Во что принарядиться? * Свадьба в кибуце * Каких только свадеб не бывает... * Как это делается у адморов * Лав-стори * Мечта стать невестой * Развод
Часть первая Во что принарядиться?
Разнообразие еврейской свадебной одежды объясняется просто: сколько общин, столько и традиций. Не говоря уже о том, что с кем поведешься, так тебе и надо живя среди других народов евреи заимствовали какие-то элементы чужой культуры.
Одежда жениха, Бухара, Узбекистан, коенц 19 - нач. 20 века.
Бархат, вышивка золотыми, серебрянными и шелковыми нитками.
Музей Израиля, Иерусалим.
Платье невесты, Сараево, Босния, 1855г. шелк, вышивка позолоченными металлическими нитями.
Музей Израиля, Иерусалим.
Марокко, "Большое платье" (El-Keswa El-Kbira, барбариска), платье невесты.
Конец 19 - начало 20 века.
Это роскошно одеяние попало в Марокко с испанскими евреями, которые поселились на севере страны. Женщины использовали такие платья на свадьбу и после нее в праздники.
Музей Израиля, Иерусалим.
Драгоценности еврейской невесты из Йемена, 30е годы 20 века. Наряд покрывают ее с ног до головы. Очень красивые филигранные украшения из серебра и серебра с позолотой, которыми были известны евреи-ювелиры Йемена. На миниатюрных рисунках, которые украшают бусины и талисманы символы счастья и плодородия.
Музей Израиля, Иерусалим.
И в наше время выходцы из Йемена наряжают своих невест в аналогичные наряды.
Фата. Кучин, Индия, 20 век. Шелк, вышивка металлической нитью.
Во время церемонии свадьбы невеста сидела в синагоге около синагогального ковчега и верхняя часть ее тела была закрыта фатой, подвешенной с потолка, и видна была только ее красиво вышитая юбка. После свадьбы эту юбку клали на гроб или некоторые жертвовали ее в синагогу, где использовали для центральной части прухи (занавеса) синагогального ковчега. Таким образом личная вещь невесты превращалась в вещь, которой пользовалась вся община.
Музей Израиля, Иерусалим.
Пруха из юбки.
Музей Израиля, Иерусалим.
Свадебное платье, вышивка серебрянной позолоченной нитью по шелку. Багдад, конец 19в. Музей Израиля.
Подарок М. Габай (Лондон) в память покойного раввина мужа А.Б. Габая.
Бабуша раввина одела это платье впервые на свою свадьбу в Багдаде, в конце 19в.. В начале 20в. семья эммигрировала в Лондон и взяла с собой это дорогое платье. Когда женился раввин А.Б. Габай, платье было передано его невесте и она одевала его в Неделю семи благословений, которая начинается сразу после свадьбы в 1965г.
Наряд невесты в европейском стиле.
Платье Иерусалим, начало 20 века, шелк, кружева
Фата Италия, середина 19 века, кружева
Венок, Европа, начало 20 века, воск
Белые платья, принятые сейчас во всем мире для невест - это признак модернизма и источник их в Европе в христианской церкви. Белые платья появились у евреев в начале 19 века, с усилением европейского влияния, которое распространяло представление о невесте как символе чистоты и вытеснило разноцветные платья, которые были приняты до этого.
Музей Израиля, Иерусалим.
Знакомо выглядит, да? В таком не стыдно прийти на свадьбу.
Праздничный костюм хасида, Иерусалим, вторая половина 20 века. Музей Израиля, Иерусалим.
Набор по уходу за волосами для невесты. Серебро, Триполи, Ливия, середина 20 века.
Музей Израиля, Иерусалим.
Привести в порядок волосы, что может быть важнее перед свадьбой?
Носки для жениха и невесты, Центральная Азия, первая половина 20 века. связано из шерсти и хлопка.
Музей Израиля, Иерусалим.
Свадебные изображения, их у меня немного.
Женихи и невесты, конец 19-начале 20 века, Иерусалим.
Выставка в иерусалимском музее "Двор старого ишува" "Бесиман тов" - о традициях еврейского бракосочетания в Старом городе (Иерусалим) в конце 19-начале 20 века.
