:21)
Не зря современные ученные подметили, что вся Земля четко заточена под человека:
"Одно из самых главных косвенных доказательств бытия Бога - это антропный принцип. Вся Вселенная создана под человека. Потому что если на несколько десятых долей процентов изменить константы - все будет разрушено, и во Вселенной не будет человека.
Недавно мне заказали написать статью: почему в Библии написано то, что растения были раньше солнца? Да потому, что для Бога главным был человек. Земля освещалась Его светом, как она будет освящаться в Раю. Он сам формирует фотоны и что угодно своим всемогуществом. Поэтому солнце для Бога было второстепенным фактором. Оно, скорее, было создано для календаря. А если поменять одну константу, то не будет биосферы".
Владислав Ольховский,
доктор физико-математических наук,
профессор в области ядерной физики.
(источник:
pravoslavie.ru)
И вот Бог творит душу, насаждает в ней райский сад, и посылает человека возделывать этот сад, т.е. приносить плоды. Какие это плоды? Деревья растут на почве души, следовательно дерево должно принести плоды в виде добродетелей души. Фруктовое дерево прежде всего нуждается в тщательном уходе, но человеческого труда не достаточно, дерево также нуждается еще и в живительной влаге и свете, иначе, как бы хорошо не возделывали, но плодов не будет. И здесь уже требуется помощь Бога, поэтому Бог в Эдеме пускает источник, который охватывает всю землю.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
(Быт.2:10)
"Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно - благоразумие, другое - умеренность, третье - сила, четвертое - справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели".
Амвросий Медиоланский, "О рае"
Т.е. уже в начале Бытия мы видим, что без Бога не можем ничего сделать, человек начинает - Бог помогает и оканчивает (Ной строил Ковчег, Бог закрыл дверь в Ковчег); человек прикладывает труд - Бог орошает благодатью. Не можем вырастить плодов на фруктовом дереве, если Бог не даст влагу, не можем вырастить плоды в своей душе, если Бог не оросит ее:
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
(Иоан.15:4-6)
Но вот Адам согрешает против Бога, и райское местов, в этот сверхчистый дом, где нет места ни единой пылинки, вносит инфекцию, заразу, грязь. Он изменяет Богу, послушавшись змия, впускает в свою душу сорное семя, которое Бог не создавал, ибо Бог все, что создает создает прекрасным. От сорного семени, от слова дьявола, в душе у Адама тут же произрастают сорняки, колючие терния, которые раздирают, разрывают душу Адама изнутри, ибо он создан по Образу Бога, а дьявол ненавидит все, что связанно с Богом:
"Но скоро нашло к нему доступ и побеседовало с ним лукавое слово - Адам сначала принял его внешним слухом, потом проникло оно в сердце его и объяло все его существо. А по его пленении пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь, потому что через него воцарилась смерть над всякою душою и вследствие его преслушания так изгладила весь Адамов образ, что люди изменились и дошли до поклонения демонам".
Макарий Египетский,
"Духовные беседы"
Ничего не чистого не может быть там, где Бог. И Бог вынужден изгнать Адама, дабы он еще не съел плода с дерева Жизни и остался в таком заразном и больном состоянии жить вечно. Земля за Эдемом лишается благодати Бога, т.е. становится проклятой. И Бог изгоняет Адама уже самостоятельно возделывать эту землю, которая при этом уже пустила буйным ростом тернии и волчицы, т.е. по сути посылает возделывать свою душу:
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
<...>
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
(Быт.3:17-23)
Если в раю Адам должен был принести плоды, то теперь Адаму приходится в поте лица стараться, хотя бы не дать земле полностью покрыться сорняками и хоть какой-то собрать урожай, если удастся.
