«ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО»
или марш по граблям
(Часть 8)
"Что нельзя командовать шепотом,
Это доказано опытом".
Козьма Прутков. «Военные афоризмы»
В составе комплекта ЕСУ ТЗ командир взвода и командир роты должны иметь командирские машины Р-149МА3 на базе БТР-80, аналогичные машине командира отделения, о которой рассказывалось в предыдущей части.
А вот у командира батальона для управления своими подразделенииями имеется уже не одна машина а три.
По штату во взводе связи батальона две машины Р-149МА1 имеются в отделениях управления командира и начальника штаба. (Такие же машины предусматривается использовать, качестве командно-штабных и в управление бригады). Третья машина взвода связи батальона - Р-149МА3, или «линейный» БТР является «собственностью» командира взвода связи.
Что представляет собой командно-штабная машина командира батальона?
Напомню, что в Советской, да и в Российской армии и «пехотный» и танковый комбаты традиционно передвигались на поле боя на командирских машинах. Принципиальная разница между командно-штабной и командирской машиной заключается в следующем:
Командирская машина по большому счету являлась обычным «линейным» БТРом (танком, БМП), на котором, помимо штатного вооружения, установлены дополнительные средства связи. Это позволяло комбату, помимо личного участия в бою (ведения огня по противнику), еще и поддерживать связь с вышестоящим начальником, взаимодействовать с соседями, а также руководить подчиненными - отдавать им приказы (распоряжения) и получать от них информацию. То есть машина была предназначена для выполнения двух функций - боевой и управленческой.
Причем, как это почти всегда бывает, при создании многофункциональных систем, ни одна из функций не могла быть выполнена на «командирской» машине с достаточно высоким качеством. Ценность ее при выполнении управленческой функции была, как правило, не очень высока, ввиду перегруженности заброневого пространства боевыми средствами. Другими словами - с картой, планшетом и командирской сумкой в такой машине было просто не повернуться. А использование штатного вооружения было ограничено тактическим требованием размещения командно-наблюдательного пункта батальона на некотором удалении от линии боевого соприкосновения войск.
В отличии от «командирской» машины, командно-штабная машина (КШМ) обычно представляет собой бронеобъект, более приспособленный для обеспечения выполнения именно управленческой функции. Вооружение на такой машине устанавливается либо в минимально необходимом объеме, либо не устанавливается вовсе. А вот имеющиеся на ней средства связи и обработки информации, как правило, предоставляют командиру достаточно широкий спектр управленческих возможностей.
То есть, при принятии решения о «пересаживании» комбата на КШМ, акцент явно был смещен в сторону выполнения командиром батальона именно функций управления. И хотя это абсолютно правильная тенденция, тем не менее, полное лишение командира собственной боевой машины (как это сейчас предусматривается штатом 5 омсбр, оснащенной ЕСУ ТЗ) вызывает некоторые сомнения.
Напомню, что в армии США, например, командир линейного батальона, до недавнего времени, также имел в своем распоряжении только командирский танк или БМП.
Но возросшие потребности в выполнении именно управленческой функции и невозможность их выполнении командиром в тесном пространстве командирского танка (БМП), заставили армию США изменить существующий порядок вещей.
Однако американцы не стали полностью лишать командира батальона «личной» боевой единицы и пошли несколько другим путем.
В настоящее время командир смешанного механизированного батальона (две танковые и две мотопехотные роты) «тяжелой» механизированной бригады механизированной дивизии США имеет в своем личном распоряжении две машины:
Как видим в автомобиле HMMWV, являющимся по сути штабной машиной, смонтированы нееобходимые средства связи и обработки информации, в том числе - терминал системы FBCB2, о которой я недавно рассказывал здесь:
http://dragon-first-ru.livejournal.com/33339.html http://dragon-first-ru.livejournal.com/33622.html http://dragon-first-ru.livejournal.com/33859.html http://dragon-first-ru.livejournal.com/34204.html То есть, боевая функция и функция управления (боевого планирования) у наших «вероятных друзей» четко разделены "по-машинно".
Создатели перспективных штатов нашей тяжелой бригады решили пойти по аналогичному пути. Штат взвода связи батальона предполагается изменить, увеличив в нем количество машин с трех до пяти. Из них две командирских БМП, или БТР (для комбата и заместителя командира батальона) и три командно- штабные машины (Р-149БМРГ,или Р-149МА1).
О перспективных штатах бригад подробно можно посмотреть здесь и далее:
http://dragon-first-ru.livejournal.com/2012/02/20/ Что может и «умеет» машина Р-149МА?
