Про платную парковку в Краснодаре и чем нам всем это грозит

Dec 27, 2013 08:55

На конференции по общественному транспорту мэр Краснодара В.Л.Евланов сделал сенсационное для многих заявление: к концу 2014 года в центральной части города бесплатных парковок не останется, все парковки должны стать платными.


Фото: Дмитрий Селивёрстов
По этому поводу, а также в связи с вводом платной прибордюрной парковки под "зданием с часами" (участок ул.Буденного от ул.Красноармейской до ул.Красная, яндекс.карты), в интернете разгорелись нешуточные споры. Один твиттер и фейсбук Алексея gusakalex Гусака чего стоит... :)
Не могу сказать, что меня удивила негативная реакция большинства интернет-пользователей. Скорее я удивился бы, если бы больше было положительных комментариев.
Но удивил масштаб непонимания среди людей умных и напрямую выигрывающих от введения платных парковок.
В общем, хочу тоже оттоптаться на теме рассказать свое мнение, а также попробовать оценить риски. Все это под катом.
(заранее прошу прощения за много буков)

А начну я с комментария к посту с загадкой о рядах парковки, оставленного mr_anderson22:

«

и как оно вам? 12 000 руб/мес - платная парковка в Мск (думаю у нас ненамного будет дешевле). Это к вопросу регулирования права обладания авто. Еще налог в бензинчик заложат и машинка-то золотой станет. а доходы у населения-то не так быстро растут. Обидно. что налоги вроде исправно платишь, а кроме новых голландских роз на ул. Красной ничего не появляется-то.

»

Это мнение очень сдержанное и толерантное к теме парковок, если что :) В твиттере много было таких, которые в блог разместить просто не позволяет внутренний цензор :)
Ответ получился достаточно большой, подробный. И, как мне кажется, он может быть интересен и вам:

«

Суть не в цене как таковой. И уж тем более не в том, чтоб она была всем доступной.
Если делать парковку бесплатной (или платной настолько, что доступна каждому), то это будет бессмысленно и ничего регулировать такая система не будет. Если кто-то так делает, то это вредитель.

Парковка должна быть дорога настолько, чтобы вы и я, прежде чем ехать, задали себе несколько вопросов:
1. а надо ли мне вообще туда ехать?
2. а надо ли мне ехать туда на машине? или есть какие-то другие варианты?
3. если вариантов нет и ехать надо: а нет ли у меня знакомого, который меня подбросит и поедет дальше по своим делам?
4. а нет ли у меня коллеги (или трех-четырех коллег), с которыми мы вместе поедем на работу на одной машине и разделим потом стоимость парковки?
5. а надо ли мне реально держать машину на парковке так долго? или я могу организовать время так, что приеду, за час-два-три порешаю дела и поеду дальше?

Думаю, не надо пояснять, что все ответы на выше указанные вопросы значительно снижают количество авто в городе, а на конкретной парковке не стоят машины сутками напролет (по статистике, оборачиваемость увеличивается в среднем процентов на 30).

В идеале, цена за парковку должна быть разной для каждого квартала и стороны улицы, и при этом постоянно меняться. Нужно это для того, чтобы на каждом квартале всегда было свободно 1-2 парковочных места.
Там, где спрос велик, там и цена должна быть высокая (тогда всегда будет место).
Где спроса почти нет и цена должна быть либо чисто символическая, либо вообще парковка должна быть бесплатная.
А если спроса нет совсем, то можно и приплачивать за парковку. Например, припарковался ты в таком месте, платишь условно 1 руб. в паркомат и получаешь проездной (который обычно стоит условно 10 руб.) на все виды транспорта на весь день.

Но если в режиме реального времени менять цену на парковку, то возникает проблема с информированием граждан о цене. Поэтому меняют с какой-то периодичностью (раз в месяц, например, или раз в неделю в ночь с субботы на воскресенье) и на фиксированный шаг (на 10 руб за раз, например).

Это я вам не фантастику рассказываю - похожие системы есть и работают. В Сан-Франциско, например...