"А терния и волчцы суть жала мучительных вопрошаний или размышлений о том, где бы добыть пропитание в этой жизни; если их не вырывают и не выбрасывают за пределы Божиего поля, они обычно заглушают семя слова, дабы оно не плодоносило в человеке, как сказал Господь в Евангелии". Св.Августин Иппонский,
"О Книге Бытия против манихеев"
***
"До грехопадения человек должен был возделывать рай, устроенный и украшенный для него Богом: но теперь осуждается возделывать землю, из которой он взят, то есть землю, еще требующую устройства и украшения. Ту землю, которую Бог устроил прежде в состав бессмертного тела человеческого, теперь человек сам должен устроять в состав тела смертного; он должен непрестанно, так сказать, пересозидать свое тело, чтоб истребить в нем останки запрещенного плода, и чтобы оно, наконец, паки взято было от земли и соделалось небесным. Земле, проклятой за его преслушание, он должен возвращать благословение делами послушания и смирения".
Св.Филарет Моксковский
"Толкование на книгу Бытия"
И как получилось у Адама самостоятельно, и всего человечества в его лице, мы прекрасно уже знаем - тернии и волчицы, без обильного орошения благодатью Бога, стала душить всю землю - первые же дети Адама убивают друг друга, последующие поколения впадают в развлечение, праздность и как результат, земля уже покрывается непроходимыми джунглями, в душе остается все меньше человечного, и люди впадают всевозможный разврат (педерастия, зоофилия) и пребывают в постоянном страхе и убийствах.
А при этом еще землю населяют дикие звери, которые во вражде с человеком - т.е. это бесы, которые хотят погибели души человека:
подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
(Пс.9:30)
которые свили гнезда и вырыли норы в душе человека:
лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
(Матф.8:20)
и пожирают душу изнутри:
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
(Быт.3:14)
И лишь не многие, кто еще впитал через сосцы Евы, память о рае и Боге, обращали свое лицо к Востоку, где когда находился Эдем и вопили: "Боже помилуй меня!"
Вторая часть. Возвращение.Итак, Адам, т.е. человечество в его лице, намучилось долгие тысячи лет. Душа жаждет явления Бога всем сердцем, как иссушенная земля после долгой засухи, хотя бы одну каплю дождя. Теперь тех, кто поворачивается лицом к Востоку и вопиет: "Боже помилуй!" становится больше. И Бог приходит.
Если вначале Бог помещает Сам человека в Эдеме (И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.(Быт.2:15)), то теперь Он Сам приходит в выделенную Адаму вотчину, т.е. за пределы Эдема, дабы произошла новая встреча души и Бога, произошло их долгожданное воссоединение после долгой разлуки и вражды. Как отец из притче о блудном сыне выбегает сыну навстречу из дома. Бог приходит и садит Дерево Жизни прямо на земле Адама, предварительно очистив ее от проклятия Жертвенной Своей Кровью. Т.е. садит Дерево Жизни в душе человеческой и вырывает колодец живительной чистой воды, текущей в жизнь вечную:
а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Иоан.4:14)
Где теперь происходит место встречи души и Бога, если в Эдем больным нельзя? В Церкви, которая есть образ Эдема:
"Церковь, являющая собой образ рая, заключает внутри своих стен смоковницы; и та из них, которая не приносит доброго плода, исторгается и бросается в огонь".
Киприан Карфагенский
Церковь больница, лечебница души, в которой Бог опять помогает человеку не только перепалывать чертополохи и сорняки, но и взращивать фруктовые сады, которые приносят плоды, ибо в Церкви насажено Дерево Жизни и есть Колодец и водой текущей в жизнь вечную. Точнее Дерево Жизни и есть Церковь, ибо Дерево Жизнь есть Сам Христос, а колодец с водой жизни, есть Св.Дух, которым и питается вся Церковь, наполняя живительной влагой каждую веточку. И именно в Церкви происходит примирение и соединение с Богом Отцом, ибо Христос, Чьим телом является Церковь (Еф.1:22,23) и Св.Дух, питающий Церковь, Едины и Нераздельны в Троице Единосущной.
