Тропой двух дебютантов

May 29, 2014 14:15

Ромео и Джульетта

Национальная опера Украины, 27 мая 2014г.

Вчерашний спектакль изначально манил меня своим нетривиальным составом - сразу двумя дебютами двух наших ведущих солистов. Пишу "двумя", потому что хоть на сайте и не отмечено, но мне не удалось найти вообще никого, кто бы в последние 10 лет видел или что-нибудь слышал о Тибальде в исполнении Александра Шаповала. Стало быть если таковое выступление и было, то крайне давно и киевскими балетоманами не замечено, так что почитай вчера был его самый настоящий дебют.

Ромео и Джульетта - один из моих самых любимых спектаклей в Национальной опере. Это очень музыкальная, глубокая, эпическая постановка, в которой наш классик Анатолий Шекера, как мне кажется, мастерски выразил дух темных веков, пожирающий чистые и юные души, воплощающие приход новой эры - гуманистичного Ренессанса. В спектакле нет проходных мизансцен, суетливых лишних моментов - все работает на идею балетмейстера. Костный, отживающий свое агрессивный феодализм олицетворяет мрак и мощь танца рыцарей с синхронным вскидыванием тяжелых рук, а ростки зарождающегося светлого чувства - прелестная лирика любовных объятий "балкона". Определенно, гениальная партитура Прокофьева была для Анатолия Шекеры отнюдь не фоном, а самим сердцем спектакля.

В редакции Шекеры есть много сочных и талантливых мизансцен, которые изрядно обогащают спектакль и выразительно оттеняют лейтмотив хореографа о противопоставлении эпох. Например, одной из моих любимых является сцена с Medieval-style ухаживанием - в первом акте выходят Белый Рыцарь со своей дамой, к нему подходит Черный Рыцарь со свитой, даму нахально уводит, дает отмашку "уберите его!", и на голову бедняги Белого Рыцаря группка наемных убийц накидывает черный мешок, уволакивая его прочь. В этой крошечной мизансцене для меня - вся панорама Средневековья, а вальяжный жест-приказание Черного Рыцаря отдает обыденностью жестокости, с которой какой-нибудь Чезаре Борджиа похитил чужую жену Доротею Караччоло. Черным Рыцарем в НОУ я всегда видела только Юрия Романенко, и мне представляло большое удовольствие созерцать этот самый жест, каждый раз выражающий различные чувства - горделивое презрение, элегантную повелительность или абсолютную кровожадность. Можно сказать, что для меня РиДж Шекеры начинается с этого жеста, а заканчивается пятнадцатью ударами смерти Тибальда.

Так вот начиная повествовать о вчерашнем спектакле, я хочу сначала выразить свое тотальное зрительское негодование г-ну Романенко, который мне любимую мизансцену впервые испортил. Герой моих прошлых поэтических стансов вышел Черным Рыцарем - но абсолютно без привычной значительности, как будто за хлебом прогуляться, а ожидаемый мною жест - который для меня про гвельфов и гибеллинов, про "головой в мешок - и в Тибр!", про абсолютизм и тиранию, про Шекеровское балетное Средневековье ... так и вообще не сделал. Это что такое было, артист проспал или как?! Подхватив даму под руку, г-н Романенко вяло засеменил в правую кулису, полностью выпав для меня из контекста спектакля. С таким stage presence как у Вас вчера, г-н Романенко, не благородную итальянскую даму злодейски похищают, а знакомую доярку из села Велыка Дымерка на сеновал зовут! "Фи!" - от меня как от зрителя!!! Я себя чувствовала абсолютным осликом Иа, который глядя на оставшуюся от лопнувшего шарика тряпочку, горестно вздыхал: "Это был мой любимый цвет... И мой любимый размер...". Вот пишешь о них, пишешь, а они халтурить начинают... Обидно!

Поэтому за Шекеринское Средневековье в моих глазах отвечали вчера совсем другие персонажи. И уж они то не подкачали:)



И грозный феодальный тиран Капулетти в блистательном исполнении Сергея Литвиненко, и умученная такой семейной жизнью, но отчаянно пытающаяся скрыть этот печальный факт за фасадом сдержанного достоинства Леди Капулетти - Татьяна Андреева, существовали в рамках, предписанным ими безжалостными Middle Ages.



Нависающий над всеми, с пластикой разъяренного буйвола, отец семейства Капулетти олицетворял все то, от чего хочется убежать не только девочке в 14 лет. Стала бы Джульетта женой анемичного и манерного Париса в достойном исполнении Сергея Клячина, ее бы ждала печальная участь матери - как бы застывшей, остро-графичной Леди, церемонно шествующей вослед своего сурового мужа без права на собственное мнение.



