Бедный ослик Машиаха. Суд над Иисусом в синедрионе.

Feb 12, 2013 20:12


Если верить новостям (от 6-7 февр. 2013) из Святой Земли, то скоро ожидается запрет передвижение по городам Израиля на гужевом транспорте, в том числе, на ослах. Все бы ничего… но встает вопрос, а как тогда придет еврейский Машиах, которого с большим нетерпением ожидает весь израильский народ уже на протяжении многих тысяч лет?

Ведь пророк Захария в Духе Божьем пророчествовал:

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.  
(Зах.9:9)

Может сложиться впечатления, что израильскому народу уже надоело столько лет ожидать своего Машиаха (среди евреев есть целый пласт анекдотов на эту тему, см.заметку: «Еврейский религиозный анекдот. Крещенный еврей, остается евреем.»), что они его уже не ждут и, тем более, не хотят видеть, входящего, как нищего на каком-то простом ослике, когда удивительная способность еврейского народа делать деньги из ничего и тяга к материальному преуспеянию всем известна.

Действительно, в виду того, что Машиах все не приходит, среди раввинов появилось такое течение в толковании Писания, которое определяет Мессию (Машиаха), как некий материальный прогресс:

"Машиах - это не какой-то человек, а процесс духовного возрождения народа. Поскольку духовное возрождение нации невозможно без развития материальных структур, обеспечивающих ее существование - экономики, армии, государственных институтов, собственной технологии и науки, - то пророк Зхарья и предсказал: "Будет он (Машиах) бедным и будет ехать на осле". Духовность сама по себе бедна и беспомощна, но если силы народа подчиняются ей, то евреи способны двигаться вперед и преобразовывать весь мир. Но если материальные структуры заупрямятся и не захотят двигаться вперед, символом времени станет осел, стоящий на месте, растущий в размерах и увеличивающий кучу "отходов" под собой. (Так представляет эту ситуацию рав Ури Шерки). рав Йосеф (Сангедрин,  98б)"                
цитируется по равину Зееву Мешкову
"Мудрецы боялись прихода Машиаха (трактат Сангедрин)" [1




И все же, знают ли и помнят ли евреи об одном из признаков Мессии - буквальном исполнении пророчества Захарии, о явлении его на простом ослике? Ведь, если общаться с простыми евреями, складывается ощущение, что они кроме Торы (Пятикнижия Моисея) ничего не знают о том, что в ТаНаХ (Библия), кроме Торы входит еще целый ряд книг пророков, они имеют весьма смутное представление. Такое ощущение, что они живут в тотальной системе, которая делает все, чтобы простой еврей не узнал большего - главное «исполняй все 300 с лишним заповедей Торы и будешь настоящим евреем».

Нет, раввины, конечно об этом знают, ибо книг пророков из Писания не выкинешь.  Более того, что интересно, в Талмуде   осел неразрывно связывается с Машиахом. примеру, в книги Бытия есть такой, вроде бы ничем не примечательный момент - в сцене, когда Иаков возвращается домой в Ханаан из Харрана со всей своей семье и богатствами, боясь встречи со своим братом Исавом, он посылает вперед вестников и передает через них следующие, вроде бы ничего не значащие слова:

4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;           
5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить [о себе] господина моего, дабы приобрести благоволение пред очами твоими.           
(Быт.32:4,5)

В иудаистской традиции перевод на русский звучит несколько иначе:

перевод Фримы Гурфинкель:     И стало мне (достоянием) вол и осел, мелкий скот, и раб и рабыня. И я послал сообщить моему господину, обрести милость в глазах твоих.        
(Быт.32:5)

Обратимся к хасидским источникам, ведь именно хасиды, в особенности небезызвестного, одиозного движения «Хабад», всеми правдами и неправдами, готовят мир к приходу Машиаха.

