АСУВ ЕСУ ТЗ Часть 8

Jul 03, 2012 21:20


«ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО»

или марш по граблям

(Часть 8)

"Что нельзя командовать шепотом,
Это доказано опытом".

Козьма Прутков. «Военные афоризмы»

В составе комплекта ЕСУ ТЗ командир взвода и командир роты должны иметь командирские машины Р-149МА3 на базе БТР-80, аналогичные машине командира отделения, о которой рассказывалось в предыдущей части.

А вот у командира батальона для управления своими подразделенииями имеется уже не одна машина а три.

По штату во взводе связи батальона две машины Р-149МА1 имеются  в отделениях управления командира и начальника штаба. (Такие же машины предусматривается использовать, качестве командно-штабных и в управление бригады). Третья машина взвода связи батальона  - Р-149МА3, или «линейный» БТР является «собственностью» командира взвода связи.






Что представляет собой командно-штабная машина командира батальона?

Напомню, что в Советской, да и в Российской армии и «пехотный» и танковый комбаты традиционно передвигались на поле боя на командирских машинах. Принципиальная разница между командно-штабной и командирской машиной заключается в следующем:

Командирская машина по большому счету являлась обычным «линейным» БТРом (танком, БМП), на котором, помимо штатного вооружения, установлены дополнительные средства связи. Это позволяло комбату, помимо личного участия в бою (ведения огня по противнику), еще и поддерживать связь с вышестоящим начальником, взаимодействовать с соседями, а также руководить подчиненными  - отдавать им приказы (распоряжения) и получать от них информацию. То есть машина была предназначена для выполнения двух функций - боевой и управленческой.

Причем, как это почти всегда бывает, при создании многофункциональных систем, ни одна из функций не могла быть выполнена на «командирской» машине с достаточно высоким качеством.  Ценность ее при выполнении управленческой функции была, как правило, не очень высока, ввиду перегруженности заброневого пространства боевыми средствами. Другими словами - с картой, планшетом и командирской сумкой в такой машине было просто не повернуться. А использование штатного вооружения было ограничено тактическим требованием размещения командно-наблюдательного пункта батальона на некотором удалении от линии боевого соприкосновения войск.

В отличии от  «командирской» машины, командно-штабная машина (КШМ) обычно представляет собой бронеобъект, более приспособленный для обеспечения выполнения именно управленческой функции. Вооружение на такой машине устанавливается либо в минимально необходимом объеме, либо не устанавливается вовсе. А вот имеющиеся на ней средства связи и обработки информации, как правило, предоставляют  командиру достаточно широкий спектр управленческих возможностей.



То есть, при принятии решения о «пересаживании» комбата на КШМ,  акцент явно был смещен в сторону выполнения командиром батальона именно функций управления. И хотя это абсолютно правильная тенденция, тем не менее, полное лишение командира собственной боевой машины (как это сейчас предусматривается штатом 5 омсбр, оснащенной ЕСУ ТЗ) вызывает некоторые сомнения.

Напомню, что в армии США, например, командир линейного батальона, до недавнего времени, также имел в своем распоряжении только командирский танк или БМП.

Но возросшие потребности в выполнении именно управленческой функции и невозможность их выполнении командиром в тесном пространстве командирского танка (БМП), заставили армию США изменить существующий порядок вещей.

Однако американцы не стали полностью лишать командира батальона «личной» боевой единицы и пошли несколько другим путем.

В настоящее время командир смешанного механизированного батальона (две танковые и две мотопехотные роты) «тяжелой» механизированной бригады механизированной дивизии США имеет в своем личном  распоряжении две машины:




Как видим в автомобиле HMMWV, являющимся по сути штабной машиной, смонтированы  нееобходимые средства связи и обработки информации, в том числе - терминал системы  FBCB2, о которой я недавно рассказывал здесь:

http://dragon-first-ru.livejournal.com/33339.html

http://dragon-first-ru.livejournal.com/33622.html

http://dragon-first-ru.livejournal.com/33859.html

http://dragon-first-ru.livejournal.com/34204.html

То есть, боевая функция и функция управления (боевого планирования) у наших «вероятных друзей» четко разделены "по-машинно".

Создатели перспективных штатов нашей тяжелой бригады решили пойти по аналогичному пути. Штат взвода связи батальона предполагается изменить, увеличив в нем количество машин с трех до пяти. Из них две командирских БМП, или БТР (для комбата и заместителя командира батальона) и три командно- штабные машины (Р-149БМРГ,или Р-149МА1).

О перспективных штатах бригад  подробно можно посмотреть здесь и далее:

http://dragon-first-ru.livejournal.com/2012/02/20/

Что может и «умеет» машина Р-149МА?




