Если верить
новостям (от 6-7 февр. 2013) из Святой Земли, то скоро ожидается
запрет передвижение по городам Израиля на гужевом транспорте, в том числе, на ослах. Все бы ничего… но встает вопрос, а как тогда придет еврейский Машиах, которого с большим нетерпением ожидает весь израильский народ уже на протяжении многих тысяч лет?
Ведь пророк Захария в Духе Божьем пророчествовал:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.
(Зах.9:9)
Может сложиться впечатления, что израильскому народу уже надоело столько лет ожидать своего Машиаха (среди евреев есть целый пласт анекдотов на эту тему, см.заметку: «
Еврейский религиозный анекдот. Крещенный еврей, остается евреем.»), что они его уже не ждут и, тем более, не хотят видеть, входящего, как нищего на каком-то простом ослике, когда удивительная способность еврейского народа делать деньги из ничего и тяга к материальному преуспеянию всем известна.
Действительно, в виду того, что Машиах все не приходит, среди раввинов появилось такое течение в толковании Писания, которое определяет Мессию (Машиаха), как некий материальный прогресс:
"Машиах - это не какой-то человек, а процесс духовного возрождения народа. Поскольку духовное возрождение нации невозможно без развития материальных структур, обеспечивающих ее существование - экономики, армии, государственных институтов, собственной технологии и науки, - то пророк Зхарья и предсказал: "Будет он (Машиах) бедным и будет ехать на осле". Духовность сама по себе бедна и беспомощна, но если силы народа подчиняются ей, то евреи способны двигаться вперед и преобразовывать весь мир. Но если материальные структуры заупрямятся и не захотят двигаться вперед, символом времени станет осел, стоящий на месте, растущий в размерах и увеличивающий кучу "отходов" под собой. (Так представляет эту ситуацию рав Ури Шерки). рав Йосеф (Сангедрин, 98б)"
цитируется по равину Зееву Мешкову
"Мудрецы боялись прихода Машиаха (трактат Сангедрин)" [1
И все же, знают ли и помнят ли евреи об одном из признаков Мессии - буквальном исполнении пророчества Захарии, о явлении его на простом ослике? Ведь, если общаться с простыми евреями, складывается ощущение, что они кроме Торы (Пятикнижия Моисея) ничего не знают о том, что в ТаНаХ (Библия), кроме Торы входит еще целый ряд книг пророков, они имеют весьма смутное представление. Такое ощущение, что они живут в тотальной системе, которая делает все, чтобы простой еврей не узнал большего - главное «исполняй все 300 с лишним заповедей Торы и будешь настоящим евреем».
Нет, раввины, конечно об этом знают, ибо книг пророков из Писания не выкинешь. Более того, что интересно, в Талмуде осел неразрывно связывается с Машиахом. примеру, в книги Бытия есть такой, вроде бы ничем не примечательный момент - в сцене, когда Иаков возвращается домой в Ханаан из Харрана со всей своей семье и богатствами, боясь встречи со своим братом Исавом, он посылает вперед вестников и передает через них следующие, вроде бы ничего не значащие слова:
4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;
5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить [о себе] господина моего, дабы приобрести благоволение пред очами твоими.
(Быт.32:4,5)
В иудаистской традиции перевод на русский звучит несколько иначе:
перевод Фримы Гурфинкель: И стало мне (достоянием) вол и осел, мелкий скот, и раб и рабыня. И я послал сообщить моему господину, обрести милость в глазах твоих.
(Быт.32:5)
Обратимся к хасидским источникам, ведь именно хасиды, в особенности небезызвестного, одиозного движения «Хабад», всеми правдами и неправдами, готовят мир к приходу Машиаха.
Теория хасидизма - подготовка к приходу Машиаха и средство введения его в действительность.
Главный раввин хасидского движения «Хабад»,
7-ой Любавический ребе,
рабби Менахем-Мендл Шнеерсон [2]
Поэтому, как не хасидам лучше знать все критерии и признаки прихода Машиаха. Итак, вернемся к ослу, олицетворяющего Машиаха. В одном из комментариев к Торе (предположительно известного
6-го Любавического ребе Йосефа Ицхака Шнеерсона ), есть интересный комментарий [3]:
"И обзавелся я быком и ослом, козой и овцой, рабом и рабыней..." (32:6).
Мидраш говорит о том, что хамор («осел») - это намек на приход Машиаха, названного «нищим, сидящим на осле». Но почему из множества возможных ассоциаций, связанных с Машиахом, было выбран именно образ сидящего на осле? Потому что слово «хамор» одного корня со словом «хомер» («материя»).
Для чего вообще используется хамор - осел? Для того чтобы легче было достичь цели, куда тяжело добраться пешком. Оседлав хомер - материю, - душа может достичь того, чего никогда не удалось бы добиться за счет собственных сил.
