Leave a comment

Comments 65

3xterr January 4 2025, 20:42:55 UTC

Т.е. продолжая мысль: если видимая вселенная это сверхсверхмассивная черная дыра, и таких вселенных в Большом пространстве множество, то соприкасаясь/сливаясь они образуют бОльшую вселенную с общим видимым/взаимодействующим пространством?

Reply

don_beaver January 4 2025, 21:53:24 UTC

Это возможный вариант. Возможно наша Вселенная - уже сложилась из нескольких поменьше. Но это сугубые спекуляции.

Reply

3xterr January 5 2025, 06:42:58 UTC

"Возможно наша Вселенная - уже сложилась из нескольких поменьше." В предыдущих циклах - да. Но при слиянии в текущем, должна быть видна (тем или иным образом) область другого возраста. Вряд ли соседние вселенные синхронизированы по фазам эволюции... : ?

Reply

don_beaver January 5 2025, 18:09:01 UTC

Да, если что-то попрет чуждое, то может это соседи вломились...

Reply


home_lynxy January 4 2025, 21:40:54 UTC

Без математики это пока софистика) Но барьер остановившегося времени - удачный термин. Правда, с точки зрения математики - это просто отсутствие непрерывности.

Reply

don_beaver January 4 2025, 21:55:26 UTC

Не софистика, а качественная модель! Но главное - что есть выход из тоннеля. Детали, конечно, неизвестны, но идея укладывается в общий космологический сценарий и не требует каких-то нововведений по физике.

Reply

home_lynxy January 5 2025, 00:16:06 UTC

Качественная - в смысле, не количественная :) Но проверить её невозможно. С точки зрения непротиворечивости - согласен, это гораздо лучше, чем ничего.

Reply

don_beaver January 5 2025, 02:43:47 UTC

>Качественная - в смысле, не количественная :)

Конечно.

>Но проверить её невозможно.

Вы агностик?

Reply


donmutti January 4 2025, 22:17:50 UTC
Очень элегантная аналогия - пузырьки, которые сливаются в пузырьки побольше, обдавая нас микро-брызгами материи и вызывая колебания поверхности нового пузыря.

Reply

donmutti January 4 2025, 22:19:11 UTC
А есть в математике гравитации что-нибудь из физики поверхностного натяжения?

Reply

don_beaver January 4 2025, 22:22:32 UTC

Есть мембранный подход в физике черных дыр, но я слабо с ним знаком и ни в чем не уверен.

Reply


levyi_botinok January 4 2025, 22:26:49 UTC
Имхо, это не решает проблемы безвозвратного исчезновения барионной материи в "песчинках" чёрных дыр звездной массы.
Условно говоря, с чем бы ни сливалась "нейтронная звезда", не видно возможного механизма разрыва её на отдельные барионы и электроны. Ведь энергии выделяющейся при схлопывании в сингулярность недостаточно для рождения исходного количства материи!(?)
Сверхмассивная дыра, как мы понимаем, в вашем представлении не сингулярность. Но предположение о более-менее равномерной плотности внутри дыры тоже настораживает. Я помню, про предложенную гравитационно-экранирующую роль излучения "по периметру". Но вещество всё равно будет ускоряться к центру. В большой дыре оно, согласно "теории ОВ" отскочит из-за концентрации энергии, но в маленьких-то это не так! Кроме выдачи сигнала на ЛИГО - никаких чудес(?). Значит монотонное увличение (по массе) сингулярностей за счёт барионной материи?

Reply

don_beaver January 4 2025, 23:26:43 UTC

"Имхо, это не решает проблемы безвозвратного исчезновения барионной материи в "песчинках" чёрных дыр звездной массы."

Не вижу безвозвратности. Любые дыры, возникшие из барионов, сливаются и эволюционируют в сверхмассивные дыры, которые выпускают часть барионов наружу. То есть, существует стационарное распределение дыр по размерам, и какое-то количество барионов все время запасены в дырах от звездных до сверхмассивных, но благодаря стационарности распределения дыр, это количество барионов тоже стационарно, конечно.

"Условно говоря, с чем бы ни сливалась "нейтронная звезда", не видно возможного механизма разрыва её на отдельные барионы и электроны."

