Музей славянской культуры им.Константина Васильева

Apr 23, 2015 10:05

Я помню какой ажиотаж был в Москве в начале 80-х вокруг картин  Константина Васильева. Студентами мы бегали по его выставкам, что было совсем не характерно для нашего времяпровождения. Уже позже я узнал, что это была посмертная слава. Васильев  жил очень скромно в поселке Васильево под Казанью, куда переехал 5-летним мальчиком с семьей из Краснодарского края. Он преподавал рисование в школе и много писал.  В 1976 г. при невыясненных обстоятельствах художник погиб в возрасте 34 лет, оставив после себя более 400 графических и живописных работ. Узнав недавно, что в Москве есть музей Васильева, я при первой возможности  туда поехал.



На первом этаже музея два зала посвящены творчеству Константина Васильева. Я опишу их более подробно. В большом зале можно выделить две темы. Первая посвящена силе духа русского народа, его противостоянию  суровой северной  природе. Здесь сразу привлекает внимание "Северный орел" (1967) - она на заглавной странице. Вот как описывается историю ее рождения : "…Друг  Олег Шорников как-то рассказал Константину о своей встрече на берегу Волги c большущим орлом. Тот сидел на изломе сокрушенной временем березы и, надменно презирая возможную опасность, перебирал мощным клювом серые перья на своей груди.  Неожиданно орел встрепенулся и бросил такой огненный взгляд на человека, что тот оторопел. "  Когда Васильев впервые показал эту работу друзьям, те были в недоумении.  Увидеть вместо птицы мужика с топором никак не ожидали. Однако талант художника неудержимо притягивал взгляды каждого к картине, заставлял думать, восхищаться небывалой внутренней силой созданного образа. Зрителей буквально сверлил орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги, одухотворяемого природой и одухотворяющего первобытную стихию леса своим трудом, мужеством и волей. Картина радовала сияющим тоном, поражала сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов.   Картина стала переломной работой художника после мучительно сложного поиска своего стиля в искусстве, увлечения сюреализмом и другими формалистическими жанрами, он находит наконец свою тему, которой будет верен до конца.  Васильев этой работой принес в мир искусства небывалую новизну и она стала визитной карточкой мастера.


Если «Северный орел» отмечает начало творческого пути «Великоросса», таким именем Васильев стал подписывать картины, то следующая работа завершает его. Картина была закончена за несколько дней  до его смерти. Даже назвать не успел.  Большинство ее называют «Человек с филином», хотя есть вариант «Сварог». Картина  полна символов и даже несет некое трагическое пророчество  -  возле ног старца лежит полыхающий пергамент, на котором написаны слова и дата - Константин Великоросс 1976. Безусловно видна связь между двумя картинами. Можно предположить, что на картине изображен тот же герой, но спустя годы. Существует такое прочтение "Человека с филином". В образе старца художник пытался представить мудрость человеческого опыта. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни - соединителю двух сфер.  Словно корнями врос старец в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, похожий на заиндевевшие кроны деревьев, свидетельствует о его былой связи с зимним лесом. Человек поднялся из самой природы и достиг таких высот, что головой подпирает небесный свод.  В основу истинного возвышения художник кладет всякое творческое горение - и как символ его - сгорающий свиток с собственным псевдонимом, очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот.  Из пламени и пепла пробивается вверх небольшой росток дуба - знак вечности. Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника - древнего символа мудрости и просвещения. Над ростком горит светоч, зажатый в правой руке старца.  Светоч - символ ровного и негасимого горения души. Ореол свечи выхватывает тонкие черты лица человека, соединяющие в себе редкую сосредоточенность с возвышенностью мыслей. Над седой головой он держит плеть, а на рукавице той же руки сидит грозная по виду птица - филин. "Живой" ее глаз - всевидящее око - завершает движение вверх: дальше - звездное небо, космос. Поэтический образ старца, рожденный художником, как бы включается в вечную жизнь природы и "высказывает то, что молчаливо переживается миром". Картина утверждает великую ценность жизни, неумолимое ее движение и развитие.