Его зять, один из самых известных раввинов современности
рабб Менахем-Мендл Шнеерсон, оба главные раввины хасидского движения «
Хабад») ему тоже вторит [2]:
«осел» - это царь Машиах, о котором сказано: «Беден и восседает на осле» (Зах.9:9);
Из этой схожести «осла» и «материи» и развилась концепция о Машиахе, как о неком прогрессе за счет развития материальных структур. Но речь не об этом, мы приближаемся к развязке, в том же комментарии упоминается еще один критерий появления Машиаха:
Талмуд спрашивает: «В одном месте написано, что Машиах придет «...с облаками небесными», - в другом - что он будет «нищим, сидящим на осле». Как же он придет на самом деле?
Еврейские раввины сталкиваются с явным противоречием - по одному пророчеству Машиах придет, как нищий на осле (Захария 9:9), по другому - в царской славе на облаках:
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится
(Дан.7:13,14)
Цитата из талмуда, параллель на пророчество из книги пророка Даниила, что очень важно, взята из трактата «Санхедрин», посвященного детальному описанию Синедриона (к этому небезынтересному моменту мы вернемся в самом конце заметки). Об этом противоречии знают много раввинов, к примеру, рабби Авраам Саттон (Израиль), ссылаясь на другого раввина:
«Затем Рабби Йегошуа бен Леви приводит ещё два стиха, которые тоже кажутся противоречащими один другому. Написано о Машиахе: "Вот, вместе с облаками небесными, будто человек пришёл". (Даниэль 7:13). В то время как у Зехарьи написано: "Вот царь твой придёт к тебе, праведник и спасённый он, беден и восседает на осле..." (Зехарья 9:9)» [4]
Христиан это явное противоречье нисколько не смущает - ясно, что речь идет о двух приходах Мессии - первом, которое уже исполнилось на Иисусе Христе, когда Он был распят, как человек за наши грехи, и о втором ожидаемом, когда Иисус придет во всей Своей Божественной славе, дабы судить все народы на Страшном Суде. Т.е. в итоге исполнятся полностью оба пророчества
Как же решают иудейские раввины эту дилемму? Да не обидятся на меня евреи, но весьма по-еврейски:
Заслужим - «с облаками небесными», не заслужим - как «нищий, сидящий на осле». Заслужим - и он придет за счет служения души, а если нет - за счет укрощения материального в мире. (Любавичский Ребе).
Если люди достойны, Машиах придёт "с облаками небесными", то есть быстро и чудесным образом. Если нет - Машиах придёт "беден и восседает на осле", то есть медленно, с невыносимой болью и мучениями.
Рабби Авраам Саттон, [4]
В уже упомянутом Мидраше написано: ««И осел» - это царь Машиах». И непонятно: почему Яаков, чтобы передать мысль о будущем избавлении, упомянул именно об осле? Но сказано в Гмаре: есть стих «и вот, вместе с облаками небесными» (Машиах придет с небесными облаками), есть также стих «беден и восседает на осле» (Машиах приедет на осле) - если евреи будут того заслуживать, он придет с облаками, а если нет - приедет на осле. Это понять еще труднее: раз Яаков был готов к будущему избавлению, то есть был в том положении, о котором сказано «если евреи будут того заслуживать», то почему он, говоря о Машиахе, упомянул не облака, а стих, говорящий об осле?
(Любавический ребе,
рабби Менахем-Мендл Шнеерсон) [2]
Т.е. два пророчества фактически сводится лишь к исполнению одному из них - или на осле или на облаках, хотя Бог об этом нигде не говорит. Напротив - вообще неизвестно такого аналогичного примера-прецедента. Эти пророчества относятся к безусловным, т.е. исполнятся непременно, без какого-либо предварительного условия. В случае пророчеств с условием, пророчество действительно может исполниться, а может и нет, к примеру, когда Бог обещает излить Свой гнев в виде бедствий, если виновные не покаются - если те, кому обращено было пророчество, исполнили условие, то Бог сменяет Свой гнев на милость (как в случае с пророком Ионой и городом Ниневия). Здесь же, не идет речи ни о каком наказании, а о виденье того, как придет Машиах.
Но мы подходим к самой кульминации.
Суд синедриона над Иисусом Христом
61 Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти
(Мар.14:61-64)
На прямой вопрос, является ли Иисус Машиахом (Мессией), Господь, когда Его миссия уже подходит к завершению и к самому главному, самым прямым образом показывает, что Он есть Мессия, приравнивает Себя к Богу и еще и называет себя Богом. В соответствии с цитатой, вернее будет наоборот, т.к в Писании более важные понятия ставятся на первом месте:
- Иисус - Бог;
- Иисус равен Богу;
- Иисус Мессия;
Дабы было проще понять этот смысл, рассмотрим эту цитату в переводе мессианских евреев (переводчик Давид Стерн):
61 Но он молчал и ничего не отвечал. И опять коген гагадоль задал ему вопрос: "Ты ли Машиах, Бен-ГаМеворах?"
62 "Я есть, - ответил Йешуа. - Более того, вы увидите Сына Человеческого, сидящего по правую руку ГаГвура и сходящего на облаках небесных.