Теория хасидизма - подготовка к приходу Машиаха и средство введения его в действительность.
Главный раввин хасидского движения «Хабад»,
7-ой Любавический ребе,
рабби   Менахем-Мендл Шнеерсон [2]


Поэтому, как не хасидам лучше знать все критерии и признаки прихода Машиаха. Итак, вернемся к ослу, олицетворяющего Машиаха.  В одном из комментариев к Торе (предположительно известного 6-го Любавического ребе Йосефа Ицхака Шнеерсона ), есть интересный комментарий [3]:

"И обзавелся я быком и ослом, козой и овцой, рабом и рабыней..." (32:6).      
Мидраш говорит о том, что хамор («осел») - это намек на приход Машиаха, названного «нищим, сидящим на осле». Но почему из множества возможных ассоциаций, связанных с Машиахом, было выбран именно образ сидящего на осле? Потому что слово «хамор» одного корня со словом «хомер» («материя»).

Для чего вообще используется хамор - осел? Для того чтобы легче было достичь цели, куда тяжело добраться пешком. Оседлав хомер - материю, - душа может достичь того, чего никогда не удалось бы добиться за счет собственных сил.


Его  зять, один из самых известных раввинов современности рабб Менахем-Мендл Шнеерсон, оба главные раввины хасидского движения «Хабад») ему тоже вторит [2]:

«осел» - это царь Машиах, о котором сказано: «Беден и восседает на осле» (Зах.9:9);

Из этой схожести «осла» и «материи» и развилась концепция о Машиахе, как о неком прогрессе за счет развития материальных структур. Но речь не об этом, мы приближаемся к развязке, в том же комментарии упоминается еще один критерий появления Машиаха:

Талмуд спрашивает: «В одном месте написано, что Машиах придет «...с облаками небесными», - в другом - что он будет «нищим, сидящим на осле». Как же он придет на самом деле?

Еврейские раввины сталкиваются с  явным противоречием -  по одному пророчеству Машиах придет, как нищий на осле (Захария 9:9), по другому - в царской славе на облаках:

13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.                           
14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится
(Дан.7:13,14)

Цитата из талмуда, параллель на пророчество из книги пророка Даниила, что очень важно, взята из трактата «Санхедрин», посвященного детальному описанию Синедриона (к этому небезынтересному моменту мы вернемся в самом конце заметки). Об этом противоречии знают много раввинов, к примеру, рабби Авраам Саттон (Израиль), ссылаясь на другого раввина:

«Затем Рабби Йегошуа бен Леви приводит ещё два стиха, которые тоже кажутся противоречащими один другому. Написано о Машиахе: "Вот, вместе с облаками небесными, будто человек пришёл". (Даниэль 7:13). В то время как у Зехарьи написано: "Вот царь твой придёт к тебе, праведник и спасённый он, беден и восседает на осле..." (Зехарья 9:9)» [4]


Христиан это явное противоречье нисколько не смущает - ясно, что речь идет о двух приходах Мессии - первом, которое уже исполнилось на Иисусе Христе, когда Он был распят, как человек за наши грехи, и о втором ожидаемом, когда Иисус придет во всей Своей Божественной славе, дабы судить все народы на Страшном Суде. Т.е.  в итоге исполнятся полностью оба пророчества
Как же решают иудейские раввины эту дилемму? Да не обидятся на меня евреи, но весьма по-еврейски:

Заслужим - «с облаками небесными», не заслужим - как «нищий, сидящий на осле». Заслужим - и он придет за счет служения души, а если нет - за счет укрощения материального в мире. (Любавичский Ребе).

Если люди достойны, Машиах придёт "с облаками небесными", то есть быстро и чудесным образом. Если нет - Машиах придёт "беден и восседает на осле", то есть медленно, с невыносимой болью и мучениями.

