Александр Герцен. В борьбе с угнетением и деспотизмом.

Apr 29, 2015 10:00

Довно собирался посетить Дом-Музей А.И.Герцена, что в переулке Сивцев Вражек. дом 27. Но все откладывал, думал будет скучно. Оказалось совсем наоборот. Это место поразило своей теплой атмосферой (физически там было находиться приятно) и интересной, продуманной экспозицией. Оказалось, что в 2012 г. к 200-летию писателя музей был открыт после 4-х летней реставрации. Особняк остался в его прежнем, подлинном виде, полностью нетронутым: заново обшиты досками стены, заменены некоторые бревна, несущие конструкции, восстановлены интерьеры.  В нем разместилась выставка уникальных раритетов из герценовской коллекции Государственного литературного музея («вещи, которые были для нас святыней»). Значительную часть этого собрания составили материалы, переданные Музею  потомками  писателя.



Экспозиция музея построена в основном в соответствии с хронологией жизни самого Герцена. Однако, некоторые залы тематические и выходят за рамки этого порядка.
1.Первый зал посвящен родителям Герцена, его рождению и младенчеству.



В зале можно видеть портреты его родителей. Отец - Иван Алексеевич Яковлев происходил из старинного и знатного рода, ведущего родословную от Андрея Кобылы, так же как и императорская династия Романовых. Он родился в 1767 г. и был воспитан на французский манер в доме своей тетки. Прослужил в Измайловском полку до 34 лет и вышел в отставку гвардии капитаном. В 1801 г. он уехал за границу и прожил, скитаясь из страны в страну, почти 12 лет. Возвратился в Москву накануне 1812 г. за три месяца до рождения сына. После злоключений 1812 г. жил тихо, скучно и уединенно. Стал  законченным ипохондриком, вечно лечился и болел. Однако, сына своего любил. Однако не решился на официальный (церковный) брак в силу сословных предрассудков. Поэтому молодой Герцен числился воспитанником при И.А.Яковлеве, который и придумал эту фамилию. Позже, правда он "усыновил" собственного сына.


Мать Герцена Луиза Гааг, дочь мелкого штутгардского служащего. Влюбившись в И.А.Яковлева она в 16-летнем возрасте решилась покинуть родительский дом и была спрятана в российском посольстве в Касселе у брата И.А.Яковлева - Льва Алексеевича,и потом, переодевшись в мужское платье, пересекла границу.В России сохранила свою лютеранскую веру и исправно посещала кирху, часто беря с собой маленького Герцена. Портреты нарисовага Натальей Герцен (дочерью писателя) с более ранних оригиналов.


Приехав в Москву, молодая пара остановилась у старшего брата И.А.Яковлева - Александра Алексеевича, человека честолюбивого и тяжелого нрава, дослужившегося до должности обер-прокурора Святейшего Синода. В его доме 25 марта 1812 г. и родился А.И.Герцен. Семья прожила здесь недолго и вскоре переехала к другим родственникам. Сам дом примечателен тем, что после смерти А.А.Яковлева, его сын запустил здание, все время проводя в одной из комнат, превращенную в химическую лабороторию. А.С.Грибоедов  вывел его в "Горе от ума" - "Он химик, он ботаник, Князь Федор, наш племянник" и с тех пор дом стали называть "грибоедовским" Именно его описал М.А.Булгаков в "Мастер и Маргарита". Потом здесь устроили Литературный институт им. Горького, во дворе которого установили памятник Герцену (на фото).


В витрине представлены личные вещи родителей Герцена.Надо сказать, что музей богат на подлинные вещи. Многие реликвии герценовской семьи были подарены музею потомками писателя из Франции, Швейцарии, США: портрет А. И. Герцена (1836) работы А. Л. Витберга с автографом Н. А. Герцен, жены писателя; её рисунки, в том числе карандашный портрет А. И. Герцена (1851), рисунки дочери Герцена Таты (Натальи Александровны) - от ученических работ до зрелых живописных портретов отца 1860-х годов.  Я приобрел в кассе каталог памятных вещей (200 страниц, между прочим) и попытался идентифицировать представленные предметы. Нашел пока только счеты и маникюрный набор.

2.Следующий зал посвящен событиям Отечественной войны 1812 г. Бывшие сослуживцы отца по Измайловскому полку, теперь герои, покрытые славой, часто бывали в его доме. Молодой Герцен слушал их, затаив дыхание. Он писал: "Рассказы о пожаре Москвы, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельной, моей Илиадой и Одиссеей".В то время он был большим патриотом и готов был тотчас же записаться в полк.



