КАК ПОЯВИЛАСЬ ФАМИЛИЯ ЧЕКУШКИН. ч.4: Как "Чекушка" соотносится с невысоким ростом?

Apr 08, 2012 22:46


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Ч.1. Семейное повествование о возникновении фамилии.

Ч.2. Немного математики.
   Ч.3. Географический аспект: где состоялась свадьба?
Один или несколько крестьянских родоначальников?
   Ч.4. Как слово «чекушка» соотносится с невысоким ростом?

Как «Чекушка» соотносится с невысоким ростом?

Но каким же образом положенное в основу фамилии слово связано с семейной историей?

И какое вообще отношение могут иметь к невысокому росту всякие там чекушки (деревянные колотушки), «земляные зайчики» (то бишь тушканчики), болтуны, пьянчужки и тому подобные версии? Абсолютно никакого! Всё гораздо интереснее!

Но сначала разберёмся с неправильными версиями.

Насчёт деревянных колотушек даже не стану распространяться за отсутствием логики у таковой версии. Никак она с ростом не связана. Версия, в общем-то не исключена каким-либо образом для других фамильных линий Чекушкиных, но вопрос о их происхождении не затрагиваю.

Далее. Согласно Далю чекушей называют земляного зайчика (т.е. тушканчика) в Оренбургской губернии и на Урале. Однако, как можно убедиться по материалам сайта www.mso-ansi-language:EN-US">obd-mso-ansi-language:EN-US">memorial.mso-ansi-language:EN-US">ru, Чекушкиных и там, и там проживало очень немного, и нет оснований полагать, что фамилия пошла оттуда. Да и получилась бы от чекуши фамилия «Чекушин». Мне представляется более вероятным, что Чекушкины в Оренбургской губернии появились как переселенцы из более западных губерний.

Общеизвестно, что фамилия Чекушкин уже лет сто вызывает этакую усмешечку. Потому как у людей несведующих неизменно ассоциируется с четверть-литрой водки. Посему и представляют порой Чекушкиных шаблонно - как легкомысленных любителей выпить и погулять. А ведь это не так! Вот, скажем, прадед мой - Степан Мартынович - он, говорят, вообще не пил спиртного. Выпьет в праздник только одну стопочку для приличия - и всё, больше не пьёт.

С чекушкой, в смысле с тарой, вообще прелюбопытная история. Ведь люди думают, будто фамилия произошла от тары. Ан всё наоборот! Я уже упоминал, что был такой ярославский крестьянин - Димитрий Савельевич Чекушкин, который поднялся до статуса купца 2-й гильдии. В 1890-х гг. он открыл в Петербурге товарищество на вере «Чекушкин и Ко», которое к началу XX века получило статус торгового дома. Поначалу купец торговал всякими аптекарскими микстурами, а затем ещё и бакалейными товарами, красками, клеями, техническими маслами и пр. И помимо прочего продавал что-то наподобие микстуры в маленьких бутылочках из мутного стекла ёмкостью всего-навсего 50 мл. На бутылочках имелись риски, предназначенные для разбавления концентрата. То ли стоимость бутылочек была невысокой за счёт отсутствия акцизных сборов, то ли ещё по какой причине, но только эта микстура, как видно, пришлась по вкусу любителям выпить. А поскольку фамилия купца была проставлена на каждом флаконе, то и тару в обиходе стали называть чекушкой. Чекушка оказалась созвучна старинной русской мере объёма - четушке (округлённо четверть литра). И так случилось, что слово «четушка» оказалось заменено словом «чекушка», под которым стали подразумевать уже тару объёмом в четверть литра… Так что неправильно полагать, будто фамилия произошла от стеклянной тары: в те времена, когда в России появлялись фамилии Чекушкиных, тары-чекушки в природе ещё не существовало (эта тема хорошо раскрыта на форуме сайта «Скиталец», там и фото чекушки есть).