Музей "Двор старого ишува" и подробнее о выставке Деревенская свадьба, начало 20х годов прошлого века. Обратите внимание - какие все серьезные, кроме одного... Может так было принято? или групповая фотография в деревне была редкостью и относились к этому со всей серьезностью?
Менахемия (מנחמיה)- деревня на границе с Иорданией, в Иорданской долине, далеко от центра страны, в забытом всеми месте... Это было первое еврейское поселение в тех местах, основанное в 1901 году.
Моше Мокади "Невеста и ее отец", 1925. Художественный музей, Тель-Авив.
Кстати, на невесте красное платье. Не знаю, это художественный прием или же реальное платье.
"Свадьба", 1947г.
"Люди Кинерета" фотографом Нафтали Опенгайм.
"Свадьба в Катскиле" 1968-1978, Ефим Б. Ладиженский (1911-1981)
Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Ход.
Свадьба в кибуце
Свадьба в кибуцах в прошлом была большим событием и настоящим фестивалем, в котором участвовало много пар. Свадьба одной пары была редкостью, если, вообще, случалась. Средняя кибуцная свадьба могла быть свадьбой от 2-3 а то и 4-5 пар, и также включала празднование серебряных и золотых свадеб вместе. Пик был в кибуце Эйн-Ахореш, в котором была общая свадьба семи невест и семи женихов.
Обычно свадьбы праздновались два раза в год, весенняя свадьба и летняя свадьба. Весь год работала комиссия с парами, собиравшимися поженится, искала подходящие даты, количество посторонних гостей, не кибуцников, меню, программу.
Массовая свадьба устраивалась по экономическим и логистическим причинам: дешевизна и простота организовать такое мероприятие. Хотелось сэкономить хотя бы на подвозке на автобусах из центра на периферию за счет кибуца и не устраивать такое 4-5 раз в год.
Свадьбы в духе кибуцного "все вместе" была мероприятием для всего кибуцного хозяйства: секретарь кибуца благословлял и целовал невесту от имени всего кибуца. Все кибуцники приняли участие в подготовке программы вечера (танцы, стихи, оформление, поздравления и пр.), в приготовлении угощения (пироги домашнего приготовления в дополнении к угощению с кибуцной кухни).
Фотография, изображающей кибуцную хупу в
кибуцае Эйн-Геди у водопада речки Давид, в заповеднике Эйн-Геди. Мы все этот водопад знаем.
Кибуц Эйн-Геди, 50-60е годы
Тот же кибуц и свадебные фотографии кибуцников.
У каждого кибуца была своя церемония, включавшая постоянные предметы: тексты поздравлений, кибуцные дети с определенной песней-приветствием, разукрашенные ворота и пары проходят под ними на сцену, танцы... Религиозная церемония проводился отдельно, не в кибуце, из-за принципиального противостояния религиозному принуждению.
Свадьбы праздновались на большом газоне, или в поле пшеницы или около кибуцного бассейна, в каждом кибуце по-разному.
С течением времени появилась скрытая конкуренция между парами, как появиться к месту празднования свадьбы, кто сможет удивить самым необычным образом. Все ради того, чтобы заслужить аплодисменты и остаться в коллективной кибуцной памяти.
Среди классических примеров: приезд пары на телеге, запряженной лошадью или ослом; на ковше трактора, как фараон на носилках, которые несли обнаженные "рабы"; на лодке по кибуцному бассейну; на специальной косилке и пр...
А это - праздничные субботние ботинки, которые выдавались кибуцникам раз в пять (!) лет. И если у кого, например, свадьба, а ботинки уже старые, то сложными путями надо было с кем-то обмениваться, чтобы на свадьбе обувь выглядела поновей.
Кибуц Аелет Ашахар 30-50е годы 20 века.
Когда пара объявляла о намерении стать семьей, но еще не состоялась свадьба, она обращалась в жилищную комиссию и просила переехать в семейную комнату, так как до этого они жили там, где жила кибуцная молодежь.
В годы, когда жилья не хватало, было принято подселять третьего человека в семейную комнату к паре, что доставляло паре немало неудобства, сами можете себе представить.