(Мар.14:61,62)
Рассмотрим подробно:
«Я есть, - ответил Йешуа» (Мар.14:62)
К сожалению у Св.Отцов мы не находим этого, но современные экзегеты считают, что Иисус Христос не только подтверждает, что он Мессия, но называется именно тем именем, каким Яхве (Иегова) явил Себя Моисею в неопалимой купине:
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
(Исх.3:14)
«Я есмь. амеренно славянизированный перевод формулы, нормально означающей попросту "это Я" (греч. egw eimi, ср. евр. [ани hy]), имеет в виду возможность соотнесения этой формулы со знаменитым именованием Бога в Книге Исхода 3:14, с толкованиями Тетраграмматона YHWH, а также с различными сакральными формулами семитской и эллинистической лексики».
С.Аверинцев
«"Я есть". Некоторые учёные утверждают, что Йешуа не называет себя Мессией в Синоптических Евангелиях. Такое утверждение должно обойти прямой смысл этих слов. Здесь в ответ на прямой вопрос, который задал коген гагадол, Йешуа отвечает без колебаний; более того, он употребляет то самое слово, каким "Адонай" назвался Моисею в горящем кусте, сказав: "Я есть, кто Я есть" (Исход 3:14; возможен другой перевод с иврита слов Бога, например: "Я всегда буду тем, кто Я сейчас".) Итак, Йешуа не только подтверждает, что он Мессия, Сын Бога (см. Мат. 4:3), но намекает на то, что его нужно отождествлять с самим Адонаем»
Давид Стерн
В подтверждение этому утверждению, может служить сцена в Гефсиманском саду, когда пришли схватить Господа:
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.
(Иоан.18:4-6)
Современные экзегеты, считают, что солдаты упали в почтении, т.к. Иисус и здесь назвался именем Яхве (Иеговы), но это маловероятно - возможно, действительно, Иисус именно так назвался, а не просто «Я», но простые солдаты не могли знать имя, которое знали только первосвященники. Здесь Св.Отцы (Св.Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт) поясняют, что Иисус явил им Свою силу, ослепив их Своим светом.
«сидящего по правую руку ГаГвура» (Мар.14:62);
«ГаГ'вура ("Сила") - эвфемизм, используемый вместо слова "Бог"»
Давид Стерн
«Слово "сила" (арам. [хейла]) - один из принятых в благочестивой речи субститутов избегаемого слова "Бог"»
С.Аверницев«седяща одесную силы, то есть Отца (силою называет здесь Отца)»
блаженный Феофилакт
«сходящего на облаках небесных» (Мар.14:62);
И здесь уже Господь ссылается на пророчество из книги Даниила, которое должно исполниться, о котором говорили выше, как о критерии Машиаха, в понимании иудеев.
«Это возвещает им словами пророка Даниила, который сказал: видех Сына человеческаго грядуща на облацех »
блаженный Феофилакт
Т.е. в одной только фразе, Господь Иисус Христос, как бы трижды подтверждает, что Он, Тот Самый, кого ожидает израильский народ, и более того - Он есть Сам Бог. И первосвященник это понимает - он разрывает на себе одежду, как знак того, что он услышал богохульство.
«…у иудеев в обычае: разрывать одежды свои, когда они слышали нечто кощунственное, как бы сказанное против Бога»
блаженный Иероним Стридонский
И примечательно то, что критери что Машиах придет «...с облаками небесными» упоминается, как отмечалось выше, именно в трактате «Санхедрин» («Синедрион»), т.к. синедрион должен был уметь различать лжепророков от истинных пророков, а также, что естественно, распознать и признать Машиаха.
И теперь, выходит, что современные израильские власти не хотят признавать себя недостойными, поэтому желают заставить прийти Машиаха, никак иначе, а только на облаках. Хотя, если верить раввин Аврааму Саттону то и этот вариант уже не возможен и окончательно потерян для израильского народа:
«После двух попыток приехать в Эрец Исраэль, оказавшись не в состоянии реализовать мечту об ускорении Избавления в земле Израиля, Виленский Гаон в старости осознал (он умер в 1797-м году, что возможности "скачка ", прихода Машиаха "с облаками небесными" больше не существует. Иначе говоря, он понял, что в то время Израиль и всё человечество уже считались "недостойными"».
раввин Авраам Саттон [4]
Но это отнесем, как к забавному недоразумению и еще одному противоречию, как задачка для еврейских мудрецов, как и то, что самый известный раввин современности, покойный рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, который много писал о приходе Машиаха, сам при жизни и после смерти почитается хасидами, как Машиах.
Сдается, что израильские власти ближе к истине, осознавая или не осознавая сами того - у христиан нет сомнений, что Машиах обязательно придет, и возможно, именно на облаках (точнее их подобии), дабы прельстить мнящий себя «достойным» народ, ибо это будет Антихрист, лжеМессия. Наверное, это будет грандиозное шоу, которому позавидует сам Копперфильд. И только в Конце Времен, дабы обличить всякую неправду, придет во всей Своей Божественной Славе, истинный Мессия, которого отверг первоначально израильский народ.
продолжение: (
part2)
Рубрика:
"Заметки на полях Библии" "Иудаизм" 12 фев. 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com