Но оставим теперь явно неправильные версии происхождения фамилии, и перейдём к более интересным.

По мере изучения вопроса я всё более склонялся к мысли, что корни фамилии следует искать в других языках. Ведь пространство «Пачелма - Нижний Новгород - Похвистнёво - Кузнецк» - это многоэтничный регион. Тут живут русские, мокшане, эрзяне, чуваши, марийцы, татары, да и ещё субэтносы этих народов представлены. Есть моноэтничные сёла, а есть сёла, где проживают представители разных национальностей - они разговаривают на разных языках и при этом общаются друг с другом. В таких сёлах веками происходит взаимодействие культур.

Соответственно, у меня оформилось две версии происхождения фамилии.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman"">1.     «Татарская» версия.

Одним из многоэтничных сёл является, например, Трёхбалтаево на юго-востоке Чувашии.

Прежде на месте Трёхбалтаево было три села под названием Балтаево. Топоним происходит от имени поселенца. Согласно выписи 1650г., сентября… новозаписным служилым  татарам и чувашам Болтайке Уразлину с товарищи… тою землею владеть и службу служить" (http://www.cap.ru/atlas/shemur/7.htm (Трёхбалтаево; материалы Симбирского окружного суда за 1650 г.). Известно, что имя Балдай до принятия христианства было в ходу также и у эрзян.

Но вернёмся к происхождению фамилии. Почему барин, намекая на низкий рост крестьянина, называл его «чекушкой»? Что это за «чекушка»? Есть в русском языке слово чека - маленькая деталь, удерживающая колесо на оси. Вот только от этого слова произошла бы, вероятно, фамилия «Чекин».  Зато  нашлось в татарском языке сходное по звучанию слово «чекушкэ», и означает оно не что иное, как ту же самую тележную чеку.

Между прочим, в средние века, когда кочевники во главе с Чингисханом и тому подобными завоёвывали другие народы, то ордынцы местами полностью уничтожали мужское население. В завоёванных местностях всех пленников мужского пола ростом выше оси тележного колеса они казнили, а остальных рассылали в разные стороны своих владений.

Возможно, пресловутый барин знал об этом. А лингвистическое взаимодействие представителей разных народов, живших в селе Трёхбалтаево, могло привести к тому, что в основу русской фамилии легло слово «чекушкэ».

mso-fareast-font-family:"Times New Roman"">2.      «Эрзянская» версия.

Однако же «татарская» версия может объяснить происхождение фамилии лишь в части случаев, причём сравнительно небольшой. Потому как татары в значительном числе представлены только в Трёхбалтаево и в Отрадном (Хлыстовке). Во всех же остальных сёлах, где отмечено по нескольку Чекушкиных (в пределах пространства «Пачелма - Нижний Новгород - Похвистнёво - Кузнецк»), татары в сколько-нибудь большом количестве не проживали.

Зато почти во всех этих сёлах проживали эрзяне. В Трёхбалтаево их было не очень много - 287 чел., или около 12% (в 1920 г.; http://www.cap.ru/atlas/shemur/1.htm Краткая хроника событий Шемуршинского района). Зато сёла Парадеево, Селищи, Старое Баево, Живайкино - это как раз эрзянские сёла. Эрзяне в значительном числе проживали также в Атяшево, Атрати, Алатыре, Хлыстовке, в Кошкинском и Похвистнёвском районах. Юго-восток Нижегородской области - это регион, население которого в немалой части представлено полностью обрусевшими эрзянами и тюрюханами.

Так вот, в эрзянском языке, оказывается, есть слово «чекшке» («чакшке») и переводится оно как «горшочек». Не «горшок» (это «чакш»), а именно «горшочек».

Кстати, «кочерга» на эрзянском - «коцькерьган» (http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3081&nom11=324). Почти также, как на русском звучит. И ежели основатели фамилии были не из числа русских переселенцев, а из числа этнических эрзян, то благодаря лингвистическому сходству прозвище невесты и сохранилось через пересказы.