И входят в Церковь, прививая к дереву сломанную ветку, предварительно очистившись от всей грязи, которая прилепилась к душе, от всех тех демонов, которые поселились в ней. В Церковь входят через крещение, смывая с себя и вымывая из себя всю эту мерзость, это как пофилактическая кабина перед входом к космический корабль, перед входом в сверхчистую лабораторию:
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
(Еф.5:25-27)
Через крещение Бог дарует благодать, Бог дарует Самого Себя, Он вселяется в душу человека, изгоняя всякую нечисть:
"Крещением мы приемлем Святого Духа; а поскольку Он именуется и Духом Божиим, и Духом Христовым, посему Крещением приемлем и Отца, и Сына, по сказанному: «Аз и Отец приидем, и обителъ у него сотворим".
Св.Марк Аскет,
"Слово 4. О святом крещении"
И это было изначально от самого Бытия, т.к. как говорилось в самом начале - Библия это история взаимоотношения Бога и души, как земля (душа), не может жить без воды (Св.Духа), т.к. и человек не может жить без Бога:
"В начале Книги Бытия написано: И дух Божий носился над водою. А перед тем написано: И тьма над бездною (Быт 1:2). Теперь вы понимаете, что же говорится в начале Книги Бытия. Слова: Дух Божий носился над водою, сообразно духовному пониманию, уже в то время означали крещение. Ибо крещение было невозможно без Святого Духа".
Иероним Стридонский,
"Трактат на Псалмы"
Крестившись Св.Духом мы облекаемся во Христа (Гал.3:27), поэтому мы выходим на войну, духовную брань с таящимися зверями уже в мощной броне. Сам Христос живет в нас, поэтому теперь Сам Бог непосредственно нам помогает, когда мы выходим вскапывать, перепалывать землю и взращивать фруктовые деревья. Но опять же - саму работу за нас никто не будет проделывать, мы по-прежнему тяжело больны, мы находимся на уровне животных, намного хуже того Адама, который бегал, как наивный ребенок голышем по Эдему, пока не пустил сорняки в свою душу. Наша душа испепелена, ее покрывают глубокие раны потрескавшейся земли, и живительная влага из того самого Колодца, не потечет в нас, пока мы не пролив на землю слез покаяния и не оросив ими иссушенное деревце, которое мы пытаемся взрастить, как экибано на подоконнике, не повернемся к Востоку и возопим: Боже помилуй нас!
Теперь обращаясь к Богу, вспоминайте того самого Адама, который скитается по проклятой земле 930 лет и непрестанно вопиет к Богу. Как и сказал Сам Христос Св.Силуану Афонскому, когда бесы обступили того и не давали ему возможность молиться:
"Держи ум твой во аде, и не отчаивайся"
И тогда Бог смилуется, видя нашу немощь и наше упование на Него, ибо Он уже живет в нас, через Святое Крещение, т.е. Он вдохнул в нас того духа, что вдохнул в ноздри Адама, т.е. насадил в душе нашей, оазис Эдема, которое и есть Царствие Небесное.
"«Ещё более близкое поле сокровища, - это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в таинстве Крещения Дух Божий дохнул невидимо и внёс в Своём дыхании новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрёл его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгом помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или обмороке...»
Св.Филарет Моксковский
Царствие Небесное есть Христос, Который живет в нас, но об этом уже, как-нибудь в следующий раз. Да храни всех Господь и даст всем духа покаяния, дабы сотворить достойные плоды покаяния (Лук.3:8). Аминь!
P.S. ...и был мне сон - сад, с невысокими фруктовыми деревьями и я стою с кем-то и ждем рассвета... с Евой наверное.
(part1; part2)
(part3)Рубрика:
"Заметки на полях Библии" "Мысли вслух" Заметки по теме:
"Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу." "Метеорит Челябинский метеорит в свете Апокалипсиса. Ядерные катаклизмы".
"
Бедный ослик Машиаха. Суд над Иисусом в синедрионе."
доп.теги:
толкование 11 июня 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com