Герцен в детстве любил слушать рассказ няни о событиях московского пожара ( на фото одна из гравюр из музея). По ее словам отец, И.А.Яковлев, тянул до последнего и спохватился, когда французы в сентябре уже вошли в Москву. Потом начался знаменитый пожар. Флигель, где они жили загорелся, и они решили укрыться у Голохвастовых(у младшей сестры Яковлева) в доме на Тверском бульваре , но и он загорелся. В итоге все оказались на улице. И.А.Яковлев через знакомых французов сумел добиться аудиенции у самого Наполеона. Тот его принял в Кремлевском дворце. На просьбу о выдаче пропуска император попросил передать от него письмо Александру I. Так семья оказалась в Петербурге, где отца задержали до выяснения обстоятельств, а Луиза с грудным младенцем отправилась  в ярославскую вотчинную деревню.
Александр простил Яковлева за то, что тот получил пропуск из рук неприятеля. Семья в итоге благополучно воссоединилась и оканчание войны встретила уже в Тверской губернии.

3.Следующий зал освещает время отрочества и юности Герцена. Здесь собраны документы, любимые  книги Герцена, художественные изображения.




Центральным событием этого периода в жизни Герцена безусловно было восстание декабристов и  последовавший за ним террор.Вот как об этом писал позже сам Герцен: "Победу Николая над пятью торжествовали в Кремле  молебствием. Вся царская семья молилась,около нее сенат, министры, а кругом на огромном пространстве стояли густые массы гвардии, и тоже молились. Мальчиком четырнадцати лет, потерянном в толпе, я клялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками." Это была первая смертная казнь в России со времен Елизаветы, исключая казнь Мировича и Пугачева при Екатерине. Поэтому. все ожидали что в последний момент выйдет помилование. В зале - портреты декабристов и другие материалы, связанные с восстанием.

4.Следующий зал рассказывает о студенческих годах   Герцена и его дружбе с Н.П.Огаревым. Экспозиция представлена в виде условной студенческой комнаты Герцена, где центральное место занимают портреты обоих в молодом возрасте.




Знакомство с Огаревым произошло замысловатым образом.
Как-то Александр Герцен гулял с отцом в Лужниках, с другой стороны реки от Воробьевых гор, и стал свидетелем спасения тонущего человека. Им оказался немец по фамилии Зонненберг, который, как оказалось, был учителем у дальнего родственника отца. Этим учеником и был Николай Огарев. В то время ему было 12 лет (Герцену - 13). Общность взглядов способствовала их сближению. "С 1927 года мы не расставались. - писал Герцен - В каждом воспоминании того времени везде он с своими отроческими чертами. с своей любовью ко мне". Получилось так, что Воробьевы горы стали излюбленным местом для их прогулок. Там же они дали свою знаменитую клятву - до конца дней бороться с самодержавием и крепостничеством.  На картине Айвазовского - вид на Москву с Воробьевых гор.


На выбор Герцена при поступлении в Московский университет большое влияние оказал его двоюродный брат, незаконнорожденый, а потом привенченный сын Александра Алексеевича Яковлева, химик, о котором было сказано выше.  По словам Герцена "стал он меня уговаривать, чтоб я бросил пустые занятия литературой. а принялся бы за естественные науки". Герцен сначала хотел медицинский факультет, но потом пошел на физико-математический. В университете Герцен совместно с Грибоедовым организовали вольнодумческие кружки и вели иную недозволенную деятельность, что впоследствии послужило причиной их ареста и высалки.Так выглядел университет, перестроенный после войны Жилярди. Вид с берега Неглинной ( акварель Казакова).


Здесь надо сделать одно отступление.Когда И.А.Яковлев с 18-летней женой и маленьким Сашей (в семье его звали Шуша) вернулся после войны в Москву, он снял дом на Тверском бульваре на пару со своим братом - Львом Алексеевичем, к тому времени покинувшем дипломатическую службу и вернувшемся на родину. Так они прожили до 1822 г., когда разделили на 3 части (с участием Александра Алексеевича) все унаследованное крепостное хозяйство, до этого управлявшееся совместно. После этого Александр Алексеевич уехал в Петербург, где умер через 3 года, а Лев Алексеевич переехал на Арбат. Туда же в 1923 г. перебирается и Иван Алексеевич с семьей, сначала на Большой Власьевский, а потом на Сивцев Вражек. Там он купил дом у вдовы Ф.В. Ростопчина, бывшего главнокомандующего Москвы, прославившегося в 1812 г. Сейчас это дом №27 (на фото восстановленная бетонная копия). Именно в этом доме Герцен прожил до июля 1834 г, когда был арестован по делу о "пении пасквильных песен".  Так начался период ссылки, которая, правда была совсем не декабристской. Он служил на разных чиновничьих должностях в нескольких губернских городах.