»

Про систему из Сан-Франциско есть переведенный "Городскими проектами" замечательный ролик. Посмотрите, если не видели.

image Click to view



В общении с mr_anderson22 много важного озвучено - почитайте ветку целиком. Сюда я дерну лишь несколько важных моментов. Они под спойлером. Если вы прочитали ветку с комментариями, под спойлер можно не заглядывать.
[Важные куски из обсуждения]1. Часто звучит мнение, что у автолюбителя нет альтернатив. И он просто вынужден платить деньги. Эдакое вымогательство.
Насчет того, что альтернатив нет - они есть всегда. Вопрос лишь в условиях. Условный пример: за 12 тыс.руб. в месяц идти пешком час до работы для вас не альтернатива. Но если стоимость будет не 12, а 25 тыс.руб, например, то вы вполне рассмотрите и вариант "пешком", как альтернативный. И я тоже. Потому что "жаба задушит" столько денег отдавать.

2. Платная парковка - это не способ сделать всем бесплатно, построить коммунизм и сделать каждому хорошо, приятно, и не дорого. Всем сделать лучше, чем есть сейчас, невозможно.
Транспортное планирование делает так, чтобы большинству в среднем стало проще добираться, быстрее ехать и т.п.
То есть если из-за ввода платной парковки на отрезке квартала с 15 парковочными местами на квартале исчезли пробки, а улица стала пропускать, к примеру, 800 авто в час, то 15 человек конечно пострадали и отдали в общей сложности за час 450 руб. Но при этом за этот же час нормально проехали 800 человек, прошли грузы, скорая спасла кого-то, почту доставили, продукты подвезли...
Понимаете, о чем я? Есть интересы личности, а есть интересы общества.

3. Многоэтажные паркинги в центре - это сложный и неоднозначный объект. За парковку там надо будет платить? Платные есть и сейчас - стоят полупустые (ТЦ Галерея). А на прилегающих улицах не протолкнуться. Если делать бесплатными, то все должны понимать, что паркинги будут по факту платными, просто платить за них будут не только те автолюбители, которые ими пользуются, а вообще все горожане и бизнес - налогами и непостроенными объектами типа парков или школ в городе. Вам лично хочется оплачивать парковку какого-то Васи из Тахтамукая, приехавшего потусить в боулинге?
Кроме того, бесплатный паркинг - это приглашение приехать в город на авто. Улицы и так стоят в пробках. Хотите влить на них еще машин?

4. Плата за парковки имеет еще один плюс: когда ты бросаешь машину бесплатно, ты сам решаешь свои проблемы и не задаешь мэрии вопросы. А когда ты платишь, ты начинаешь требовать. И чем больше людей будут требовать (не отмену платы, а решения проблем пробок и транспорта), тем быстрее эти проблемы будут решены.


За платную парковку вообще в первую очередь должны автолюбители выступать, т.к. они первые в выигрыше: ездить проще, пробок меньше, не надо нарезать круги для поиска места, паркуешься быстро и близко от места назначения...

Вон, парковка у здания с часами второй день только работает, а эффект на лицо: и паркуются все аккуратно, без второго-третьего ряда, и пробка исчезла:


Фото: gusakalex

В общем, мое мнение понятно: я за платную парковку в центре и в спальных районах.

Теперь поговорим о рисках. Рисках не для платных парковок как таковых, а для нас, горожан и автолюбителей.
А риски есть и очень серьезные:
Во-первых, большие риски в том, что мэр не осилит проект. Т.е. сломается и отступит под давлением громкого воя общественности.
Эти крики и сейчас раздаются, но дальше будет сложнее. Я очень надеюсь, что этого не произойдет.

Во-вторых, должна быть четкая линия, конкретная позиция. Без вихляний. И эта позиция должна звучать постоянно, доноситься до горожан.
Этого нет. Нет в первую очередь потому, что уважаемый мэр по моему скромному мнению не до конца понимает механизмы запускаемого процесса и ради чего вообще это все, а также не понимает необходимости комплексных мер и крайне жесткого контроля. Это особенно ярко было видно на конференции "Открытый Краснодар: общественный транспорт". Я там даже не удержался и встрял с комментарием после речи М.Жаркова. Мэрия с одной стороны говорит о стимулировании общественного транспорта, дестимулировании автомобилей (платная парковка как раз часть дестимулирования авто), и сразу же рассказывает о строительстве развязки, ликвидации светофорных объектов и зебр, строительстве подземных переходов в местах активного движения пешеходов на центральном пешеходном бульваре города...