Во-первых, в качестве АРМ в ней используются компьютеры ЕС-1866, которые по своим параметрам аналогичны ПЭВМ «Рамек», установленным на «линейных» БТРах. Для чего в системе используются аналогичные по своим параметрам ПЭВМ разных производителей - лично для меня осталось загадкой.
Данные ПЭВМ могут быть использованы «на вынос». Почему нельзя было предусмотреть такую же функцию на линейных бронеобъектах - тоже не очень понятно.
Кроме этого в комплект машины также, как и в Р-149МА3 входит коммуникатор связь с которым предполагается строить по технологии Wi-Fi. Правда, далеко от машины с коммуникаторм не уйдешь. По словам разработчиков устойчивый сигнал можно поймать на расстоянии не более 150-200 метров. Блок для передачи данных по технологии Wi-Fi показан на предыдущем фото красной стрелкой.
Это плакат, который стоял рядышком. Только вот написано на нем про машину далеко не все. Видимо создатели постеснялись. Кроме радиостанций КВ и УКВ диапазона на данном объекте установлено еще и это:
Радиостанция называется Р-168МРАЕ
ТТХ устройства можно посмотреть на официальном сайте концерна «Созвездие» здесь:
http://www.sozvezdie.su/catalog/r168mrae/ Из всего многообразия приведенных там характеристик устройства нас волнует прежде всего три:
1. Диапазон частот - 1,5-1,75 ГГц
2. Скорость передачи и приема данных в цифровом формате:
- по стыку С1-ФЛ со скоростями 1, 2; 2,4; 4,8; 9,6; 16 кбит/с;
- по стыкам RS-232C, RS-485 с максимальной скоростью 115 кбит/с;
- по стыку Ethernet с максимальной скоростью 10 Мбит/с;
3. Заявленная дальность связи:
- при использовании антенны АБ на стоянке и в движении - не менее 6 км,
- при использовании антенны КР на стоянке - не менее 9 км,
- при использовании направленной антенны МРА на стоянке - не менее 20 км
При всем при том, что данная станция рассматривается разработчиками как ОСНОВНОЕ средство передачи цифровой информации в звене «взвод-рота-батальон-бригада», они как-то очень скромно умалчивали о ее возможностях по РЕАЛЬНОЙ, а не декларируемой дальности связи на РЕАЛЬНОЙ местности, на которой будут выполнять свои задачи войска. И которая, исходя из российских условий, будет иметь мало общего с абсолютно гладкой поверхностью
Дело в том, что использование диапазона частот 1,5-1,75 ГГц влечет за собой, помимо резкого повышения скорости передачи информации, еще и некоторые, скажем так, особенности применения таких станций.
1 ГГц, как известно, - это 1000 МГц, или 1 000 000 КГц, или 1 000 000 000 Гц или 109, (или 10 в девятой степени) Герц.
Диапазон 1,5 ГГц лежит чуть правее того диапазона, который используют в обычных микроволновых печах. И, в отличии от УКВ диапазона, имеет крайне слабые возможности при распространении на пересеченной местности. Любая роща деревьев, кусты, складки местности, постройки и даже деревянные заборы вокруг них создадут для радиоволн такого диапазона непреодолимое препятствие.
Следовательно, в реальном (а не виртуальном) пространстве дальность связи в таком диапазоне будет ограничена дальностью прямой видимости. Причем в самом прямом смысле слова «видимость», без всяких экивоков, типа «радио-видимость», или «радолокационной видимость».
Да, на этих станциях, в принципе, можно будет реализовать «MESH» технологии самоорганизующихся мобильных сетей.
Но военное понятие «гарантированная передача данных с мобильных объектов с использованием широкополосных радиостанций» несколько отличается от понимания этого же понятия гражданскими специалистами.
Пока гарантировать можно лишь одно:
Любой НОРМАЛЬНЫЙ боец будет искать на поле боя УКРЫТИЕ и при этом маскироваться сам и маскировать свою машину всеми возможными способами.
Выскажу крамольное предположение, что расположение бронеобъектов батальона, к примеру, занявшего оборону на среднепересеченной местности, будет мало соответствовать идеальным условиям для обеспечения между ними радиосвязи с использованием СВЧ диапазона.
О подразделениях разведки, и боевого охранения которые будут при этом выполнять свои задачи на удалении в 10-15 и 2 км (соответственно), я благоразумно умолчу. Молчу я и возможностях по передаче данных в таких сетях при ведении боя в городских условиях.
Продолжение следует.