Простое согласование Шестоднева и научной космогонии

Nov 09, 2013 00:22

Всё действительно очень просто. По Канту время (как и пространство) - это форма существования человеческого мышления. Как сформулировано в Википедии, "В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени". В данном случае можно сказать, что время в науке - это понятие, которые мы вводим, чтобы упорядочить накопленные эмпирические данные о нынешней Вселенной или многообразии живых организмов.

Например, есть филогенетическое дерево - это факт (кстати, не одно: выделяя разные признаки или применяя разные алгоритмы, мы получаем разные деревья). И мы представляем его как процесс, развёртывающийся во времени. Т.е. это форма нашего мышления. Как писал тот же Кант, арифметический счёт уже предполагает время как форму мышления, упорядочения  ("арифметика" - от слова "рифма", "ритм"). Так же и теория Большого взрыва: есть некие факты, мы их упорядочили в виде такой теории, куда входит формальный параметр "время".

Так же и в Шестодневе: время, последовательность изложения - это способ представления творения для человека (потому что по-другому человек мыслить и не может). Нет, конечно, в данном случае время означает и что-то ещё: литургическое, сакральное время. Ведь сегодняшие наши дни недели символизируют дни творения и связаны с суточным и седмичным кругами богослужения (литургии). Но привязывать его к естественнонаучному времени, которое введено для совсем других целей, для упорядочения других фактов, совершенно не следует.

Поэтому нет ни проблемы сроков творения, ни проблема последовательности. В Шестодневе одна последовательность (самое важное - хищничество в животном мире появляется только после грехопадения человека), в науке - другая, потому что само понятие времени как формы мышления, формы упорядочения фактов введено для упорядочения других фактов.

А уже после этого можно рассказывать подробнее про различия языка мифа от языка формальных моделей. С одной стороны - миф, язык символов, т.е. сгустков смыслов, с другой - язык формальных моделей, цель которых - передача не смыслов, а внешних, формальных закономерностей.

P.S. А если вспомнить, что и пространство - тоже лишь форма мышления, то снимается проблема местонахождения Эдема. Пространство в естественных науках было введено тоже с другой целью, для пространственного упорядочения определённых эмпирических фактов, и вписывать Эдем в декартову систему координат или же в какое-нибудь космологическое пространство Фридмана тоже не следует.

Время и пространство - формы нашего мышления, а наше мышление после грехопадения изменилось - в этом-то всё и дело... Наверное, в Шестодневе и в литургических богослужебных кругах мы видим отблески истинного времени, а в пространстве храма - отблески истинного пространства.

православие и наука

Previous post Next post
Up