Рабби Авраам Саттон, [4]

В уже упомянутом Мидраше написано: ««И осел» - это царь Машиах». И непонятно: почему Яаков, чтобы передать мысль о будущем избавлении, упомянул именно об осле? Но сказано в Гмаре: есть стих «и вот, вместе с облаками небесными» (Машиах придет с небесными облаками), есть также стих «беден и восседает на осле» (Машиах приедет на осле) - если евреи будут того заслуживать, он придет с облаками, а если нет - приедет на осле. Это понять еще труднее: раз Яаков был готов к будущему избавлению, то есть был в том положении, о котором сказано «если евреи будут того заслуживать», то почему он, говоря о Машиахе, упомянул не облака, а стих, говорящий об осле?                                
(Любавический ребе,
рабби   Менахем-Мендл Шнеерсон)  [2]

Т.е. два пророчества фактически сводится лишь к исполнению одному из них - или на осле или на облаках, хотя Бог об этом нигде не говорит. Напротив - вообще неизвестно такого аналогичного примера-прецедента. Эти пророчества относятся к безусловным, т.е. исполнятся непременно, без какого-либо предварительного условия. В случае пророчеств с условием, пророчество действительно может исполниться, а может и нет, к примеру, когда Бог обещает излить Свой гнев в виде бедствий, если виновные не покаются - если те, кому обращено было пророчество, исполнили условие, то Бог сменяет Свой гнев на милость (как в случае с пророком Ионой и городом Ниневия). Здесь же, не идет речи ни о каком наказании, а о виденье того, как придет Машиах.

Но мы подходим к самой кульминации.

Суд синедриона над Иисусом Христом

61 Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти
(Мар.14:61-64)


На прямой вопрос, является ли Иисус Машиахом (Мессией), Господь, когда Его миссия уже подходит к завершению и к самому главному,  самым прямым образом показывает, что Он есть Мессия, приравнивает Себя к Богу и еще и называет себя Богом. В соответствии с цитатой, вернее будет наоборот, т.к в Писании более важные понятия ставятся на первом месте:

- Иисус - Бог;                          
- Иисус равен Богу;                      
- Иисус Мессия;

Дабы было проще понять этот смысл, рассмотрим эту цитату в переводе мессианских евреев (переводчик Давид Стерн):

61 Но он молчал и ничего не отвечал. И опять коген гагадоль задал ему вопрос: "Ты ли Машиах, Бен-ГаМеворах?"                         
62 "Я есть, - ответил Йешуа. - Более того, вы увидите Сына Человеческого, сидящего по правую руку ГаГвура и сходящего на облаках небесных.                   
(Мар.14:61,62)

Рассмотрим подробно:
     

  • Иисус - Бог;                        
«Я есть, - ответил Йешуа» (Мар.14:62)

К сожалению у Св.Отцов мы не находим этого, но современные экзегеты считают, что Иисус Христос не только подтверждает, что он Мессия, но называется именно тем именем, каким Яхве (Иегова) явил Себя Моисею в неопалимой купине:

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.         
(Исх.3:14)

«Я есмь. амеренно славянизированный перевод формулы, нормально означающей попросту "это Я" (греч. egw eimi, ср. евр. [ани hy]), имеет в виду возможность соотнесения этой формулы со знаменитым именованием Бога в Книге Исхода 3:14, с толкованиями Тетраграмматона YHWH, а также с различными сакральными формулами семитской и эллинистической лексики».    
С.Аверинцев

«"Я есть". Некоторые учёные утверждают, что Йешуа не называет себя Мессией в Синоптических Евангелиях. Такое утверждение должно обойти прямой смысл этих слов. Здесь в ответ на прямой вопрос, который задал коген гагадол, Йешуа отвечает без колебаний; более того, он употребляет то самое слово, каким "Адонай" назвался Моисею в горящем кусте, сказав: "Я есть, кто Я есть" (Исход 3:14; возможен другой перевод с иврита слов Бога, например: "Я всегда буду тем, кто Я сейчас".) Итак, Йешуа не только подтверждает, что он Мессия, Сын Бога (см. Мат. 4:3), но намекает на то, что его нужно отождествлять с самим Адонаем»
Давид Стерн


В подтверждение этому утверждению, может служить сцена  в Гефсиманском  саду, когда пришли схватить Господа:

4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?                   
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.     
6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.               
(Иоан.18:4-6)

Современные экзегеты, считают, что солдаты упали в почтении, т.к. Иисус и здесь назвался именем Яхве (Иеговы), но это маловероятно - возможно, действительно, Иисус именно так назвался, а не просто «Я», но простые солдаты не могли знать имя, которое знали только первосвященники. Здесь Св.Отцы (Св.Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт) поясняют, что Иисус явил им Свою силу, ослепив их Своим светом.