Рассказ от
yulen_ka о киббуцных свадьбах:
Наши друзья Шалом и Лейка из киббуца Дан рассказывали, как они поженились. Они были основателями киббуца, членами а-Шомер а-цаир, отринувшими религиозные обряды и все, с этим связанное. Поэтому просто стали жить вместе (это были сороковые годы, после войны и еще до основания государства), у них родился старший сын. Как-то когда Лейка кормила ребенка, вошел Шалом и сказал, что в киббуц пришел раввин из Цфата и предлагает устроить хупу для всех желающих (последователи рава Кука не считали тогда халуцим вероотступниками и пытались мягко вернуть их хоть к каким-то традициям. А те - выходцы из традиционных семей, хоть и взбунтовались против всего, что считали косностью, но особенно после Катастрофы, когда узнали об уничтожении своих семей и всего мира местечек, относились ко всему еврейскому уже по-другому)
- Давай сделаем хупу, - предложил Шалом, - докорми и пойдем.
Вот так они и поженились, а вместе с ними и еще несколько молодых пар, до этого просто живших вместе.
В наше время свадьба в кибуце частное событие, справляемые в свадебных залах не в кибуце, куда приглашают только самых близких друзей и родственников жениха и невесты и их родителей. В кибуцном журнале появляется общее поздравление от всех членов кибуца.
И тем неменее, празднование Ту Беав, как дня любви, можно до сих пор встретить в некоторых кибуцах. Например, в кибуце Сарид в Ту Беав под знаком "кибуц женится по кибуцной традиции Сарида". В это день вместе праздновали день свадьбы 28 кибуцных пар, они праздновали круглую дату, начиная с пары, которая праздновала 5 лет, и пара которая праздновала 70 лет.
Каких только свадеб не бывает...
Аллегорическая свадьба, эскиз ковра для Давида и Фрумы Вольфсон, триптих. Музей Израиля, Иерусалим.
Этот эскиз создал в Иерусалиме художник Эфраим Моше Лилиен, который считается одним из основоположников сионистского искусства в начале 20 века. Он был одним из основателей академии Бецалель в 1906г., где и был преподавателем.
Этот эскиз был сделан к 25летней годовщине брака председателя сионистского конгресса и наследника Герцля Давида Вольфсона.
С двух сторон показан галут, с образом пророка Ирмиягу, говорящем о разрушении Храма и началом Вавилонского пленения. В центре видим жениха и невесту как королевскую пару, он - смесь образов Теодора Герцля и самого Давида Вольфсона в стиле вавилонских одномерных изображений, она - образ "дочери Израиля". Брачная церемония символизирует объединение сионизма и народа Израиля, прямую связь между свободным народом Израиля на древнем Востоке и сионистским возрождением в настоящем.
Открытия древних источников культуры во время археологических раскопок в Египте и в Странах плодородного полумесяца очень интересовали разные круги в Европе в начале 20 века. Лилиен хотел им напомнить, что евреи отталкиваемые в Европе из-за их отличий, настоящие наследники древней восточной культуры. Королевская пара и их свита воссоединяются в аристократическом появлением, гордая и полная чувства собственного достоинства, как отражение обратной картины образу галутного еврея, униженного морально и физически.
Макет декорации к спектаклю "Дибук" художника Натана Альтмана.
Надпись קול ששון וקול שמחה קול חתן וקול כלה
Песня, которая обычно исполняется на свадьбах.
Выставка
Еврейские мастера Первая мировая война, 1917 год, 39-й батальон.
Свадьба на английской военной базе Сарафард (Sarafand), ныне всем известная база АОИ Црифин.
Музей Еврейских легионов, мошав Авихайл.
Вторая мировая война
Свадьба в концлагере.
Йосеф Бау - человек из фильма "Список Шиндлера" С. Спилберга, чья свадьба показана в фильме. На самом деле, история свадьбы Йосефа и Ривки Бау в концлагере была совсем не такая. Все было гораздо страшнее.
Ривка и Йосеф познакомились в концлагере Плашов, где мужчин и женщин держали отдельно, им было запрещено не то что прикасаться друг к другу, разговаривать с друг с другом. Все каралось смертной казнью на месте. Благодаря тому, что Йосеф работал при лагерной канцелярии, у него было больше возможностей ходить по территории. И однажды, ожидая солнца для копирования чертежа, он увидел Ривку. Весь их "роман" проходил в концлагере и они рисковали каждую минуту, находясь вместе. В какой-то момент они решили сыграть свадьбу...
