Синдром Дауна - приговор?

Oct 04, 2011 02:35

Меня поразила одна статья.
Эльханан родился с синдромом Дауна. Его отец - рав Рафи Форштейн, дед, Реувен  Форштейн - известный ученый, професор, основатель школы и директор института. Сначала помогал детям, пережившим Шоа (Холокост), потом занимался развитием детей с врожденными проблемами в обучении.
Эльханан в 22 года получил диплом о среднем образовании - багрут. Отец и дед настояли, чтобы он учился в нормальной школе. В каждом классе - по 2-3 раза.
Отец: - Когда он родился, доктора сразу поняли, что что-то не так, и сказали мне. Я очень переживал, как сообщить жене Лее - ведь ей было только 23. А она сказала: «Принеси мне его, я хочу его покормить». Это самый лучший в мире мессидж.


В семье кроме Эльханана еще 8 детей. Конечно, ему везде - особое вниманме. Но отец и дед считают, что остальные дети тоже выиграли - учились человеческому отношению.
И одноклассники не проиграли - в классе все объясняли медленнее и подробнее. И тоже учились быть людьми.
Теперь Эльханан хочет пойти добровольцем в ЦаhАЛ. Он будет ходить в армию 4-5 раз в неделю и возвращаться домой. Дед: «Мы беседовали с его командирами, чтобы его служба не была чисто символической».
Когда Эльханан родился и стало ясно, что у него синдром Дауна, дед- професор сказал: «Мы еще женим этого парня!» Отец Эльханана сначала думал, что его отец сошел с ума, а теперь соглашается.
В 13 лет на своей бар-мицве Эльханан читал все, что полагается - отрывки из ТАНАХа и т.д.
Отец и дед (и мать) пытаются подготовить Эльханана к самостоятельной жизни.
Отец: «Я все время боюсь, что я умру, а Эльханан будет жить в хостеле в комнате с еще пятью людьми - тогда чего мы добились?»


Эльханан:  - Я ухаживаю за дедом (ему уже 90, но он бодрый и полностью адекватный; каждый день ходит на работу в свой институт - он там директор), делаю ему чай, готовлю ему постель.
Отец и дед  считают, что Эльханан может быть работником по уходу за больными и пожилыми - он их очень хорошо чувствует. «Он хорошо знает человеческое тело и его потребности».
Сам Эльханан думает иначе: - Мне очень нравится баскетбол - я хочу быть как Майкл Джордан. Я понимаю, что надо много тренироваться, но я сильный и упорный.
У деда, которого сначала, когда он начал обучать людей с с синдромом Дауна, считали ненормальным, ученики по всему миру. Ученики в Италии выдвинули его на Нобелевскую премию.
Метод проф. Форштейна, признанный революционным, выражен в мотто: «Человек может измениться и можно научить его думать.»
Надо обучать, как думать и как учиться, но этого не делают.
Сын-рав тоже работает в его институте.
Проф. Форштейн: - Нет детей с проблемами обучения - есть учителя с проблемами преподавания.
Ужасно обидно, что, в то время, как Эльханан так здорово продвинулся, дети с гораздо большим потенциалом и большими возможностями шляются по улицам и черт-е чем занимаются. Это абсурд.

Как и все дети, Эльханан иногда решал выйти из рамок системы и не учиться. Его отец сказал на это, что он не получит поблажек от учителей. «Мы сказали директору школы, чтобы выгнал его и не жалел. Как ни было это тяжело, мы знали, что это то, что нужно. После недели дома он начал нервничать, через 2 недели начал сходить с ума, а к концу месяца уже умолял, чтобы его вернули в школу.

- Профессор, скажите, труднее было работать со своим внуком, чем с другими детьми?
- Напротив, Б-г послал мне Эльханана, чтобы доказать, что можно сделать. Конечно, у нас были непростые периоды, но мы работали по плану. Сегодня он читает быстрее меня. Когда ему было 3 года, он стоял и рисовал на песке. Один прохожий сказал» «Молодец! Нарисовал круг!» - Эльханан поспешил его поправить: «Нет, это эллипс!» (Как в анекдоте про Вовочку и Марьиванну).
Межу Эльхананом и дедом установилась особая связь: «Не проходит и дня, чтобы мы не поговорили несколько раз или не встретились.»
«Он привязан ко мне, а я - к нему, но он осознает и уважает границы. Он говорит мне: ‘Я это я, а ты это ты. У меня есть моя личность.’
 

Эльханан - светлый, всегда улыбающийся. Обожает песни Номи Шемер, знает их наизусть. Отец: - Однажды мы проезжали мимо Тверии, и Эльханан решил, что он хочет подняться к могиле Номи Шемер. Мы пошли туда и он начал петь ее песни. Постепенно вокруг стали собираться еще и еще люди, которые стояли вокруг него и начинали петь с ним.
(Ар’еле Висберг. «Исраэль hа-йом, 28.09.11)

ТАНАХ, Исраэль hа-йом, Израиль

Previous post Next post
Up