5.Пора перейти к следующей части экспозиции. В небольшой комнате собраны материалы, относящиеся к семейной жизни Герцена.



Со своей будущей женой, Натальей Александровной Захарьиной, Герцен познакомился еще в детстве. Наташа была незаконноржденной дочерью А.А.Яковлева (интересно, что ни у одного из братьев Яковлевых не было законных детей). Она родилась в 1817 г. и после смерти отца воспитывалась в доме сестры Яковлевых, вдовой княгини Марии Алексеевне Хованской.  Знакома с кузеном была с 3-х летнего возраста. Когда Герцена арестовали в 1834 г., он  сидел в  в Крутицких жандармских казармах. И вот именно в тесной келье бывшего монастырского здания и начался его роман в письмах с Наташей Захарьиной. Он сообщал о себе, наставлял кузину по части любовных отношений с мужчинами, поучал на правах брата. Там, в келье они и свиделись перед самым отъездом в ссылку. Дата 9 апреля 1835 года навсегда врезалась в их память. На прощанье Наташа крепко пожала ему руку и попросила: - Александр, не забывайте же сестру.В ссылке в Перми и Вятке переписка продолжилась. Если расстались Александр и Наталья  как брат и сестра, то  3 марта 1838 года Герцен украдкой появляется в Москве уже  женихом. Примечательно, что он влюбился почти заочно по переписке, и так достиг взаимности, сделал предложение, получил согласие, подготовил почву для побега и самовольной свадьбы, всё - практически без свиданий. В января 1838 года началась подготовка к похищению невесты (все родстенники были против).  8 мая Герцен увез свою Наташу в одном домашнем платье, в турецкой шали, наброшенной на худенькие плечи, и в мужской соломенной шляпе, низко надвинутой на брови (почти повторилась история с его отцом и матерью). Во Владимире они обвенчались.


Летом 1839 года родился первенец - тоже Александр. Герцен успешно служил, состоялось примирение с отцом, часто навещали московские друзья, и денег было вволю, маячило окончание ссылки и снятие полицейского надзора. Огарев тоже женился на Марье Львовне Рославлевой, племяннице пензенского губернатора Панчулидзева.Потом Герцена перевели в Новгород и в мае 1842 года он получил разрешение уйти в отставку в чине надворного советника. За год до этого Наталья Александровна родила дочь Ольгу. После увольнения Герцену разрешили жить в Москве, под надзором полиции и без права въезда в Петербург. Семейная жизнь складывалась не очень. Следующие два сына не прожили и нескольких дней. Герцен в своем дневнике откровенно и подробно описал нравственные страдания и свои, и Наташины. Супружеская жизнь превратилась в сплошной кошмар. Супругов примирила и сблизила очередная, пятая беременность Натальи Александровны и рождение нового сына Коли, увы, глухонемого. В 1844 году жена Герцена забеременела в шестой раз и родила дочь Тату. На следующий год - новая беременность и роды Елизаветы, к сожалению, скончавшейся через одиннадцать месяцев. На картине - Герцен с первенцем Александром.


После возвращения из ссылки семья поселилась в доме, который находился рядом с отцовским, на Сивцевом Вражке, 27. И.А.Яковлев его купил  в 1839 году у генерала Сергея Алексеевича Тучкова специально для своего сына Александра Герцена. В этом доме, названном «Тучковским», писатель жил с семьей с сентября 1843 г. почти до отъезда за границу в январе 1847 года. В разное время владельцами этого дома были: актриса Императорских московских театров Аграфена Тимофеевна Сабурова (в 1826 - начале 1830-х гг.); генерал и стихотворец Сергей Алексеевич Тучков (в 1835 - 1839 гг.); Егор Иванович Герцен, сводный брат писателя (в 1849 - 1863); последняя владелица Т. А. Лопухина (в 1870 −1912 гг.). После революции здесь, как водится, сделали коммуналки. В октябре 1968 года Исполкомом Моссовета было принято решение об организации Музея А. И. Герцена на правах филиала Государственного Литературного музея, который и открылся в 1976 году.