В-третьих, исполнители и руководители. Мэр может сколь угодно четко все представлять и требовать, но не он будет следить за всеми процессами. Уследить лично за абсолютно всем физически невозможно. Поэтому курировать парковку будут определенные люди в мэрии. И вот тут я вижу чуть ли не самый большой риск.
Дело в том, что платные парковки отдают под контроль управления, созданного, как я понял, на базе управления дорожно-мостового хозяйства. Это управления называется то ли "контроля движения", то ли как-то так. На официальном сайте мэрии я этой информации к сожалению не нашел. Возглавит эту структуру М.Жарков. На сайте мэрии он пока значится как начальник управления дорожно-мостового хозяйства... А господин Жарков своей речью на конференции "Открытый Краснодар: общественный транспорт" очень четко показал приоритеты. У меня сложилось впечатление (буду рад обмануться), что он не видит особых отличий между развязками, мостами, дорогами и парковками - все это объекты капитального строительства, хозяйствовать которыми его назначили. Он не видит в них инструмента регулирования. И уж тем более ни он, ни мэр (как принимавший решение о передаче платных парковок под контроль этого ведомства) не видят в платных паркингах тесной взаимосвязи с общественным транспортом. Общественный транспорт и платные парковки относятся к разным ведомствам, а значит решения будут не скоординированы, будут возникать накладки и сбои. Это будет дискредитировать саму идею платных паркингов в глазах горожан. И при таком развитии событий даже сторонники введения платных парковок станут их противниками.

В-четвертых, работа с населением и информирование. В этой области у нашей мэрии все не очень хорошо складывается.
Кто-нибудь слышал официальную позицию мэра или профильного управления о платных парковках? Как часто вы это слышите? Видели где-то баннеры? Рекламу по ТВ или на радио? Кто-то потрудился объяснить автомобилистам их выигрыш от внедрения системы?
Я ничего такого не слышал. Официальную позицию мэра узнал на конференции, и то она была противоречива и зародила во мне больше сомнений, чем уверенности. А я то сторонник введения платы за парковку. Что мог подумать противник, услышав такое? Наверное, что-то в духе: "Опять обмануть хотят и нагреть на деньги!" А люди, которые на конференции не были, вообще знают только тот факт, что парковка будет платной. Именно это показали в новостях по ТВ. И все.
Вместо мэрии объяснять все приходится мне, активистам "Городских решений", Алексею Гусаку и другим неравнодушным гражданам. При этом мы сильно рискуем своей репутацией, надеясь, что мэрия все сделает по уму. Иначе потом на нас посыпятся шишки: "ты ж громче всех агитировал за платные парковки! видишь, какая хрень получилась?! твои слова ничего не значат и веса не имеют, эксперт хренов!"

В-пятых, платная парковка должна быть платной для всех. Если начнётся введение бесплатных мест для администрации, депутатов, каких-то льготников, то все обрушится, а система не заработает. На той же Театральной площади на парковке стоят машины мэрии. Так вот, водители этих машин должны платить за парковку на общих основаниях. Никаких льготных карточек или секретных ключиков. Если такие случаи выявятся, мэр должен лично проконтролировать неотвратимость наказания и принять самые строгие меры к нарушителю. Потому что платная парковка - это проект персональной ответственности В.Евланова. А каждый нарушитель парковки с ключиком "для избранных" - это злодей, портящий проект мэра и наносящий оскорбление лично Евланову.
Вот так и никак иначе. Есть уверенность, что так будет? У меня - нет.

В-шестых (последнее). Жесточайший контроль и неотвратимость наказания за неправильную или неоплаченную парковку. Никаких эвакуаторов. Никаких личных поимок инспектором за руку и душевных разговоров. Только автоматическая фиксация. Только штраф.

В итоге: сейчас весь проект выглядит крайне неустойчивым. Он может посыпаться, как карточный домик, от любого сквозняка. Курировать его будут люди, которые слабо представляют механизмы и цели. У разных сторон одних и тех же процессов разные руководители. Нет никакой уверенности во многих неочевидных моментах, без которых система просто не заработает. Даже более того, эти моменты даже не заявлены!

Возникает вопрос: стоит ли ввязываться в этот процесс с учетом всех рисков как лично для каждого участника, так и для проекта в целом?
Мы для себя ответили - стоит! Потому что если не мы, то кто?
И вы тоже не оставайтесь в стороне: рассказывайте друзьям о плюсах и рисках, убеждайте сомневающихся, помогайте сориентироваться людям на парковке (если сами знаете, как действовать), фотографируйте и жалуйтесь на нарушителей! В общем, будьте активны - это ваш город и ваша улица!

И конечно распространяйте пост. Лайки и перепосты - тоже большая помощь.

PS
Мирослав вот экономику прикинул.

пробки, Краснодар, общественный транспорт, транспорт, парковки, Евланов

Previous post Next post
Up