Во-первых, в качестве АРМ в ней используются компьютеры ЕС-1866, которые по своим параметрам аналогичны ПЭВМ «Рамек», установленным на «линейных» БТРах. Для чего в системе используются аналогичные по своим параметрам ПЭВМ разных производителей - лично для меня осталось загадкой.

Данные ПЭВМ могут быть использованы «на вынос». Почему нельзя было предусмотреть такую же функцию на линейных бронеобъектах - тоже не очень понятно.

Кроме этого в комплект машины также, как и в Р-149МА3 входит коммуникатор  связь с которым предполагается строить по технологии Wi-Fi. Правда, далеко от машины с коммуникаторм не уйдешь. По словам разработчиков устойчивый сигнал можно поймать на расстоянии не более 150-200 метров. Блок для передачи данных по технологии Wi-Fi показан на предыдущем фото красной стрелкой.




Это плакат, который стоял рядышком. Только вот написано на нем про машину далеко не все. Видимо создатели постеснялись. Кроме радиостанций КВ и УКВ диапазона на данном объекте установлено еще и это:




Радиостанция называется Р-168МРАЕ

ТТХ устройства можно посмотреть на официальном сайте концерна «Созвездие» здесь:

http://www.sozvezdie.su/catalog/r168mrae/

Из всего многообразия приведенных там характеристик устройства нас волнует прежде всего три:

1. Диапазон частот - 1,5-1,75 ГГц

2. Скорость передачи и приема данных в цифровом формате:

- по стыку С1-ФЛ со скоростями 1, 2; 2,4; 4,8; 9,6; 16 кбит/с;

- по стыкам RS-232C, RS-485 с максимальной скоростью 115 кбит/с;

- по стыку Ethernet с максимальной скоростью 10 Мбит/с;

3. Заявленная дальность связи:

- при использовании антенны АБ на стоянке и в движении - не менее 6 км,

- при использовании антенны КР на стоянке - не менее 9 км,

- при использовании направленной антенны МРА на стоянке - не менее 20 км

При всем при том, что данная станция рассматривается разработчиками как ОСНОВНОЕ средство передачи цифровой информации в звене «взвод-рота-батальон-бригада», они как-то очень скромно умалчивали о ее возможностях по РЕАЛЬНОЙ, а не декларируемой дальности связи на РЕАЛЬНОЙ местности, на которой будут выполнять свои задачи войска. И которая, исходя из российских условий, будет иметь мало общего с абсолютно гладкой поверхностью

Дело в том, что использование диапазона частот 1,5-1,75 ГГц влечет за собой, помимо резкого повышения скорости передачи информации, еще и некоторые, скажем так, особенности применения таких станций.

1 ГГц, как известно, - это 1000 МГц, или 1 000 000 КГц, или 1 000 000 000 Гц или 109, (или 10 в девятой степени) Герц.

Диапазон 1,5 ГГц лежит чуть правее того диапазона, который используют в обычных микроволновых печах. И, в отличии от УКВ диапазона, имеет крайне слабые возможности при распространении на пересеченной местности. Любая роща деревьев, кусты, складки местности, постройки и даже деревянные заборы вокруг них создадут для радиоволн такого диапазона непреодолимое препятствие.

Следовательно, в  реальном (а не виртуальном) пространстве дальность связи  в таком диапазоне будет ограничена дальностью прямой видимости. Причем в самом прямом смысле слова «видимость», без всяких экивоков, типа  «радио-видимость», или «радолокационной видимость».




Да, на этих станциях, в принципе, можно будет реализовать «MESH» технологии самоорганизующихся мобильных сетей.

Но военное понятие «гарантированная передача данных с мобильных объектов с использованием широкополосных радиостанций» несколько отличается от понимания этого же понятия гражданскими специалистами.

Пока гарантировать можно лишь одно:

Любой НОРМАЛЬНЫЙ боец будет искать на поле боя УКРЫТИЕ и при этом маскироваться  сам и маскировать свою машину всеми возможными способами.

Выскажу крамольное предположение, что расположение бронеобъектов батальона, к примеру, занявшего оборону на среднепересеченной местности, будет мало соответствовать идеальным условиям для обеспечения между ними радиосвязи с использованием СВЧ диапазона.

О подразделениях разведки, и боевого охранения которые будут при этом выполнять свои задачи на удалении в 10-15 и 2 км (соответственно), я  благоразумно умолчу. Молчу я и возможностях по передаче данных в таких сетях при ведении боя в городских условиях.

Продолжение следует.

СВЧ, генералы, Жуковский, Армия, концерн "Созвездие", бригада, БЛА, Сухопутные войска, ЕСУ ТЗ, АСУВ, mesh, БПЛА, Таманская бригада, НГШ, управление, учения, Вооруженные силы, Технологии в машиностроении-2012, беспилотник, ГШ, 5 омсбр, беспилотный летательный аппарат

Previous post Next post
Up