И вот теперь нетрудно понять насмешку барина, если представить рядом «кочергу» и «горшочек». А если учесть, что в эрзянских сёлах свадьбы справлялись едва ли не всем селом (http://articles.excelion.ru/science/history/world/32520234.html), то потеха барина могла запомниться многим.

Ещё раз воспроизведу семейную историю:

Жил в одной из губерний центральной России -  может, в Тамбовской, а может, в какой другой, но не сильно далеко от неё - крепостной крестьянин по фамилии Андреев. Сам он был невысокого роста. Надумал он взять в жёны крепостную по прозвищу Кочерга. А она была высокой. Увидал их барин вместе и давай смеяться. «Да ты же чекушка!» - говорил барин, намекая на рост жениха. По велению барина так их и женили. И получил крепостной Андреев прозвище Чекушка, а дети их стали носить фамилию Чекушкины.

В числе детей у Чекушки Андреева появился Матвей.

После отмены крепостного права Матвей Чекушкин не пожелал оставаться на прежнем месте, а вместе с семьёй переселился на юг Западной Сибири.

Известно же, что для переселения в Сибирь требовалась не только лошадка и телега для перевозки пожитков, но и денежные средства и на питание семьи и на прокорм лошади в долгой дороге, а также средства для обустройства на новом месте (отчасти поэтому среди крестьян-переселенцев в Сибирь бывших крепостных было немного по сравнению с государственными). Посему, следует вывод, что по меркам крепостного сословия Чекушкины, скорее всего, были не в числе самых бедных крестьян. Тем более, что на новом месте они успешно встали на ноги, создав крепкое середняцкое хозяйство.

В конечном итоге я полагаю, что свадьба крепостных Чекушки и Кочерги происходила в первой половине mso-ansi-language:EN-US">XIX века, до 1838 г. Что происходила свадьба где-то в окрестностях сёл Атяшево, Парадеево, Селищи, Старое Баево. И что в основу фамилии было положено эрзянское слово «чекшке».

Чтобы подтвердить справедливость этой версии и чтобы выяснить ещё подробности о возникновениях фамилии, и то, как соотносятся разные линии Чекушкиных, необходимо обратиться к архивным документам - ревизским сказкам и метрическим книгам.

В электронном виде этих сведений нигде нет, и если появятся, то очень не скоро (надо, конечно, понимать, что целая куча сомнительных сайтов, которые за смс предлагают составить целую родословную по мифическим электронным базам - это лохотрон). В действительности же работа по оцифровке метрических книг пока ведётся только в Пермском архиве, и эта огромная работа отображается в проекте «Поколения Пермского края». Остальные архивы в лучшем случае только планируют приступить к таким работам.

Метрические книги и ревизские сказки в пространстве «Рязань - Чебоксары - Самара» распределены по архивам разных городов. Рязанскую область следует искать в архивах Рязанской области, а её восточную часть - возможно, в Тамбове (наверняка не знаю). Ардатовский и Алатырский уезды Симбирской губернии - в архивах Чебоксар и Ульяновска (а может быть, ещё и Саранска). Пензенскую, юг Ульяновской и Самарскую области - в архивах Пензы, Ульяновска и Самары. По юго-востоку Нижегородской области - в архивах Арзамаса и Нижнего Новгорода.

Объехать их все и перелопатить массу метрических книг и ревизских сказок - задача для меня едва ли посильная. Так что если кто-нибудь из Чекушкиных, проживающих в этих городах, как-нибудь надумает зайти в местный архив, то я надеюсь, что поделится со мной информацией, например, через электронную почту или в комментах.

С сим покамест и раскланиваюсь
mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-ansi-language:
RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">Прапрапрапраправнук Чекушки Андреева и Кочерги, Овсянников Р.

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

8.Чекушкины

Previous post Next post
Up