Картина «У чужого окна» продолжает тему о духовной сущности русского народа, как особого народа-гиперборейца.  Васильев уже много лет назад ощутил то, о чем стали говорить только в последнее время -развитие уникальной русской цивилизации в условиях Севера, что наложило отпечаток на все ее жизненные проявления. ( Написал эти слова и посмотрел в окно. Конец апреля - идет снег.) Есть следующая трактовка этой работы. Полотно  воспринимается по мере углубления в нее как бы на трех уровнях. При первой встрече с ней видится что-то красивое и удивительно знакомое, родное, словно в памяти звучит зов предков. При более глубоком проникновении в суть картины понимаешь, что художник всеми найденными им средствами сумел сказать о героях главное, раскрыть их внутренний мир.  Вилы, зажатые в руке, подчеркивают решительность юноши, а ворот его рубахи - это язык пламени, страстью охватившей его душу.  Но главный герой на этом полотне не он, а  девушка, чей внешне бесстрастный образ не только не оставляет равнодушным зрителей, но, напротив, пробуждает  мысли.  Проникнув на второй смысловой план картины, легко прочитать чувства и думы героини: борьбу обуявших ее страстей - неодолимой  любви к этому  юноше и  довлеющего над ней, неведомого нам долга, выраженного  внимательным оком через замерзшее окно.  Проникая на третий, самый глубокий план картины, понимаешь, что на ней изображена не бытовая ситуация, а нечто гораздо более сильное. Здесь встретились не просто два человека, а каких-то два бесконечных начала, две противоборствующие и в то же время стремящиеся к друг другу стихии.



Лучше всего о картине «Ожидание» сказать строками стихов, оставленных неизвестным посетителем в книге отзывов музея:

Горит свеча у мерзлого окна,

Протаяли узоры ледяные.
 А девушка одна, совсем одна
 Во всей избе, а может, и в России...
                                *

Пусть близко где-то и отец, и мать.
 Да им о сокровенном не расскажешь.
 На сердце одиночества печать,
 Ничем ее не сломишь, не развяжешь.
             *
 Свеча мерцает в девичьей руке,
 Тревога сердце нежное волнует.
 А милый лада где-то вдалеке
 Работает, а может, и воюет.
             *
 А может, он с соседнего двора,
 Но что-то встрече гаданой мешает.
 Назначенная минула пора,
 И девушка томится и вздыхает.
              *
 У девушки волнистая коса.
 Ну где найдешь пышнее и красивей?
 И где найдешь прекраснее глаза -
 Глубокие, как небо над Россией.

Васильев уделял много внимания  преданиям  народов мира, их сказаниям, постижению эпоса со всеми его героическими идеалами.  Особенно, после русского, он  выделял эпическое наследие скандинавских народов, тоже, в его понимании, Гиперборейцев.  Это вторая тема Большого зала. Сразу обращает на себя внимание большое полотно «Валькирия над телом Зигфрида» (1971).  Зигфрид из германского эпоса, поражающий дракона Фафнира, - образ, стоящий в особом ряду.  Для легендарного витязя выполнение героического долга становится основной целью.  И смерти он не боится, ведь слава о подвиге вечна.  Момент, изображённый на картине, завершает легенду о Зигфриде. Непобедимый в  открытом бою, он оказался бессилен против коварства.  Зигфрид погибает, пронзённый копьём в спину.  Уже исчезает румянец на щеках великого воина, выпал из руки волшебный меч, рассыпались по снегу волосы на запрокинутой, не покрытой более шлемом, голове. И валькирия, пришедшая принять душу героя, словно противится бесславной смерти - её величественная фигура застыла в напряжении.  Стоит только взглянуть на лицо , становится понятно -  первозданная стихия кроется в глубине этого образа. Россыпь белокурых волос вьётся на ветру, сбегая волнами. Крепко сжатые губы. Гордый взгляд. И словно в противовес этому «сжатому в кулак вихрю» - ровная линия копья, устремлённая в штормовые небеса.                           .


Вскоре после создания "Северного орла" художник написал поэтическую картину "Гуси-лебеди" (1967) , где главной фигурой стал возвышенный пленительный образ девы Февронии - героини оперы Н.А.Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Внутреннюю цельность душевного мира девушки, ее кристальную чистоту, благородство, доброту - все это сумел передать Васильев в ее грациозном движении, во взгляде, устремленном вслед улетающей паре лебедей - символе верности.  Богатство природы на полотне - не просто пейзажный фон. Сказочный лес, обступивший девушку, чистое озеро Светлояр, в которое был погружен град Китеж, ставший невидимым для врагов, отражают идейно-художественный замысел "Сказания…". В непроходимых заволжских лесах живет девушка Феврония. Жизнь ее неразрывно связана с красотой прохладных дубрав, густых березовых рощ, цветущих полян, прозрачных озер. Она понимает птичьи голоса, знает звериные повадки, и звери не боятся ее. Символом чудесно преобразившейся природы является и сам, ставший невидимым, град Китеж. В него могут войти только чистые сердцем и сильные духом люди, которым дано увидеть красоту мира; для злых, жестоких и лживых Китеж недоступен и скрыт от глаз. Художнику не пришлось изображать декорацию для героини, он сам жил в подобном мире - на берегу Волги, в окружении буйной торжествующей природы. Художник воссоздал эту среду, сумев наделить юную девушку такой красотой и обоянием, что зритель невольно сопереживает ее чувствам и затаенным мечтам о прекрасной и верной (лебединой) любви.