Свадьба проходила в женском бараке, куда Йосеф пробрался, переодевшись женщиной. Разница между заключенными, мужчинами и женщинами была только в головном уборе. У мужчин была полосатая шапка на бритой голове, а у женщин белый платок на бритой голове. Йосеф всегда носил в кармане белый платок, который был его входным билетом в женскую часть лагеря.
Если бы его там поймали, его бы сразу убили. В отличие от героев картины С. Спилберга, у Йосефа и Ривки не было хупы, не было гостей, не было салата с майонезом и не было даже электрической лампочки, которую вместо стакана жених по традиции разбивает в фильме Спильберга. Благословение прочитала мать Йосефа.
Так как Йосеф был художником, то он сам и изобразил свою свадьбу.
Были чудом сделанные кольца из чудом добытой Йосефом серебряной ложки. Он выменял ее на хлеб. Хлебом, который он не ел несколько дней, он заплатил за изготовление колец.
В то время, когда Йосеф находился в женском бараке, туда пришли с проверкой надзиратели, и подруги Ривки просто закрыли его своими телами и всякими тряпками, которые валялись на нарах. Йосеф обязан был вернутся в мужской барак к поверке, иначе не обнаружив его на поверке, его бы убили. Время было позднее и ворота к мужскому бараку были закрыты.
Между бараками были заграждения из колючей проволоки под током. Йосеф, попрощавшись с жизнью и молодой женой просто бросился на проволоку, на которой умерло уже много людей. Позже, вспоминая этот момент, шутил: "Если бы меня ударило током и я бы погиб, утром все мужчины завидовали бы мне, увидев, как я повис на заборе с женской стороны".
Но ему удалось вернуться в барак, только порвав лагерные штаны. А поверку в этот день отменили. Как говорится, жизнь его была полна чудес.
Свадьба, которая состоялась в концлагере, была символом для всех, там бывших, что у жизни есть продолжение...
Из моего поста
"Главный художник" Мосада 1946 год, Голландия, солдат еврейской бригады женится на девушке из местной еврейской общины.
Музей Еврейских легионов, мошав Авихайл.
Из ада в райский сад
В 1945 году после окончания Второй мировой войны по Европе скитались сотни тысяч спасшихся в Катастрофе, которые жили в лагерях для перемещенных лиц, в основном в Германии, Австрии и Италии, потому что британцы не разрешали кораблям с евреями добраться до Эрец-Исраэль. Всех их считали незаконными эммигрантами.
Несколько сотен из спасшихся в Катастрофе добрались до самой южной части Италии, до небольшого местечка Leuca. Они проводили время за изучением иврита, и в демонстрациях против Британского мандата.
В течении трех лет жизни в Leuca поженились 350 пар. Перед свадьбой одна из местных женщин дала свое свадебное платье одной из будущих невест и отказалась забрать обратно. После этого в этом самом платье выходили замуж многие из невест.
Некоторым удалось постоять под хупой и в советское время...
Честно говоря, мне сложно это представить. Наверно, потому что я происхожу из семьи, которая потеряла связь с еврейской традицией 3 поколения назад. Но были люди, которые эту связь не теряли. К сожалению, их было немного.
Из воспоминаний
yulen_ka:
1947 год.
Во время хупы маме было очень весело, особенно когда ее водили вокруг папы. После обряда рав Лубанов сказал, что молодой муж обязан заботиться о жене, обеспечивать ее всем необходимым и водить в театр. На маму это произвело огромное впечатление, особенно потому, что накануне папа пригласил ее на оперетту «Нищий студент», что вполне соответствовало реальному положению дел. И конечно, была у них и веселая свадьба со множеством гостей.
Продолжение
тут 1968 год.
Первая фотография - мы под хупой: слева главный раввин Ленинграда рав Лубанов (тот самый, который в 47-ом году
сочетал браком моих родителей), справа кусок меня, в центре Владик (Хаим-Зеэв (Владимир) Могилевер, Узник Сиона).
