«ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО»
или марш по граблям
(Часть 7)
«Кому неведомо всегдашнее несоответствие между тем, что человек ищет и что находит?
Никколо Макиавелли. «Государь»
Самый близкий к солдату начальник - это сержант.
Командир отделения.
Передвигается данный товарищ по полю боя либо пешком, либо на БТР (БМП). Это его «личный транспорт», самое мощное огневое средство, пункт управления, узел связи и программно-технический комплекс «в одном флаконе».
Линейный БТР, на котором по замыслу создателей ЕСУ ТЗ, должен работать командир отделения, по своему внешнему виду мало чем отличается от обычного БТР-80. Поэтому в данном посте его фотографии не будет. Извините.
А что у этой машины внутри?
А то же, что и раньше: защищенный компьютер Питерской фирмы «РАМЭК» (Процессор Intel Core Duo LV - 1,66 ГГц, с оперативной памятью 512 Мбайт, видеокартой 128 Мбайт и дисплеем на 12,1 дюймов. Жесткий диск 40, 80, или 120 Гбайт)
Данный комп жестко закреплен в корпусе БТРа и не может быть использован как выносное рабочее место. Предполагается, что выходя из машины командир отделения берет с собой абонентский коммуникатор АК-3,5 (да, тот самый - без возможности увидеть карту) и носимую радиостанцию Р-168-0,5 УМ (0,1У (М) Е), которая работает, если мне не изменяет память, в частотном диапазоне от 44 до 56 МГц.
Из средств связи непосредственно на машине установлены два полукомплекта возимой УКВ радиостанции Р-168-25УЕ-2 (30-108 МГц, максимальная дальность связи до 17 км).
Вот ссылка на ТТХ этой станции на сайте производителя:
http://www.radiozavod.ru/production/4/ Для обеспечения связи внутри БТРа смонтирован комплект аппаратуры внутренней связи и коммутации и управления (АВСКУ), а также аппаратура передачи данных (АПД).
Да! Есть еще приемник, обеспечивающий поступление информации о геопространственном положении машины от сети ГЛОНАСС.
Это все.
На первый взгляд - вполне серьезная и современная машина. Для сержанта-«срочника» со сроком службы 1 год.
Но. Мы же с вами, уважаемые читатели, не срочники?
Давайте разберемся.
Командир отделения в ходе ведения боевых действий в большинстве случаев будет находиться ВНЕ МАШИНЫ. Как в обороне, так и в наступлении. А при передвижении войск, как правило, используется режим радиомолчания и большинство р/станций работают только на прием. Причем, для уровня командира мотострелкового отделения данное правило исключений не имеет. Поэтому варианты организации связи в ходе марша мы рассматривать не будем.
А рассмотрим мы потребности отделения в передаче информации, например, при ведении оборонительного, или наступательного боя, а потом сравним их с возможностями по обеспечению радиоканалов, которые может предоставить эта боевая машина.
Итак.
В системе связи автоматизированной системы управления в ходе любого вида боевых действий будет циркулировать следующая информация:
1. Голосовая. Да, уважаемые читатели, командный голос в эфире пока никто не отменял.
2. Цифровая (пакетная) с графическими файлами тактической обстановки и разного рода текстовыми сообщениями.
3. Цифровая (пакетная) с геопространственной информацией о положении объектов, имеющих средства ГЛОНАСС-коммуникации.
Теперь попытаемся обеспечить командира (и его начальников) отделения всеми видами этой информации.
Итак.
Голосовая двухсторонняя связь командиру отделения со своим непосредственным начальником (командиром взвода) нужна? Безусловно.
Аналогичная связь с экипажем БТРа? Конечно.
Пусть даже такая связь будет организована между командиром взвода, и всеми командирами отделений и экипажами БТРов на одной частоте. Всего семь абонентов. Обозначаем это дело красными стрелочками с цифрой один. Это первая радиосеть. Кстати, такая организация не совсем вписывается в традиции наших мотострелковых войск, в которых управление бронемашинами во взводе всегда осуществлял заместитель командира взвода. Со своей отдельной радиосетью. Но не будем мелочиться.
Идем дальше. Посылать (и принимать) целеуказания, боевые распоряжения и прочую информацию (в текстовом и графическом виде) указанные должностные лица должны? Должны. Пусть это будет вторая радиосеть. Обозначаем ее зелеными стрелками с цифрой два.
Передавать свои геопространственные координаты командир отделения и его БТР для отображения их на карте старшего начальника будут? А как иначе старший начальник узнает где кто находится на поле боя? При этом командир взвода может выступать как ретранслятором таких данных, так и только потребителем. Например, если в такую радиосеть объединены все машины и все командиры отделений в роте (около 20 объектов).
И здесь без отдельной радиосети не обойтись. Обозначаем ее голубыми стрелками с цифрой 3.
Читатель спросит: а почему бы не использовать для передачи всех этих видов информации одну радиосеть?
А потому, что скорость информационного обмена в радиосетях УКВ диапазона ограничена максимальным значениями 1,2 - 16 кбит/с. И если уж использовать радиосеть для управления в бою, то реально можно «гонять» в такой сети только один вид информации.
Или «цифру».
Или «голос».
Одновременно? Не получится! Ибо аппаратура передачи данных устроена таким образом, что если уж она поставила на передачу какую-нибудь цифровую информацию - то хоть голос сорви, но до тех пор пока радиостанция ее не передаст - никто из абонентов радиосети Вас не услышит.
Кроме того. Практика показала, что для более-менее приемлемого отображения на электронной карте всех подвижных объектов, например, мотострелкового батальона (около 50 машин с учетом средств усиления), данные о положении каждой машины надо передавать с периодичностью 1 раз в одну минуту. При этом, для передачи такой информации по УКВ каналу необходимо выделять отдельную частоту (радиосеть). Использование одной частоты одновременно для передачи и тактической и геопространственной информации приведет к тому, что абоненты этой сети в приемлемые сроки не получат ни того ни другого.
Однако, радиосредства, установленные на данной машине, обеспечивают всего лишь ДВА постоянно действующих радиоканала.
Вместо необходимых (как минимум) трех.
Кстати, про то, как будет обеспечиваться радиосвязь с отдельными солдатами, я уже молчу. Потому, что если включить рядовых бойцов в голосовую радиосеть (пусть даже на правах «слушателей»), то количество абонентов в такой сети превысит все разумные пределы.
Естественно, что ни о какой видеоконференцсвязи с отдельным солдатом на стыке двух фронтов (о которой так долго говорили большевики мечтают наши генералы), говорить уже не приходится.
Продолжение следует