Особое место в жизни Константина занимала его сестра Людмила. Она была его другом.  В 1967 году в семью Васильевых пришло огромное горе - тяжело заболела Людмила, искупавшись в водоеме, куда были сброшены радиоактивные отходы. Васильев решает написать портрет сестры. Немного прибавив   возраста, он изобразил ее цветущей прекрасной незнакомкой. Спустя немного времени, Людмилы не стало и, потрясенный ее смертью Васильев написал картину "Русалка".  На картине Константина Васильева русалка изображена в непривычной для зрителя манере. В картине мало что  намекает на сказочность. Русалка написана в виде миловидной молодой девушки, которая сидит на ветвях дерева.  На лице девушки спокойствие. Она не выглядит злая ручалка, которая  заманивает молодых парней в глубокие воды.  Легенды и сказки часто говорят о том, что  русалки - утопленницы, решившиеся на самоубийство от несчастной любви. У девушки очень бледная кожа и синие глаза.  Волосы русалки очень светлые, длинные волнистые и слегка спутанные. Ноги красавицы скрывает длинная юбка серого платья из легкой ткани. Невозможно увидеть ноги там или рыбий хвост. Платье сухое - ничто не выдает героиню в качестве речной обитательницы. На заднем плане - огромная гладь воды. Вода словно зеркало - гладкая-гладкая. Но эта вода скрывает опасность: как мы теперь знаем - радиоактивность.



В малом зале на первом этаже представлены работы Васильева  на темы былинного эпоса. Самая мощная из них , бесспорно, "Рождение Дуная". Идея этой работы принадлежала сестре художника Людмиле.  Будучи уже тяжело больной, она попросила брата взяться за разработку этой былины. Людмила читала Константину различные варианты былины и в том числе трактовку ее  А. Н. Афанасьевым: "…взял Дунай королевну замуж, и поехали вместе в славный Киев-град. Приехали ко князю Владимиру: на почетном пиру охмелел Дунай-богатырь и стал хвастаться своим молодчеством. Говорит ему Настасья- королевична: "Не хвастай, тихий Дунай Иванович! Если на стрельбу пойдет, то нет нигде супротив меня стрельцов. На твою-то молодецкую головушку я кладу свое колечико серебряно,  пропущу-то сквозь колечико серебряно, и не сроню-то я колечика с головушки".  Вызов был принят, и королевна трижды пропустила свою стрелу сквозь кольцо, поставленное на голове Дуная, и ни разу не сронила колечка. Вздумал попытать своей удали и Дунай Иванович… Взмолилась молодая жена: "Не стреляй, Дунаюшка! У меня во чреве чадо посеяно: по колени ноги в серебре, по локоть руки в золоте, по косицам частые звезды". Не послушался Дунай, спустил калену стрелу: не угодил в кольцо, а попал жене в белу грудь, убил королевну и призадумался: "Есть ли у меня с нею что посеяно?" Распластал ей чрево буланым кинжалищем, а во чрево чадо милое… Тут ему за беду стало, за великую досаду показалось; становил он кинжал во сыру землю тупым концом и падал на острый конец ретивым сердцем: от той ли крови горячей - протекала  Дунай-река".



После небольшого обзора картин Константина Васильева хотелось бы рассказать и о самом музее. Музей расположен в двухэтажном доме в стиле эклектики, построенным миллионером Лианозовым на краю парка, для своей возлюбленной в 1904 году. После революции здесь располагалось подразделение ВЧК, а потом здание было разрушено. Клуб любителей живописи, объединяющий почитателей таланта Васильева, в начале 90-х добился решения Правительства Москвы о выделение из состава Лианозовского парка 2.5 га земли. На этом участке силами энтузиастов был воссоздан особняк, где и открылся в 1998 г. музей К.Васильева.Но его ждала нелегкая судьба, сродни судьбе самого художника. С одной стороны некие инвесторы постоянно делали попытки захвата земли (доходило до поджогов), с другой стороны властные структуры хотели заполучить коллекцию в свое распоряжение. В результате музей возобновил свою работу только в 1912 г., часть коллекции оказалась (вся тема Великой Отечественной войны) под контролем московских околоправительственных структур, а часть уехала в Казань. Там в 2013 г. тоже организовали музей Васильева. Вот таким образом музей Васильева транформировался в Музей имени Васильева, который кроме его работ экспонирует и других художников этого направления.