Вторая фотография - после хупы: я, кусок Владика и мой папа.
А так выглядит наша кетуба (брачный договор). Это стандартный бланк, напечатанный фотоспособом (на фотобумаге) в синагоге, куда от руки вписывалось то, что нужно. Внизу подписи свидетелей.
А хупа у нас была - бабушкина шикарная вышитая бархатная скатерть...
Продолжение
тут Ктуба советских времен должна быть выставлена в музее вместе с древними брачными договорами, я считаю.
Как это делается у адморов.
За неделю до экскурсии в синагогу белзских хасидов была свадьба третьего внука Белзкого адмора. Такие свадьбы - огромное событие для общины, ведь община ощущает себя одной семьей.
На домах висят праздничные плакаты к свадьбе, и проезжая по Кирьят Белз вам сразу становится понятно, что у них праздник.
Для того, чтобы принять всех желающих поздравить адмора и присутствовать на свадьбе построили специальный зал снаружи синагоги, которое сейчас разбирают.
Как раз из-за этого мне не удалось сфотографировать парадный вход в синагогу.
Видите грузовик внутри зала? Как раз показывает его размер.
12 тысяч мужчин участвовало в свадебной церемонии и находилось в этом временном зале. Женщины были в соседней большой синагоге гурских хасидов. На площади перед въездом в район Бельзких хасидов была поставлена хупа. В церемонии на улице участвовало приблизительно 30 тысяч человек.
Проезд был перекрыт, в Иерусалиме было изменено движение всего транспорта из-за этой свадьбы. Все ехали в объезд.
Подробнее об общине белзских хасидов можно почитать
тут Лав-стори
Настоящая лав-стори.
Это фрагмент из биографии одного еврейского солдата времен Первой мировой войны.
Он родился в Бучаче (тогда Польша, Галиция, теперь Украина). Его призвали в Австро-Венгерскую армию в 1916 году. В армии он сохранял бескомпромиссную верность иудаизму. Он ел только то что можно и не ел, то что запрещает Галаха. В течении службы в армии он постился два дня в неделю и не ел хлеб, который получали солдаты, чтобы есть его в субботнюю трапезу.
В течении войны его воинское подразделение прибыло в город Лемберг (Львов) в Польше.
Евреи города слышали что в воинском подразделении, пришедшем в город, есть солдаты-евреи и они приготовили огромное количество кашерной еды для солдат. Одна семья послала свою дочь с кашерной едой и она встретила нашего героя. Подразделение простояло в городе какое-то время и девушка продолжила приносить своему знакомому солдату кашерную еду и связь между ними стала на столько серьезной, что они решили обручиться. Но война еще не кончилась и через какое-то время воинская часть продолжила свой путь и покинула Лемберг.
Война закончилась в 1917 году и наш герой обнаружил себя на севере Италии. Когда он туда попал, то понял, что это место ему подходит и нет смысла возвращаться в Бучач в Польшу, так как экономическая ситуация была плохая. Естественно, он не забыл девушку из Лемберга, и написал ей письмо в котором написал, что они не обязаны друг другу ничем, но если она захочешь, приехать, он будет рад предложить ей сочетаться браком. И поэтому она оставила все и приехала в Триест.
Замечательная неизвестная пара, фотография явно из 50х. Многие дамы скажут ми-ми-ми и будут правы.
Центр истории и культуры евреев Курдистана "Очарование курдской деревни" Сарона, съемка лав-стори.
Обратите внимание, эта пара в той же позе, что и первая.
Речка Яркон, съемка лав-стори
Мечта стать невестой.
Эта мечта посещает многих девочек в определенном возрасте. Правда, в наше время она быстро проходит. Но все-таки иногда можно нарядиться невестой, не будучи ей реально. Например, на Пурим.
Интересно, что костюм невесты распространен в детских пуримальных костюмах религиозной публики, а светские его практически не используют.
Вот пару фотографий с
Пурима в Бней-Браке.
Невеста в сопровождении полицейского, видимо, чтобы не украли. Но какая-то она нерадостная.
А эта красотка очень вошла в роль.
В сказках принято все заканчивать счастливой свадьбой, хотя в жизни свадьбой как раз начинается жизнь новой семьи...
