Ч.1 Ч.2 День второй, который состоял из пешей прогулки в Сады Императорского дворца, т.к. это было близко от того места, где мы жили, поездки в Музей Самида Хокусай на такси и поездки в Камакуру на поезде.
Площадь перед станцией Токио со стороны центра города. Наша гостиница была расположена совсем рядом.
Поднялись на один из балконов в здании станции Токио полюбоваться видом на вечерний город.
Восточные сады Императорского дворца (Кокио Хигаси Гёэн) являются частью внутренней территории дворца. Вход туда бесплатный, но нужно постоять в очереди для досмотра вещей. Хорошо, если перед вами не выстроится группа из автобуса. Нам не повезло.
Это бывшие места расположения самых внутренних кругов защиты замка Эдо: хонмару («главный круг») и ниномару («второстепенный круг»). Ни одно из главных зданий сегодня не сохранилось, но рвы, стены, входные ворота и несколько караульных помещений все еще существуют.
Восточные сады занимают очень большую площадь, там много открытого солнцу пространства и длинные переходы между отдельными участками, что также нужно учитывать, планируя время необходимое на осмотр. Мы с этим были знакомы весьма условно, и во второй раз распорядились бы по-другому своим временем, и возможно, сократили маршрут.
В начале октября, на которое пришелся наш визит, осенней листвы в парке почти не было, деревья все еще были зеленые, особенно хвойные, а на отдельном участке мы увидели фрукты, некоторые спелые.
А. очень хотел увидеть пруд со священными королевскими карпами, кои, которые нас не подвели.
Замок Эдо был резиденцией сёгуна Токугава , правившего Японией с 1603 по 1867 год . Император Мэйдзи также проживал там с 1868 по 1888 год, прежде чем переехать в недавно построенный Императорский дворец. На территорию дворца можно попасть только по предварительной резервации в определенное время, и мы этого решили не делать, т.к. нам еще предстояло без спешки увидеть несколько настоящих старинных замков, хотя их и не так много сохранилось.
На месте бывших дворцовых построек замка во вторичном круге обороны (ниномару) у подножия холма разбит красивый сад в японском стиле.
Потрясающие сосны, императорские, одним словом )
Фундамент бывшей замковой башни.
На вершине холма когда-то стояли самые внутренние постройки замка, сейчас там широкая лужайка и остатки фундамента бывшей башни замка. Башня замка была построена в 1638 году и стала самой высокой башней замка в истории Японии. Но всего несколько лет спустя, в 1657 году, он был уничтожен общегородским пожаром и с тех пор не восстанавливался.
Бамбуковая роща еще никогда не испортила ни один сад )
А вызвал Убер еще из Садов, чтобы отправиться в музей Сумида Хокусай и сохранить время, но в этот первый и последний раз у нас с этой службой случилась досадное недоразумение, которое, как оказалось, в этот день, нам дорого обошлось. Мы вышли на улицу перед Садами и заняли место до перекрестка, чтобы водителю было удобно нас подобрать; вскоре машина показалась и, несмотря на наши отчаянные жесты, бодро проехала мимо и скрылась. Водитель, оказывается, не видел в реальном времени на карте Гугла у себя в машине, куда мы переместились, а поехал на место, откуда получил звонок. Достать его оттуда оказалось практически невозможно, мы вынуждены были отменить заказ и ловить такси на улице. Все это стоило нам тех драгоценных минут, которых потом не хватало в Камакуре, а не поехать в музей мы не могли, это было бы невосполнимо. Больше мы так не ошибались...
Музей Сумида Хокусай посвящён всемирно известному художнику, автору гравюр в стиле укиё-э, Кацусике Хокусаю (1760-1849гг.). Художник родился в 1760 году и прожил 90 лет. Почти всю жизнь он провел в районе Сумида, хотя, как говорят, переезжал 93 раза. (Хокусай ненавидел уборку, поэтому грязь и пыль накапливались в его студии до тех пор, пока он не смог больше там жить и не перебрался в свой следующий дом.)
Его гравюры в технике укиё-э показывают красоту Японии периода Эдо (1603-1867). На стенах размещены высококачественные репродукции работ Хокусая, оставившего за свою жизнь более 30 000 работ и оказавшего влияние на европейских художников, таких как импрессионист Ван Гог и художник в стиле модерн Эмиль Галле. На многих из ранних работ художника - окрестности его дома, благодаря чему мы смогли взглянуть на старый Токио.