Впрочем, кто сказал шо у Средние Века было все так печально? Для другой ипостаси можно навскидку почитать хотя бы Декамерон:) Именно с его страниц словно бы сошла ярчайшая, живая, удивительно искренняя Кормилица Ксении Иваненко. Фирменная чапающая походочка и простонародные манеры делали ее типичной представительницей лукавого, но добродушного работного люда. Она, пожалуй, моя любимая Кормилица - Андреева в этой партии сухая, жесткая и малоинтересная, а Людмилу Мельник я видела всего 1 раз и помню плохо.



Крайняя слева - Анна Муромцева

Давно не видела мадемуазель Муромцеву - было приятно встретить ее в Сверстницах Джульетты. Ее одноклассницы Москаленко и Шевченко активно вводятся в репертуар, не говоря уже о пришедшей в этом сезоне Олесе Шайтановой, и меня печалит отсутствие пока больших партий у Муромцевой, которая отнюдь не хуже вышеуказанных девушек ни по артистизму, ни по технической оснащенности.



Максим Ковтун в Меркуцио вполне освоился - с его гибкими ногами, прыгучестью и хорошей координацией партия не представляет для него технических проблем, и теперь он поистине решает сугубо творческие задачи. В меру артистичный, в меру кокетливый, его весельчак Меркуцио - шалопай "себе на уме", но обстановочку он оценил неверно. Устраивать такие юношеские эскапады на балу у Капулетти - это все равно что заявиться в столицу Саудовской Аравии и объявить о тематической стрип-парти "300 лет ирландскому виски" с обязательной дегустацией продукциии. Сцена смерти была очень убедительна и сыграна на нотке абсолютной неожиданности для его героя такого конца, но высот пронзительного трагизма г-на Пожарницкого Максим Ковтун пока не достиг.



И тут я подхожу к основной причине моего похода на РиДж - двум славным дебютам двух славных артистов. Александр Шаповал и Константин Пожарницкий в Тибальде и Ромео были весьма неожиданны, но очень желанны:)

В какой-то степени появление г-на Шаповала в Тибальдах немного нарушает традиции НОУ: у нас его пляшут хлопцы моцные, удалые характерники героического направления - такие, шо одной ладошкой прихлопнуть могут, одним гранд-батманом сходу в гроб вогнать. Уж как однажды один исполнитель (не будем показывать пальцами:) в раздобревшем виде присел в разножке, так я подумала, шо сам и не встанет:) Зато артистичны все - как на подбор! Нету у нас плохих Тибальдов, нету - "как не остановить бегущего бизона, так не остановить поющего Кобзона" не токмо про певца сказать можно, а и про наших танцующих Тибальдов.



Соответственно, г-н Шаповал столкнулся с необходимостью конкурировать с железобетоннымми традициями предшественников: походочка Крассово-Спартачья "от бедра", грудь и челюсть вперед, алые перчаточки на пудовые кулаки с трудом налезают:) У меня была некоторая боязнь, что рядом с крепкими Тибальдами НОУ персонаж г-на Шаповала будет выглядеть тонконогим нервным сдохликом - но, к счастью, она не оправдалась. Потому что Тибальд Александра Шаповала - он добротный такой, классический аффективный психопат. Утонченная психофизика и субтильная конституция на фоне полной асоциальности его героя рисуют портрет персоны, выскочившей из фильмов какого-нибудь Хичкока. А кинематографическая красота протяженных линий этого Тибальда очень эффектна сама по себе и прекрасно работает на образ, особенно вкупе с природным темпераментом.

Танец рыцарей в постановке Шекеры главным образом акцентирует руки артистов, и у каждого из наших Тибальдов он звучит по-своему. Игорь Булычев берет общим напором и мощью. У Дмитрия Чеботаря очень зрелищно получается кинжально рассекать воздух острыми кистями рук. У Артема Дацишина широкий жест, но нет остроты и отточенности, поэтому именно эта мизансцена выглядела у него вялым помахиванием. Александр Шаповал вчера абсолютно шикарно и по-своему интерпретировал рыцарский танец - его тонкие цепкие пальцы впивались в пространство как когти хищной птицы. Эта ассоциация на его Тибальда преследовала меня по всему спектаклю: ну ни дать ни взять обагренный кровью кондор, терзающий свою жертву. Несомненно, полк киевских Тибальдов пополнился ярким, образным и талантливым новобранцем!



