страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение ч.1: Орёл - Новый Афон; расселение ч.2: Новоафонский монастырь; река Псырцха ч.3: в недрах и на вершине Иверской горы ч.4: Сухум, он же Акуа, он же Диоскурия ч.5: Бзыбское ущелье и озеро Рица ч.6: курортно-пляжный отдых СУХУМ, ОН ЖЕ АКУА, ОН ЖЕ ДИОСКУРИЯ.
21.07.2009
Направляемся с Соней на автобусную остановку. Автобусы, направляющиеся в Сухум, необязательно останавливаются в Новом Афоне. Надо голосовать. Задача несколько осложняется тем, как отличить автобус нужного маршрута от экскурсионных и переполненных автобусов других маршрутов - те всё равно не остановятся. Остановка же на этой стороне дороги чётко не обозначена. Задача упрощается, когда к остановке выходят местные жители, направляющиеся в Сухум.
Автобус следует по автодороге, через окна видны окрестности - горы, море, красивая долина реки Гумиста (при её пересечении дорога отходит от побережья). Но фотографировать по ходу движения было неудобственно, и мы не фотографировали.
Автобус прибывает в Сухум и останавливается у здания железнодорожного вокзала:
Внушительных размеров здание никак не используется, а билетные кассы расположены в здании, расположенном по отношению к нему справа.
Сухум - весьма древний город. Возник он ещё в VI в. как греческая колония Диоскурия. Чуть позже - при римлянах - город именовался как Себастополис. Абхазское название города - Акуа, оно известно с III в. до н.э. В XII - XIII вв. при грузинском правлении его стали называть Цхум (согласно
http://www.apsuara.ru/lib_f/frangulandi61.php). Захватившие его в 1454 г. турки на свой лад стали называть город Сухум-Кале. В XX в., во время нахождения Абхазской автономии в составе Грузинской ССР, город именовался на грузинский манер - Сухуми (окончание «и» вообще очень распространено в грузинской топонимике). С момента провозглашения Абхазией независимости и по настоящее время город официально носит название Сухум.
От здания вокзала мы направляемся вдоль по улице Дзидзария (во всяком случае так она подписана на схемах города). Вдоль улицы идёт тротуар, по правую сторону от него видна железнодорожная насыпь, а ближе - всякая растительность и свисают плети ежевики. По левую сторону между тротуаром и проезжей частью растут сосны с увесистыми шишками.
Поворачиваем направо, проходим под железнодорожной насыпью и оказываемся на улице Джонуа. На улице в этой части города красиво смотрятся большие платаны:
.
. Такие же вот платаны с пятнистой корой впечатлили меня в Сухуми и в 1987 г.
Далее встречаются по пути довольно оригинальные постройки, как например, вот это здание:
.
Когда-то в Сухуме, да и вообще на всём Черноморском побережье, проживало немало греков. В Сухуме ещё в первой половине XX в. греки составляли более четверти населения (согласно
http://www.allgreeks.ru/content/articles/1853/) . Вот это здание в центральной части Сухума было построено в 1909-17 гг. и было в то время греческой православной церковью Св.Николая, что заметно по архитектуре:
. Однако сталинские депортации 1949-го года сильно уменьшили греческую диаспору на побережье Чёрного моря. События 1990-х годов тоже поспособствовали оттоку греческого населения. И в настоящее время греков в Абхазии осталось очень мало (около полутора тыс. чел.). В настоящее время здание является Кафедральным собором Благовещенья.
Мы проходим далее по периметру «квартала веротерпимости». Неподалёку от собора Благовещенья на небольшом пятачке расположены также католический и протестантский храмы:
.Ещё один поворот, и мы выходим к площади Свободы и к зданию Совмина:
.Это здание сильно пострадало в ходе войны 1992-93 гг. и с тех пор так вот и выглядит:
.Внутри его контраст между следами былой роскоши и запустением ощущается ещё сильнее:
.Папоротники в заброшенных помещениях:
Массивный бетонный шар стоит на парапете, как и стоял.
.Поднимаемся на второй этаж здания - это нетрудно. Но далее пути нет: лестница, ведущая на верхние этажи, перегорожена решёткой. А здание высокое, вид с него на город должен быть хорошим.
Отсюда всего метров 300 - 400 до Сухумского ботанического сада. По пути - ещё одно интересное здание, на сей раз жилое:
. Сухумский ботанический сад - одна из главных достопримечательностей Сухума. Основан в 1830-е годы лекарем Сухумского военного гарнизона В. Багриновским. В настоящее время насчитывает более 5 тыс. видов растений из множества различных стран.
Клумба в Сухумском ботаническом саду.
. К экскурсиям мы тут не примыкали. Прогуливались по саду сами по себе. На таблички с названиями растений большого внимания не обращали. Поэтому названия большей части видов, которые мы запечатлели, нам неизвестны. Привожу следующие кадры просто как фото неких красивых цветущих растений Сухумского ботанического сада:
.
.
.
.
.
.
. В разных участках ботанического сада находятся бамбуковые аллеи:
.