В постоянную экспозицию входят картины со времен ученичества Хокусая до конца его карьеры. Он начал рисовать, когда ему было 6 лет, и начал работать резчиком по печатным клише, когда ему было около 14. В 1778 году он стал учеником ведущего мастера Укиё-э Кацукавы Сюнсё. Даже после смерти Кацукавы художник остался в школе Кацукавы, которой руководил его лучший ученик Сюнко. Примерно в то же время Хокусай начал использовать голландские и французские стили, изображающие резьбу западного искусства, которая ввозилась контрабандой, поскольку Япония придерживалась политики закрытия дверей. Когда Сунко понял, что происходит, Хокусая изгнали из школы. Позже Хокусай размышлял об этом и о том, что унижение со стороны Сюнко на самом деле было замаскированным благословением, поскольку он смог осмыслить и развить свой собственный новый художественный стиль.
В 19 лет он дебютировал как художник укиё-э под именем Кацукава Сюнро, рисующий актерские гравюры и кибё-си, или иллюстрированные книги для взрослых. Он начал называть себя Сори в 1794 году и, наконец, около 1804 года стал носить имя Кацусика Хокусай.
Хокусай был первым художником, использовавшим термин «манга». В 1814 году, когда Хокусаю было уже за 50, он опубликовал первый том «Хокусай-манги» - сборник подробных изображений животных и различных предметов. Издание было предназначено для начинающих художников, как пособие учиться рисовать. Оно быстро стало бестселлером.
Хокусай вкладывал в свое искусство все и работал с раннего утра до поздней ночи. За свою жизнь он создал произведения искусства в самых разных медиа, включая отпечатки на отдельных листах, суримоно, книжки с картинками, иллюстрации, антологии стихов, исторические романы, эротические книги и гравюры из альбомов. Художник оставался бедным до конца жизни, считая, что пока он может рисовать, у него есть все необходимое.Репродукции картин на выставке сопровождают сенсорные панели с информацией, видеоэкраны и интерактивные игры, связанные с искусством. Было очень интересно и мы не ушли, пока не осмотрели все. В музее есть отдел, посвящённый процессу создания гравюры (нисики-э), на примере всех этапов создания двух культовых шедевров: "Большая волна Канагавы" и "Южный ветер. Ясный день" из знаменитой серии Хокусая "36 видов горы Фудзи".
Хокусай принадлежал к буддийской школе Нитирэн. Священные писания Ничирен связывают гору Фудзи с вечной жизнью. Легенда гласит, что секрет вечной жизни был заключен на вершине самой высокой горы Японии. Хокусай был последователем школы мысли Нитирэн и принял эти убеждения в свою собственную философию. Многие считают, что его изображения горы Фудзи демонстрируют его склонность к религиозному символизму.
Музей впервые открылся в ноябре 2016, чтобы отдать дань уважения жизни и творчеству художника, на его родине.
Само здание музея тоже заслуживает внимания. Его спроектировал всемирно известный архитектор Кадзуо Сэдзима (победитель конкурса Pritzker Architecture Prize). Музей построен таким образом, что войти в него можно с любой стороны. Вид у здания футуристичный: оно облицовано зеркальными панелями, в которых отражается небо.
Рядом с музеем - детская игровая площадка
Большая красочная копия воссозданной версии картины "Сусано-о но Микото заключает договор с духами болезней". Струйная печать, золочение, с частичным ручным окрашиванием.
(Сусано-о - бог моря и штормов в японской мифологии, поэтому он также связан с ветром, полями и урожаем. Сусано-о за свои шалости был сослан в океан, где он также стал богом моря.
Это предполагаемый внешний вид работы, написанной на панели в раме, которая погибла в результате пожара во время Великого землетрясения в Канто в 1923 году. Она была написана Хокусаем в 1845 году, когда ему было 86 лет, и посвящена храму Усидзима в городе Сумида, где картина висела в главном зале. Размер работы составлял 126 x 276 см, и она была одной из крупнейших работ Хокусая, написанных в его последние годы. На полотне изображен синтоистский бог Сусано-о но Микото, побеждающий духов болезней и заключающий договор о предотвращении болезней и несчастий в будущем. На основе черно-белой фотографии, опубликованной в журнале о восточном искусстве «Кокка» за 1910 год, была применена современная технология для воссоздания цвета и техник, предположительно соответствующих тем, что были на момент создания произведения.
В музее воссоздана мастерская Хокусая с фигурами самого художника и его дочери. О-эй, младшая дочь и любимый ребенок Хокусая, была также любимой ученицей художника. После окончания несчастливого брака О-эй вернулась домой, где оставалась с Хокусаем до его смерти.