Переезд за границу в 1947 г. не улучшил отношений супругов, и даже наоборот.Герцен вез с собой помимо прочего рекомендательное письмо к немецкому поэту Георгу Гервегу,  с которым быстро сдружился. Потом началась дружба втроем (с участием Натальи Александровны), которая стала приобретать странные черты брачного союза. Наконец
Герцен прозрел, но ложно понимаемое чувство дружбы порядочности и уважения к  чужому  чувству сковывало его, не позволяло объясниться прямо и жестко. В конце концов случился шумный скандал и разрыв с  Гервигом. Однако тот еще долго не мог отлепиться от семьи Герцена, высасывая деньги. В семье Герценов опять поселился кошмар, и прошло немало времени, пока в июле 1851 года в Турине не наступило очередное примирение супругов.И снова посыпались удары безжалостной судьбы. 16 ноября 1851 года затонул пароход, на котором плыли в Ниццу мать Герцена и его глухонемой сын Коля. Трупов их так и не нашли. В экспозиции представлена маленькая детская перчаточка и записка   Н.А. Герцен: «Перчаточка, которую снял Коля в последние минуты 1851-го ноября 16 в ночь». Катастрофа доконала Наталью Александровну. Её мучили кошмарные видения. 30 апреля 1852 г. у Натали Александровны родился последний сын, недоношенный, но живой, которого назвали Владимиром. Через 2 дня она умерла, завещав заботу о своих детях Н. А. Огаревой-Тучковой, наметив тем самым чертеж еще одного любовного треугольника. Похоронили её в Ницце, где позднее упокоилось и тело ее великого мужа. На фото Герцен с сыном Александром, дочерьми Ольгой и Натальей.

6.По ходу экскурсии далее попадаешь в зал, посвященной идеологической и политической полемике в России середины 19 века. В русле полемики «западников» и «славянофилов» Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) занимает особое место. Он не только принадлежал к партии «западников», но и в определенном смысле возглавлял ее.
Суть полемики между двумя этими группами заключалась в  разнице понимания исторического процесса и места в нем России. «Славянофилы»  исходили из того, что Европа, отжившая свой век, загнивает, а у России исключительно свой исторический путь развития.  «Западники» же утверждали, что принцип исторического развития имеет всеобщее значение для человечества, но в силу ряда обстоятельств наиболее адекватно и полно он получил выражение в Западной Европе.


7.Следующие два зала - типологические, воссоздающие интерьеры того времени (правда, портреты подлинные). Первый из них кабинет.


8.Другой зал - условная "гостинная".


9.Отдельный зал посвящен литературному творчеству Герцена. Представлены в основном книги Искандера (псевдоним Герцена). В доме, где сейчас музей, были написаны "Сорока-воровка", "Кто виноват?", "Доктор Крупов" и другие произведения. Портреты писателей литературных деятелей.


10.Тема следующего зала - политическое преследование Герцена и его отъезд. Здесь соседствует галерея гонителей во главе с Бенкендорфом и гонимых во главе с Герценом. "Николаевский режим" давно тяготил писателя, но укрыться было негде. В 1846 году умер его отец, оставивший в наследство Герцену полмиллиона рублей деньгами и немалую недвижимость. Почти столько же досталось его матери,  следовательно, опять ему же. Получив соответствующее разрешение (поводом послужила болезнь жены) начале 1847 года Герцен с матерью, женой и детьми выехал за границу, в Германию и Италию.


11.Уезжая в 1847 году с семьей за границу, Герцен и не предполагал, что превратится в политического изгнанника. Делом его жизни стало основание за рубежом Вольной русской типографии. Этому периоду (1847-1870) посвящена экспозиция последнего зала музея, расположенного в современной пристройке. В помещении воссоздана атмосфера европейского города 1840 - конца 1860-х годов, времени бурных потрясений, быстро меняющихся событий, очевидцем и участником которых был писатель. Почувствовать живое дыхание прошлого, ощутить неразрывную связь былого и настоящего помогают редкие экземпляры изданий Вольной русской типографии - «Полярной звезды», «Колокола», «Голосов из России», портреты современников Герцена, людей, близких ему по жизни в Европе, виды городов Западной Европы, в которых жил Герцен - Парижа, Рима, Лондона, Женевы и других, мемориальные предметы. В зале воссоздан фрагмент интерьера книготорговой лавки в Лондоне издателя Герцена Николая Трюбнера, с многочисленными изданиями Герцена того времени, мебелью и предметами быта. Внутри интерьера - прижизненный бюст Герцена работы А. Грасса, созданный в 1858-1859 годах по заказу Трюбнера.


График работы музея: Вт, Ср, Пт, Сб, Вс - с 11 до 18 (касса до 17:30) Чт - с 14 до 20 (касса до 19:30) Пн - выходной день Последний день месяца - санитарный день. Парковаться реально только в выходные.
Лучше добираться от станций метро Смоленская и Арбатская: пешком по Старому Арбату до Театра Вахтангова. По Калошину переулку - до Сивцева Вражка. От станции метро Кропоткинская - по Гоголевскому бульвару до Сивцева Вражка, налево.

музеи москвы

Previous post Next post
Up