.
.Особое место в саду занимает 300-летний экземпляр липы кавказской. Это дерево росло здесь ещё до основания ботанического сада. Современный его облик:
.Внушительных размеров хвойные породы:
.Высокое дерево секвойи вечнозелёной:
.Где-то тут на участке сада между липой и секвойей я пытался отыскать гинкго с характерными только ему листовыми пластинками, а вот нашёл или нет - что-то не помню. Во всяком случае, где-то оно там есть.
В ботаническом саду находится несколько бассейнов, где растут кувшинки и близкие им виды:
.
.
.
.
.
.
.Вот так выглядит лох:
. Вообще, конечно, жарко. И влажно. И как тут не отметить одно дерево с широкой кроной, растущее в центральной части сада! Со слов экскурсовода, которая проходила тут по дорожке с группой туристов, мы узнали, что дерево это порой называют деревом-кондиционером. Действительно, под его кроной в жару формируется замечательный микроклимат - приятная такая прохлада. Под кроной дерева хорошо можно отдохнуть, сидя на скамеечке. Ещё одно название этого растения тоже звучит забавно - каркас китайский:
. Небольшое деревце за ограждением - смертельно ядовитый сумах лаконосный:
Меня удивило, что сумах этот - какой-то маленький. Насколько мне помнится, в 1987 г. я видел гораздо более внушительное дерево за более внушительной оградой. Но, может быть, всему виной события 1992-93 гг.? Тогда в ходе военных действий пострадал и ботанический сад, и не все его деревья уцелели, а некоторые виды, по-видимому, были высажены заново.
Выйдя из Сухумского ботанического сада, направляемся к автобусной остановке. Кадр по пути - здание концертного зала филармонии:
.
И памятник поблизости:
.
Вот тут я осуществил не самую удачную идею из возможных, и мы направились на маршрутке в сторону Сухумского мыса. Где-то в районе Сухумского мыса находятся развалины турецкой крепости. Это далеко не самое интересное, что можно отыскать в Сухуме. И нельзя сказать, чтобы мы очень хотели посмотреть эти руины. Нет. Дело только в том, что эти фортификации находятся на западной окраине Сухума. И я решил, что мы теперь осмотрим их, а затем направимся осматривать город вдоль побережья в восточном направлении.
Итак, едем на маршрутке через город в сторону Сухумского мыса.
Ехать оказалось дальше, чем я думал. И дольше. Это во-первых. Вот уже центр города сменился частной застройкой. Вот уже по левую сторону от дороги протянулись заборы каких-то организаций. И даже не всегда понятно, есть ли поблизости выход к морю вообще. Да и проезжая часть стала совсем уже разбитой - с большими колдобинами.
Во-вторых, мы вышли, как минимум, на одну остановку раньше, чем следовало.
К морю шли по какому-то проезду среди частных владений. Потом прошли через калитку в ограде какого-то учреждения санаторного типа. Тут оказался ещё один ботанический «объект» - дерево с длинными такими стручками. Уж я не знаю, что это было - ваниль или что ещё, но росли стручки выше, чем их можно было бы сорвать:
.
Вышли к галечному пляжу. По левую сторону - несколько десятков человек отдыхающих. По правую - пустынный пляж и невразумительные заросли кустарника поодаль. Руин крепости не видать…
Да и ладно. По-правде сказать, уже не только Соне, но и мне искать эту крепость не хочется.
Море. Глубина тут нарастает быстро. Купались. Плескались. Догоняли друг друга. Веселились как дети.
За вещами, впрочем, присматривали из воды, благо недалеко. Сделали так пару заходов. Вышли с Соней на берег. Обсохли. Осталось только одеться и отправиться восвояси.
И тут подходит к нам подросток старшего школьного возраста и предлагает мне отойти с ним в сторону - дескать, что-то наедине сказать хочет. Ещё один уселся в это время метрах в десяти от нас и зыркает по сторонам. Ещё один или двое остались ближе к кустам. Я не знаю наверняка, в чём именно заморочка (чуть позже один житель Сухума пояснил, что в лучшем случае мы рисковали остаться без сколько-нибудь ценных вещей), но понимаю, что ничем хорошим это предложение не светит, и отказываюсь с ним идти. Минуты три-четыре мы все занимаемся словесами. «Да ладно, если есть что сказать, говори», - говорю ему, - «всё равно ничего в секрете держать не собираюсь и всё перескажу». «Ну, ладно», - нехотя уступил он и с тем же свойственным ему акцентом продолжил, - «скажу. Тут живут наши матери, наши сёстры! А вы ведёте себя неприлично. Они смотрят на вас, и вы их смущаете своим неприличным поведением…» Он говорил с таким убеждением, что на какое-то время мы ему поверили. Правда, в стороне кустов никаких матерей и сестёр заметно не было, да и мы с Соней в сущности ничего неприличного не вытворяли. Так или иначе, мы заверили их, что больше в этом месте «неприлично вести себя не будем», и на этом инцидент был исчерпан.