"Хокусай был убежден, что увидит свои лучшие работы, когда ему исполнится 110 лет. Он полностью принял старость и имел большие планы на каждый этап после 50 лет. «Когда мне исполнится 80, вы увидите настоящий прогресс», - сказал он. «В 90 лет я глубоко проникну в тайну самой жизни. В 100 лет я стану замечательным художником. В 110 все, что я создаю; точка, линия оживут, как никогда раньше. Всем вам, кто проживет так же долго, как я, я обещаю сдержать свое слово. Я пишу это в старости».
К сожалению, он не дожил до 110 лет и скончался в возрасте 88 лет. На смертном одре он, видимо, сказал: "Если бы только Небо дало мне еще десять лет… Еще пять лет, и тогда я мог бы стать настоящим художником".
«Мост Сэндзю в провинции Мусаси»
Фотографировать работы в музее нельзя, но нашелся выход из положения: А. купил в магазине при музее открытки работ, которые ему больше всего понравились и затем просканировал их. Благодаря этому я могу показать их здесь, а не искать в Интернете.
"Большая волна в Канагаве" - не только одна из наиболее известных гравюр Хокусая, но и один из самых узнаваемых образов японской культуры в целом. Это первый лист «36 видов Фудзи» - серии настолько популярной, что отпечатки с нее делали до тех пор, пока деревянные пластины, с которых они производились, не начали изнашиваться. Предположительно, с оригинальных досок Хокусая было отпечатано около 5 000 копий.
«Вид на гору Фудзи из развлекательного квартала в Сэндзю»
«Вид на Фудзи из Каная, на дороге Токайдо».
Хокусай закончив серию "36 видов Фудзи", позднее добавил еще десять гравюр, хотя первоначальный замысел был даже грандиознее - довести их число до 100. Это одна из 10 гравюр, добавленных позднее.
"...На этих 10 гравюрах гора изображена преимущественно с западной стороны, поэтому они называются ура Фудзи («с обратной стороны»). На первоначальных 36 листах контуры изображений прорисованы синим цветом, в добавленных 10 листах изображение выполнено с чёрным контуром, что полностью меняет цветовую гамму гравюр."(Вики)
Мост Яхаги в Оказаки на Токайдо, из серии «Замечательные виды мостов в разных провинциях» (Shokoku meikyō kiran), 1834.
Мост Тэнман в провинции Сетцу (Сэссю Тенманбаши)/ Вечерняя сцена по случаю Праздника бумажных фонарей/, из серии «Замечательные виды мостов в разных провинциях» (Сёкоку мейкё киран).
«Район Ходогая, тракт Токайдо»
«Деревня Сэкия на реке Сумида»
"Мост из висячих облаков на горе Гёдо близ Асикаги" из серии «Замечательные виды мостов в разных провинциях»
«Висячий мост между провинциями Хида и Этчу» из серии «Замечательные виды мостов в разных провинциях»
Мост Фукуи в провинции Этидзэн из серии «Замечательные виды мостов в разных провинциях».
Буря под горой Фудзи, из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» ок. 1830-32. Фотография из Интернета.
"Это одно из самых знаменитых произведений Хокусая. Гроза, обозначенная вспышкой красной молнии, драматизирует внезапный переход от затянутого облаками летнего неба к мрачному насилию, которое тревожит все под горой Фудзи.
Кацусика Хокусай, один из самых творческих художников мира, олицетворял необыкновенную чувствительность к природе и острое восприятие человечества". (Метрополитен Музей)
"Южный ветер, ясный день" (Гайфу кайсэй), также известный как Красная Фудзи, из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» (Фугаку сандзюроккей).
"Говорят, что гора Фудзи имеет красноватый оттенок на рассвете в начале осени. Эта гравюра, известная как «Красная Фудзи», представляет непосредственное видение горы Фудзи Хокусаем без присутствия человека. Величественная заснеженная гора Фудзи олицетворяет культовую духовность, приближающуюся к религиозной. Деревья уменьшены до крошечных зеленых треугольников, тянущихся вдоль основания Фудзи, а голубое небо с узором облаков, похожим на белую бумагу, добавляет дизайну декоративности." (Метрополитен музей.)
Для тех, кто заинтересовался творчеством Хокусая, у меня есть бонус: я нашла замечательный жжурнал
japaneseprints, который
раскрывает интереснейшие детали о его творчестве так, что не хочется отрываться, пока не дочитаешь до конца. У него гравюры можно увидеть без искажения цвета, которым к сожалению грешат наши сканы открыток с его работами. Я также отыскала фильм:
"Курара - ослепительная жизнь дочери Хокусая", повествующей о жизни дочери Кацусики Хокусая - О-эй Кацусика.
Опоездке в Камакуру я еще напишу.
Продолжение следует.