Это большой зал с концептуальными работами К.Васильева, о которых рассказывалось выше. Здесь, кроме работ о которых рассказано выше, находятся такие известные  картины, как "Осень", "Лесная готика", "Жница", "Один", "Винтовит". Надо сказать, что в этом зале большинство работ - копии. Однако, восприятие от этого не меняется. Я не знаю надо ли собирать картины Васильева в одном месте? Казалось бы столица подходящее для нее место, тем более, что Казань (точнее поселок Васильевка) - довольно случайно стала местом проживания художника. С другой стороны именно там он написал все свои известные полотна. Как говорят,  в Москве и так музеев много. А в Казани очень достойное помещение и хорошие условия для экспозиции. Поэтому, я думаю правильно, что музей стал развиваться как культурный центр художников, посвятившим себя корням и истории русского народа.


Это малый зал с работами Васильева былинного цикла. Здесь представлены, кроме "Рождения Дуная" такие работы как "Илья Муромец и голь кабацкая", "Битва Добрыни Никитича со змеем", "Пламеный меч","Витязь", "Садко в подводном царстве" и дмногие другие. На фотографии - Анатолий Доронин, директор музея. Именно он стоял у истоков этого проекта. Мне он, кстати, тоже устроил экскурсию. При написании этого поста я пользовался  книгой А.Доронина "Константин Васильев". Надо сказать, что при жизни художник не продал ни одной своей картины. Все они остались в доме, где он жил. и принадлежали его матери. а после ее смерти - сестре. Так что сейчас картины Васильева формально не принадлежат ни одному музею, а только выставляются.


На первом этаже также находится зал с работами Всеволода Иванова, Нелли Генкиной, Валерия Семочкина и Андрея Клименко. Тема В.Иванова - градостроительство древней Руси, показанное через сказочно-былинную призму. Наиболее известная работа - "Волки". А.Клименко работает в историческом жанре ("Последний бой Святослава") и мифологическом  ( "Перун"). Он предпочитает и соответствующий формат, все картины большого размера. Виктор Корольков - создатель множества иллюстраций на темы русских народных сказок. Нелли Генкина доаольно поздно пришла к славянской теме (ранее она занималась натюрмортами, портретами). Предсавлены ее работы "Диана", "Кострома", "Древнейшпя Русь", "Русалки".


На втором этаже большой зал отведен работам Валерия Семочкина, художника из Перми. Он тяготеет к большим работам на языческие темы - "Сварог", "Лада", "Заря-зареница". Валерий (Радомир. это имя он себе взял) Семочкин говорит:  Я делаю Русские картины, направленные на сохранение Родной Земли и возрождение Родной деревни.  Здесь же работы Виктора Гончарова, в основном, работы из камня. Это просто фигурки. или портреты вставленные в дерево. Очень интересны работы, полученные путем раскрытия внутренней красоты камня. Распиливая камни, В.Гончаров обнажает их причудливые естественные узоры.


Есть на втором этаже небольшой зал славянского быта. Очень познавательно.

Музей работает с 11-00 до 19-00 каждый день, кроме понедельника, адрес: г. Москва, ул. Череповецкая, д. 3-Б. Как добираться объяснить сложно, т.к. сам добирался с противороложного конца Москвы. Лучше воспользоваться интернетом и навигатором. Ориентир -Лианозовский парк культуры и отдыха.

После пожара здание было в основном отремонтировано. Деньги были получены за счет частных пожертвований.  Но все здание отремонтировать не хватило средств, и по-прежнему музей нуждается в благотворительной помощи для того, чтобы заменить сильно попорченные водой полы и отреставрировать наружный фасад здания, довести до конца ремонт крыши и входа в музей.  Поэтому музей  обращается за помощью к людям, неравнодушным и желающим помочь :
Реквизиты  региональной общественной организации “Клуб любителей живописи Константина Васильева”:  Р/С: 40703810400000000286 в ГПБ (ОАО) г. Москва, К/С: 30101810200000000823, БИК: 044525823, ИНН: 7715074300,  КПП 771501001

музеи москвы

Previous post Next post
Up