Однако, есть у меня еще одна любимая мизанцсена в РиДж - знаменитые прокофьевские 15 ударов смерти Тибальда. Вообще, и тут мы задних не пасем. Меня всегда восхищало, как это делал Игорь Булычев - удивительная музыкальность и чувство темпа-ритма для такого гиганта, его тело буквально отзывалось на каждую музыкальную фразу. Дмитрий Чеботарь яростно вколачивал свои ноги в сценическое покрытие - его Тибальд готов был просто зубами цепляться за жизнь. Своеобразно это делал и Артем Дацишин - буквально после первых 2-3 ударов он сник, пластика приобрела флер безнадежного прощания с белым светом и даже страха перед смертью.

Так вот глядя на умирание Тибальда в трактовке г-на Шаповала вчера, вспомнила я гениальную миниатюру Аркадия Райкина - про возмущенного пьянчужку в музее: "У них там унутри срЭндевекового рыцаря наши опилки - дурют нашего брата, ой, дурют!". Нет, опилки из г-на Шаповала по счастью не сыпались, но вот перышки Ротбарда торчали:) Вот интересно, уважаемый г-н Шаповал, неужели Вы действительно думаете, что киевский зритель - он без глаз или там в беспамятстве на балеты ходит?:) Ну зачем тащить свой заяложенный штамп из Лебединого Озера в абсолютно другой по стилистике, смыслу и наполнению балет?! Эти корчи Ротбарда (даже порядок движений практически не поменяли!) были абсолютно мимо музыки, мимо содержания и вообще мимо самого балета, ИМХО. Вот Дмитрий Чеботарь тоже танцует Злого Гения - но в Тибальда из своей профессиональной котомки зачерствевшие сухари не тащит. Не спорю, что это было сделано убедительно, профессионально и мастерски - но не для меня. Мизансцену г-н Шаповал запорол - над образом полностью работать надо, а не полагаться на самоповторы и раскраску старого трафарета сразу под несколько спектаклей. Так что заявка на Тибальда очень хороша - но не без огрехов.



Второй дебют более чем знаковый для этого балета, ведь Константин Пожарницкий наверное уже лет 10 является лучшим Меркуцио нашего театра. Признаться, я очень переживала за его премьеру - сомневалась, хватит ли ему технического уровня для Ромео, который в редакции Шекеры должен обладать недюжинной выносливостью и крепкой спиной. Я же помню, как в прошлом сезоне сам Александр Стоянов пыхтел весь "балкон" с Татьяной Голяковой:)

На удивление, в техническом смысле станцовано было добротно - без премьерского блеска, правда, но это ожидаемо. Чуть-чуть местами страдала кантиленность движений, в том же "балконе" танец немного "расслоился" на отдельные комбинации, но зато все верхние поддержки были выполнены пусть и с некоторым усилием, но довольно уверенно и совсем не валидольно. Тоже из чисто технических моментов: у г-на Пожарницкого скромный прыжок и не всегда эластичная стопа, что тоже периодически бросалось в глаза - присутствовала в нем иногда жесткость, которой у романтичного Ромео быть не должно.



Но любит зритель г-на Пожарницкого отнюдь не за акробатические совершенства или за ноги от коренных зубов. Его главнейшим козырем является просто бездна природного артистизма и значительный лирико-драматический дар. При рождении он был скорее поцелован не Терпсихорой, а Мельпоменой. Я бы сказала, что Константин Пожарницкий - это такой Олег Даль киевского балета, только без негативно-маскулинной харизмы - настолько безусильно и искренне он передает широчайшую гамму чувств самых различных персонажей. Его Петрушка - это шедевр, для меня целое культурное явление. Меркуцио просто таки сливается с музыкой в одно целое - кажется, Прокофьев только его и имел ввиду. Композитор Франц - пожалуй, единственный, кто в будуарной сцене танцует настоящее, большое и светлое первое чувство.

Эта партия для раскрытия новых граней его таланта - просто находка. Со временем все втанцуется и подчистится, но у Пожарницкого есть врожденный дар - он умеет "танцевать любовь", а таких артистов единицы даже в самых престижных труппах. И потом - его дарование светло, как утренняя роса, нервического самокопания или демонстративной аффектированности у него нет. Он просто весь - "свет, и нет в нем никакой тьмы...". Своей неповторимой органикой, живым лицом, выразительными руками он чертит на сцене имя возлюбленной и то чувство, которой остается в веках, и о котором сказала когда-то Цветаева:

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.

Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала - имя...

Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты - уцелеешь на скрижалях...

Александр Шаповал, Ромео и Джульетта, Константин Пожарницкий

Previous post Next post
Up