Зачем ее разрывать на барионы?! В нейтронных звездах будет их запас - до тех пор, пока они не превратятся в сверхмассивные дыры и не отдадут часть накопленного в пространство.

"Сверхмассивная дыра, как мы понимаем, в вашем представлении не сингулярность. Но предположение о более-менее равномерной плотности внутри дыры тоже настораживает. Я помню, про предложенную гравитационно-экранирующую ( ... )

Reply

levyi_botinok January 5 2025, 01:48:16 UTC
В нейтронных звездах будет их запас - до тех пор, пока они не превратятся в сверхмассивные дыры и не отдадут часть накопленного в пространство.Спрошу иначе. Есть ли место в вашей версии нейтронным звёздам вообще? Или давление гравитационного излучения не даёт схлопнуться до такого уровня? Иначе условная диффузия черных дыр в пространстве размеров не представляется стационарной. Допустим, пространственной сингулярности гравитационной массы не существует и нейтронная звезда - максимальная плотность материи в чёрной дыре. Но при слиянии двух чёрных дыр ядерной плотности плотность каждого центра не должна уменьшиться. По-видимому, образуется либо один цнтр с ядерной (или более высокой?) плотностью, либо два центра останутся внутри сферы Шварцшильда не меняя плотности. И как бы ни увеличивался размер результирующей дыры, поглощенные дыры с центрами ядерной плотности так и останутся внутри центрами с ядерной плотностью. То есть, внутри больших дыр будет накапливаться процент дыр с суперплотным ядром или сингулярным центром вплоть до ( ... )

Reply

don_beaver January 5 2025, 02:50:31 UTC

"Есть ли место в вашей версии нейтронным звёздам вообще? Или давление гравитационного излучения не даёт схлопнуться до такого уровня?"

Конечно, нейтронные звезды есть, потому что гравитационное излучение у них мало.

"Допустим, пространственной сингулярности гравитационной массы не существует и нейтронная звезда - максимальная плотность материи в чёрной дыре".

Конечно, нейтронная середина будет сжиматься и дальше, но не до сингулярности, а до момента, когда гравитационное излучение станет большим и возникнет антигравитация, которая уничтожит вероятность возникновения сингулярности.

"То есть, внутри больших дыр будет накапливаться процент дыр с суперплотным ядром или сингулярным центром вплоть до полного исчезновения барионной материи вне таких сингулярностей"

Нет в черных дырах никаких сингулярностей и накопления вещества в них - это один из главных результатов новой теории, достаточно хорошо обоснованный математически. Есть циклическое движение вещества - сжатие-растяжение плюс распределение гравволн внутри дыры, которые движутся (или ( ... )

Reply


ilo2 January 5 2025, 14:46:18 UTC

Вызывает вопрос гипотеза образования "матрешки" горизонтов при слиянии двух одинаковых черных дыр. Поскольку масса вновь образовавшейся ЧД из-за излучения гравволн меньше суммы массы исходных ЧД, они туда просто не поместятся при сохранении сферичности. Да и реализации барионно-чернодырного цикла внутренние горизонты будут препятствовать.

Скорее должно быть некоторое пороговое соотношение масс сливающихся черных дыр: если массы отличаются сильно, то меньшая дыра сохраняет горизонт внутри большой, а при небольшом различии горизонт будет только один?

Тут наверное численное моделирование слияния может дать ответ

Reply

don_beaver January 5 2025, 18:18:36 UTC

Я подумал и соглашаюсь с вами - пожалуй, содержимое черных дыр не влияет на процесс слияния, значим только размер: если дыры сопоставимы, то внутренних горизонтов нет, все сливается в одну дыру и в одно общее внутридырное пространство. А вот если одна дыра маленькая, то она проглатывается большой без разговоров и сохраняет свою индивидуальность, как того требует принцип эквивалентности. Математически этот процесс выражается в том, что горизонты событий маленькой и большой дыры никогда не соприкасаются: когда маленькая дыра приближается к большой, горизонт последней мгновенно перестраивается так, что горизонт маленькой оказывается достаточно глубоко внутри горизонта большой дыры. Где граница между двумя вариантами - это надо считать, и, скорее всего, численно.

Reply


Leave a comment

Up