На этом замечательном коллаже из фотографий стоит дата 9 августа 2007. Здесь видна фотография молодой пары после свадьбы в 1945 году и их же фотография через 62 года после предыдущей. Здесь мы видим большую семью Менахем из
мошава Ярдена в Долине источников.
Вот это, я считаю, хороший результат свадьбы.
Развод
Если говорить о свадьбе, то как не сказать пару слов о разводе? Особенно в наше время, когда процент разводов большой...
По законам иудаизма развод происходит тогда, когда муж дает жене Документ о разводе (гет).
Документ о разводе (гет), Восточная Европа, 1874-1875г., чернила, бумага.
Музей Израиля, Иерусалим.
Ктуба разрезанная в середине вследствие развода. Рим, Италия, 1857 год. Пергамент, темпера, акварель, чернила, рукописная.
Жених: благородный джентльмен Даниэль Йосеф сын Йегуды Бенолиэля. Невеста Оро, называемая Баулиса дочь Моше Бензонаана.
Музей Израиля, Иерусалим.
Специальный сандаль для обряда "халица"(снимания) связанный с левиратным браком. Музей Израиля, Иерусалим.
Левиратным брак - это предписанный ТаНаХом брачный союз между бездетной вдовой и братом ее покойного мужа. Халица - обряд, освобождающий от необходимости заключать этот брак.
Главная часть обряда халицы - разувание вдовой отказывающегося взять ее в жены деверя - рассматривается как унизительное для последнего следствие его отказа.
Как должен быть изготовлен специальный сандаль точно установлено Галахой.
Обряд халицы проводится специальным религиозным судом, состоящим из трех раввинов и еще двух лиц, часто даже не сведущих в законе.
Следуя традиции, председательствующий раввин задает деверю формальный вопрос: избирает ли он левиратный брак или халицу, - и тот подтверждает выбор халицы. Опершись спиной о стену деверь выставляет вперед правую ногу в зашнурованной сандалии; вдова, вдова нагибается, правой рукой развязывает ремешки его сандалии, снимает и отбрасывает ее через плечо, плюет перед ним на пол и произносит на иврите: «Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему, и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого».
Обряд халица. Еврейский музей Bouxwiller, Эльзас.
После обряда вдова получает документ, разрешающий ей «вступать в брак, с кем пожелает».
Музей Израиля, Иерусалим.
Подробно
тут Инфа:
http://www.imj.org.il/Stieglitz/resultsH.asp?cat=2http://www.imj.org.il/imagine/collections/itemH.asp?itemNum=247320http://www.nostal.co.il/Site.asp?table=Terms&option=single&serial=1388&subject=%F0%E5%F1%E8%EC%E2%E9%E4%20%E1%F7%E9%E1%E5%F5&portal=%E1%F7%E9%E1%E5%F5http://www.nostal.co.il/Site.asp?table=Terms&option=single&serial=1551&subject=%F0%E5%F1%E8%EC%E2%E9%E4%20%E1%F7%E9%E1%E5%F5&portal=%E1%F7%E9%E1%E5%F5http://www.machonkorot.co.il/228989/%D7%97%D7%AA%D7%95%D7%A0%D7%94-%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99%D7%AA-%D7%91%D7%A6%D7%9C-%D7%9E%D7%9C%D7%97%D7%9E%D7%AA-%D7%94%D7%A2%D7%95%D7%9C%D7%9D-%D7%94%D7%A8%D7%90%D7%A9%D7%95%D7%A0%D7%94http://www.bhol.co.il/97935/%D7%94%D7%9B%D7%9C%D7%94-%D7%93%D7%A8%D7%A9%D7%94-%D7%94%D7%92%D7%93%D7%9C%D7%AA-%D7%9B%D7%AA%D7%95%D7%91%D7%94-%D7%95%D7%94%D7%97%D7%AA%D7%9F-%D7%91%D7%A8%D7%97.htmlhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%98%22%D7%95_%D7%91%D7%90%D7%91_(%D7%9E%D7%95%D7%A2%D7%93)
http://www.imj.org.il/imagine/galleries/viewItemH.asp?case=19&itemNum=298075 This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/