Тем же путём мы вышли к остановке маршрутки и вернулись в центр Сухума. Этот выезд в сторону Сухумского мыса стоил нам трёх часов времени.
Высадившись из маршрутки, мы вышли на набережную Диоскуров и направились в восточном направлении. По пути оказываемся у развалин древнего Себастополиса (Диоскурии):
Это всего лишь фрагмент крепостных стен, которым - около двух с половиной тысяч лет. За это время море здесь понемногу наступало на сушу, затопляло её. И теперь большая часть древнего Себастополиса расположена на прибрежном мелководье. Здесь заметны над водой несколько буев.
Ещё пара колоритных сухумских зданий (расположены на набережной Махаджиров):
.
.
Это белое здание - гостиница «Рица»:
.
Вообще, это наиболее ухоженная часть Сухума. Неподалёку работают фонтаны. Где-то поблизости находятся и правительственные здания.
Мы продолжаем нашу прогулку вдоль набережной. Но давно уже пора было бы подкрепиться. Наконец, возле парка влюблённых оказывается апацха. Апацха - это своего рода абхазское кафе с традиционными местными блюдами и традиционной абхазской обстановкой. Готовят, по-видимому, по мере поступления заказов, так что приходится немного подождать. Я уже не помню в точности, что именно мы тут заказывали. Помню, было в числе прочего два варианта сыра, один из которых был жареным. И ещё помню, что всё было очень-очень острым на вкус! Так что мне пришлось съесть в полтора раза больше, чем собирался, а Соне - вдвое меньше, чем ей хотелось. Мне понравилось - вкусно же!
Проведя в апацхе ещё минут 50, продолжаем прогулку в прежнем направлении. По хорошему, уже пора, пора возвращаться к автобусной станции - дело то к вечеру. Но мне неймётся дойти до моста царицы Тамары (он же Беслетский мост; X - XI вв.). И мы продолжаем пешую прогулку - теперь уже параллельно реке Басла. Зачем-то я провёл Соню через Красный мост на другой берег Баслы. Далее через Белый мост мы вернулись на правый берег. Повернули на улицу Чанба и ещё несколько сот метров прошли по ней.
Вокруг начался частный сектор. Но дело-то к вечеру. А до моста ещё несколько километров. Соня утверждает, что надо разворачиваться и возвращаться к автобусу. Да я и сам это понимаю, понимаю, но всё же соглашаюсь с большой неохотой.
Потом Соня на протяжении многих месяцев припоминала мне этот эпизод, вытягивая вперёд руки и замедленно произнося: «Мост царицы Тамары!»
Ну, а теперь мы быстрым шагом перемещаемся через пол-Сухума от улицы Чанба в сторону железнодорожного вокзала. Отель «Атриум-Виктория», заснятый по пути:
.
Обычное здание в восточной части Сухума:
.
Мы прошли 2/3 пути до вокзала, высказывая опасения, что можем не успеть на последний автобус. Уже заметно смеркалось.
Напротив нас остановилась иномарка. Водитель предложил подвезти. Узнав же, что мы собираемся выехать на автобусе, сказал: «да какой сейчас может быть автобус? Автобусы из Сухума в это время уже не ходят! Это точно…» И предложил довезти нас до Нового Афона. И не просто довезти до Нового Афона а с экскурсией по вечернему Сухуму и с угощением в виде коньяка, настоянного на травах.
Хорошо. Мы проехали по улицам Сухума, посмотрели его центр. Какую-то часть всего этого мы с Соней уже видели сегодня. Карэн поинтересовался, были ли мы в обезьяньем питомнике? Узнав, что не были, он сказал: «Туда я вас и не повезу, а вот свожу на Сухумскую гору». Я аккуратно поинтересовался, не проходит ли та дорога поблизости от моста царицы Тамары. Что мне тоже потом припоминалось от Сони фразой: «Мост царицы Тамары!»
С Сухумской горы хорошо виден город, его огни, здания, море:
.
Направились в Новый Афон. По пути задержались у реки Гумиста. Подъехали непосредственно к реке. Тихо. Ночь. Цикады.
Берег Гумисты (кадр сильно "вытянут" и отредактирован).
Продолжили движение по горной дороге. Карэн угощал коньяком. Предлагал на следующий день поехать такой же экскурсией по православным храмам к востоку от Сухума (по его словам там сейчас вполне безопасно).
Где-то в одиннадцатом часу ночи мы с Соней вернулись в свои апартаменты в Новом Афоне.
22.07.2009
Утром дважды звонил Карэн, интересовался, едем ли мы на экскурсию. Мне не хотелось его огорчать. Однако, коньячок, сколь бы хорош он ни был - штука крепкая. Голова от коньяка на утро гудела. А с гудящей головой по святым местам ездить как-то не гуд. Пришлось отказаться.
День провели в Новом Афоне. Получился день простого курортного матрасничества. Но о том несколько позже.
А пока я позволю себе не в хронологическом порядке перейти сразу к 23.07.2009 - т.е. к поездке на оз. Рица.
.
продолжение следует....
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение