Еврейские праздники глазами рабочего из Эритреи

Oct 17, 2011 10:55

Письмо домой:   Дорогая Жозефина,
Как дела в Эритрее? Извини, что не писал тебе последние недели - в Израиле сейчас период непрерывных праздников. Сейчас евреи отмечают праздник хижин. Они строят хижины во дворе, обвешивают их простынями и целую неделю едят и спят в них. Это немного напоминает мне наши дома в деревне, но здесь ты не увидишь жираф, которые сожрут крышу.  Может, это оттого, что здесь нет жираф, а может, жираф отпугивают странные украшения, которые они развешивают в хижине.
Я уже писал тебе о моем боссе Моше. С ним вообще нелегко, а в праздники он становится странным. На прошлой неделе он привез меня во двор дома и попросил подняться на стремянку и отпилить несколько ветвей дерева. Сначала я думал, что это двор его друга или что-то вроде того, но, когда хозяин дома вышел с оружием, я понял, что никто там не знаком с Моше. Потом мы отпиливали ветви у деревьев на шоссе Яфо - Тель-Авив. Похоже, там это разрешено. Выяснилось, что ветви этого дерева, которое называют «декель» (пальма) евреи используют для покрытия хижин. По-моему, дождь пройдет сквозь листья, но что я понимаю. Мой друг, который уже много лет живет здесь, рассказал, что каждый год в этот праздник идет дождь - и каждый раз евреи заново удивляются. Моше купил за много денег огромный лимон (этрог) и длинную зеленую ветку. Он положил лимон и ветку в специальную коробку, обитую ватой, и поцеловал ее. Поверь мне, собственного сына он не ласкает с такой любовью.
На этой неделе я также наблюдал, как он крутил над головой курицу и кричал ласковое слово капара, очень принятое здесь. Обычно так он зовет свою любовницу, но жена этого не знает.
В прошлую пятницу все машины неожиданно прекратили ехать, и вместо них на улицы высыпали дети с велосипедами. После этого я видел Моше и его друзей, большинство из которых - люди довольно сомнительные, идущих в белых одеждах и с маленькими круглыми кусочками ткани на головах. У каждого в руке была ветка. Было похоже, что они идут выбивать из кого-то долги - при помощи этих веток.
Моше попросил у меня прощения за все некрасивые вещи, которые он сделал мне за год. Я сказал ему, что это ОК - главное, чтобы он заплатил мне деньги, которые он мне должен. На следующий день он снова орал на меня, ругался на меня и забрал у меня паспорт.
По поводу твоего вопроса - почему я не прислал денег - Моше сказал, что он заплатит мне «после праздников». Это такой израильский эвфемизм, означающий «не сейчас» или, может, «никогда».
Люблю и тоскую
Оснар
(Яир Ницани. «Исраэль hа-йом», 14.10.11)

А мои друзья-триполитанцы, державшие триполитанский ресторанчик и бравшие на работу эритрейцев - только с разрешением на работу - давали им еврейские имена, и один из них - самый постоянный - Меир-Маданек - жил у них над рестораном, и они специально для него сделали интернет (с тем же провайдером, от которого у них было ТВ) - чтобы он мог общаться с родственниками и друзьями на родине - минуя нацистское правительство - по его словам.
Ицик и Амир - отец и сын - постоянно ругались - я им предложил вместо ресторана сделать стенд-ап комедию.

Исраэль hа-йом, Израиль, Суккот, гастарбайтеры, межкультурные контакты

Previous post Next post
Up