  • Иисус равен Богу;              

«сидящего по правую руку ГаГвура» (Мар.14:62);

«ГаГ'вура ("Сила") - эвфемизм, используемый вместо слова "Бог"»      
Давид Стерн

«Слово "сила" (арам. [хейла]) - один из принятых в благочестивой речи субститутов избегаемого слова "Бог"»

С.Аверницев«седяща одесную силы, то есть Отца (силою называет здесь Отца)»

блаженный Феофилакт


  • Иисус - Мессия;                      
«сходящего на облаках небесных» (Мар.14:62);

И здесь уже Господь ссылается на пророчество из книги Даниила, которое должно исполниться,  о котором говорили выше, как о критерии Машиаха, в понимании иудеев.

«Это возвещает им словами пророка Даниила, который сказал: видех Сына человеческаго грядуща на облацех »        
блаженный Феофилакт

Т.е. в одной только фразе, Господь Иисус Христос, как бы трижды подтверждает, что Он, Тот Самый, кого ожидает израильский народ, и более того - Он есть Сам Бог. И первосвященник это понимает - он разрывает на себе одежду, как знак того, что он услышал богохульство.

«…у иудеев в обычае: разрывать одежды свои, когда они слышали нечто кощунственное, как бы сказанное против Бога»

блаженный Иероним Стридонский

И примечательно то, что критери что Машиах придет «...с облаками небесными» упоминается, как отмечалось выше, именно в трактате «Санхедрин» («Синедрион»), т.к. синедрион должен был уметь различать лжепророков от истинных пророков, а также, что естественно, распознать и признать Машиаха.

И теперь, выходит, что современные израильские власти не хотят признавать себя недостойными, поэтому желают заставить прийти Машиаха, никак иначе, а только на облаках. Хотя, если верить раввин Аврааму Саттону то и этот вариант уже не возможен и окончательно потерян для израильского народа:

«После двух попыток приехать в Эрец Исраэль, оказавшись не в состоянии реализовать мечту об ускорении Избавления в земле Израиля, Виленский Гаон в старости осознал (он умер в 1797-м году, что возможности "скачка ", прихода Машиаха "с облаками небесными" больше не существует. Иначе говоря, он понял, что в то время Израиль и всё человечество уже считались "недостойными"».

раввин Авраам Саттон [4]


Но это отнесем, как к забавному недоразумению и еще одному противоречию, как задачка для еврейских мудрецов, как и то, что самый известный раввин современности, покойный рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, который много писал о приходе Машиаха, сам при жизни и после смерти почитается хасидами, как Машиах.

Сдается, что израильские власти ближе к истине, осознавая или не осознавая сами того - у христиан нет сомнений, что Машиах обязательно придет, и возможно, именно на облаках (точнее их подобии), дабы прельстить мнящий себя «достойным» народ, ибо это будет Антихрист, лжеМессия. Наверное, это будет грандиозное шоу, которому позавидует сам Копперфильд. И только в Конце Времен, дабы обличить всякую неправду, придет во всей Своей Божественной Славе, истинный Мессия, которого отверг первоначально израильский народ.

продолжение: ( part2)

Рубрика:
"Заметки на полях Библии"
"Иудаизм"

12 фев. 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

антихрист, иудаизм, Заметки на полях Библии, эсхатология, статья, Новый Завет, общество, раввин/Шнеерсон (Любавический), Талмуд, Танах, Ветхий Завет, Машиах, Конец Света, Апокалиптическая серия, Библия и современность, евреи, Библия, пророчества, хасиды

Previous post Next post
Up