... А можно еще два Колба?!

Jun 14, 2014 18:50

Шехеразада

Национальная опера Украины, 10 июня 2014г.

Я так понимаю, что балетные звезды пенсионного и приближающегося к оному возраста партию Золотого Раба очень любят - за последние годы киевский зритель мог видеть в этом образе и Фаруха Рузиматова, и Николая Цискаридзе, и вот на днях - Игоря Колба. Последнего, между прочим, вообще так сказать "за счет заведения", ибо цена на билеты не была повышена ни на гривну, за что мой низкий поклон руководству.

Золотой Раб мне кажется действительно исключительно выигрышным для артиста образом - почти по-эстрадному броским, хореографически и визуально эффектным, позволяющим козырнуть всеми своими достоинствами и хитро спрятать недостатки. В этом одноактовом балете великолепно смотрятся как и благородно-вышколенные классические премьеры с их завидной техникой и полетными прыжками, так и яростные демихарактерники, берущие зал забойным темпераментом и артистизмом. Я бы вот не сказала, что в моих глазах Золотой Раб например Александра Шаповала так уж сильно уступил Золотому Рабу Сергея Сидорского - это просто были абсолютно разные Рабы.

Вообще, представления с заезжими именитыми солистами радикально отличаются от обычных - в первом случае наши доморощенные изо всех сил стараются не ударить в грязь лицом и продемонстрировать, что мы тут как бы тоже не совсем медвежий угол. Это и был случай спектакля с Игорем Колбом - может остальным солистам где-то чего-то и не хватало, но явно не вовлеченности в сценическое действие.



Зобеиду Синобу Такиты я считаю одной из ее лучших партий. В чистой классике ей ощутимо не хватает техники, выносливости и красоты линий. Впрочем, ее добросовестность и уважительное отношение к зрителю мне импонирует, да и артистизма она не лишена - как раз таки демихарактерные партии и раскрывают ее дарование. Знающие люди мне говорили, что в свое время в "Золушке" в ред. Анатолия Шекеры Синобу прямо таки искрометно танцевала Кривляку, а так же была образной, запоминающейся Миртой. Кстати, во время спектакля мне подумалось, что поставить именно Синобу в пару к Колбу был свой резон - наша заслуженная артистка японского происхождения старательна, чутка, исключительно изящна и производит впечатление удобной в дуэте партнерши.

Образ Зобеиды у Синобу в принципе не лишен очарования. "Страсти роковой", прямолинейного темперамента (что было, например, в Нателье Мацак) в ней нету, отсутствует вот это ахматовское:

От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.

Ее героиня скорее по-женски изворотлива и по-восточному лукава, но последствий своих поступков она банально не видит. Если Наталья Мацак в Шехеразаде выглядела смесью Лукреции Борджиа и Царевны Будур, с фатальной неотвратимостью каждым взмахом ресниц, каждым жестом утверждающей свое право быть с мужчиной, которого она желает, то г-жа Такита - это, знаете ли, эдакая гаремная хитрюжка, попавшая в ситуацию "двоечник Сидоров на уроке латыни вызвал демона". Ну вот живешь ты себе в гареме, лопаешь шербет, хихикаешь, сплетничаешь, подслушиваешь, и узнаешь, что совсем недалеко "там такє сыдыть ото під замком, шо йоо...", поддаешься любопытству и влетаешь по-полной как указанный Сидоров из интернет-мема.

Меня несколько удивляло только одно - масштаб личности героини Синобу абсолютно не предполагал, что на нее так рьяно озлится братец ее венценосного мужа. Это Зобеиду Филипьевой или Голяковой Шахземан готов был натурально удушить на месте по вполне понятным причинам - потому что Эмират Бухары или Кокандское Ханство или чего оно там у них было, управлялось по велению их пленительных ручек. А Зобеида Синобу - просто очаровательная и любопытная гаремная жена, без каких-либо иных притязаний.



Явление господина Колба на сцене НОУ произвело на обитателей нашей ложи абсолютно неизгладимое впечатление - и мне кажется, что не только нашей, судя по восхищенным вздохам в гардеробе и бурным обсуждениям при выходе из театра. Как я вижу, Игорь Колб обладает сильной и яркой артистической индивидуальностью - такой, которая может как покорять, так и вызывать всестороннее отторжение. Знающие люди мне очень рекомендовали пойти на Колба, но при этом некоторые из них сценическую манеру питерского гостя не приемлют абсолютно, и я теперь понимаю почему.



Во-первых, внешность - как по мне, довольно нетривиальная для академической сцены. Наши то киевляне - больше в ключе эдакого спокойного романтизма или выразительного реализма. А вот брутальная кинематографичность резких черт г-на Колба, педалированная мощным гримом, не сказала бы, что была бы совсем чужеродной в какой-нибудь "Техасской резне бензопилой":)

Во-вторых - манера. Если меня попросят в одном предложении описать выступление приглашенного питерского солиста, то я скажу, что Игорь Колб в партии Золотого Раба - это эдакая Медной Горы Хозяйка, которая обмущинилась и заделалась жрецом древних фаллических культов:)

Это по нескольким причинам. Например, потому что самой яркой изюминкой его пластического рисунка являлся гибкий, удивительно музыкальный корпус. Никогда такого не видела у мужчин! Он извивался и переливался "каменно-цветочной" ящеркой, змеился коброй и пружинил тигром, готовящимся к прыжку. Вот эта его спина - была как дудочка в руках у Гамельнского Крысолова, мне хотелось постоянно следить за ней взглядом и не отпускать. Великолепное владение своим телом, браво!

А еще потому, что наши Рабы (за небольшим исключением) опять же интерпретируют Золотого Раба в несколько возвышенном ключе: "даму следует довести до нужной кондиции - ну цветов ей там, конфетков..." и соответственно совершают вокруг нее mating dance разной степени эротизма. А вот господин Колб... Ну это почти hardcore какой-то был, е-мое:) С первого же мгновения своего появления, это гаремное чудище мощно декларировало, что прекрасно понимает, зачем его сюда позвали, а раз так, то тэсэзэть "обойдемся без предварительных ласк":) Как там было в синема... "Вы - привлекательны, я - чертовски привлекателен, так зачем же зря время терять?!". Не то чтобы его трактовка грешила неуместным натурализмом - отнюдь нет, но это была максимально возможная в рамках хорошего вкуса "ориентально-сексуальная" интерпретация.

Отмечу третий момент, который мне у Колба запомнился. Кое-кто из знающих людей ругал мне его за манерность. Хм... Я вот его ни манерным, ни жеманным в Золотом Рабе не нахожу, но был в нем дкействительно некий налет "андрогинности", когда танец не зиждется однозначно на маскулинности, но вмещает и какую-то долю женской пластической составляющей - равномастерски артистом освоенную. Мне интересно, присутствует ли это у него во всех партиях, или только в пряно-восточном, экзотическом Рабе.



В любом случае, походом я была довольна необычайно:) И очень надеюсь, что почин можно будет продолжить. Руководство НОУ - а можно мне еще два Колба, пусть даже и не за счет заведения?:)

Игорь Колб, Шехеразада, Синобу Такита

Previous post Next post
Up