Прежде чем перейти к пристальному изучению особенностей освоения бюджетных средств казенным учреждением «Управление городского хозяйства», попробую в нескольких словах рассказать о бюджетном процессе. Об источниках наполнения бюджета в данном материале говорить не будем, нас больше интересует расходная его часть.
Согласно законодательству, Дума НГО координирует работу депутатских комиссий по рассмотрению проекта бюджета города, рассматривает и утверждает бюджет городского округа и отчет о его исполнении и осуществляет еще ряд мероприятий в соответствии с бюджетными полномочиями, установленными законодателем. Мы и в самом деле заслушиваем, рассматриваем и утверждаем… то, что нам представляет на рассмотрение и утверждение Администрация НГО.
Необходимо познакомить читателя еще с одним участником бюджетного процесса - так называемыми ГРБС или же Главными распорядителями бюджетных средств.
ГРБС, согласно Положению о бюджетном процессе, это орган Администрации городского округа, а также наиболее значимое учреждение образования, культуры, имеющие право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными организациями и иными получателями бюджетных средств. Заметим, что определение имеет более широкое толкование, но нам для понимания достаточно и приведенной формулировки.
Бюджет Новоуральского городского округа - это по сути суммарный бюджет нескольких ГРБС, к которым относятся Управление образования (с бюджетом более двух миллиардов ста миллионов рублей), Комитет ЖКХ и ЖП (с бюджетом более миллиарда рублей), Комитет по делам молодежи, семьи и спорта (с бюджетом более пятисот семидесяти миллионов рублей), Отдел Культуры Администрации НГО (с бюджетом более четырехсот миллионов рублей), сама Администрация НГО (с бюджетом более двухсот миллионов рублей).
И еще четыре небольших ГРБС, куда входит КУМИ (35 миллионов рублей), Финуправление (почти 19 миллионов рублей), Дума НГО (немногим более 13 миллионов рублей) и Контрольно-счетная комиссия НГО (около 3 миллионов рублей).
То есть на рассмотрение в Думу попадают практически полностью сформированные бюджеты, в которых весьма непросто разобраться, поскольку сами по себе они тоже - объединенные бюджеты нескольких подведомственных организаций.
Поэтому в такие «крупнотоннажные» бюджеты депутаты почти не лезут, зато с охотой обсуждают вещи понятные и простые - установка вазонов и урн, конструкции скамеек, асфальтирование тротуаров, принятие небольших налоговых льгот по местным налогам, изменение ставок налога на имущество физических лиц и прочие необременительные, но безусловно важные для наших жителей вопросы. Это конечно, несколько упрощенная картинка, но в целом, верная.
К слову, эту особенность подметил еще более полувека назад замечательный английский памфлетист Сирил Норткот Паркинсон. Он писал, что на обсуждение выделения 10 миллионов фунтов на строительство нового реактора члены финансового комитета потратят лишь пару минут. Зато дискуссия по поводу возведения сарая для велосипедов ценой 350 фунтов затянется надолго, поскольку все прекрасно понимают, что такое сарай, все видели велосипед, а также могут легко представить себе сумму в 350 фунтов. А уж ежели при обсуждении удастся еще и сэкономить фунтов пятьдесят, то члены комитета почувствуют себя вообще весьма компетентными и безусловно нужными для общества людьми.
Некоторым троллингом со стороны руководителей ГРБС я считаю периодическое обращение к депутатам о выделении энной суммы на приобретение, например, автомобиля для того или иного предприятия, за счет резервных статей бюджета, аргументируя это тем, что ни копейки нет свободной, бюджет вроде огромный, но все расписано вплоть до рубля. Депутаты оживляются, обговаривают нюансы и одобряют просьбу или же отказывают в ней.
Парадокс бюджетного процесса заключается в том, что невзирая на стабильное практически ежегодное увеличение бюджета денег всё равно не хватает.
Для справки, лет пятнадцать назад бюджет города был немногим более двух миллиардов рублей. Лет десять назад такой мощный потребитель бюджетных средств как МСЧ-31 перешел под административное и финансовое управление ФМБА. Сегодня бюджет МСЧ-31 составляет около миллиарда семисот миллионов федеральных рублей. Давайте прибавим 4,4 миллиарда бюджета НГО нынешнего года, и получится, что суммарный бюджет города (вместе с МСЧ-31) превысил бы 6,1 миллиарда рублей. То есть в реальности бюджет города вырос за минувшие годы почти в три раза! Рост напомню, был постепенный, но стабильный и ежегодный.
Стали ли мы лучше жить за эти годы? Увеличилась ли зарплата у бюджетников в три раза? Выросла ли протяженность новоуральских дорог в три раза? Все ли внутриквартальные дороги расширены и отремонтированы? Сколько создано новых предприятий и рабочих мест? Ответить на эти и подобные риторические вопросы каждый новоуралец сможет самостоятельно. Мы же попробуем отыскать уплывающие из бюджета финансовые ручейки.
Объектом нашего расследования станет муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства», которое структурно входит в ГРБС Комитет по ЖКХ и ЖП.
В принципе можно было бы запросить бюджет этого предприятия, но из-за определенных бюрократических проволочек процесс получения информации затянется, так что заглянем в открытые источники.
Напомню читателям, что от руководителя данного учреждения депутаты так и не получили разъяснения о том, кто же все-таки копает могилы на кладбище. Зато послушали его рассуждения о том, что казенное учреждение по своему статусу не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, именно поэтому было принято решение о передаче всех кладбищ НГО под непосредственное управление МКУ УГХ.
На портале «rusprofile» можно найти подробнейшую информацию абсолютно обо всех российских предприятиях, в том числе и о МКУ «УГХ» НГО. Выходим на страничку УГХ, смотрим вкладку «участие предприятия в государственных закупках», и перед нами открывается информация обо всех когда-либо заключенных УГХ госконтрактах со всеми поставщиками и подрядчиками. (https://www.rusprofile.ru/id/3414841 )
Поскольку нас интересует функционирование кладбищ НГО, то вычленим подписанные УГХ муниципальные контракты, связанные с этой сферой деятельности. Погружаться вглубь я не стал, решил проработать 2017 и 2018 годы. И вот какая интересная открылась картинка.
Большинство муниципальных контрактов по кладбищенской тематике заключены с ООО «Благоустройство-Н». Переходим на страничку этого общества ( https://www.rusprofile.ru/id/10664760 ) и видим, что предприятие было создано в октябре 2016 года. Уставный фонд предприятия стандартный - 10 тысяч рублей, учредитель единственный - Акиничева Марина Викторовна. Интересно, что уже через пару месяцев после регистрации, то есть в декабре 2016 года заключается очень вкусный муниципальный контракт (28МК-17).
К слову, абсолютное большинство контрактов (за редким исключением) МКУ УГХ заключает с единственным поставщиком. Дескать, электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку кроме одного участника никто не заявился. Вот и приходится заключать контракт с единственным поставщиком, в нашем случае - с ООО «Благоустройство-Н».
Рассмотрим вкратце контракт 28МК-17, заключенный 27 декабря 2016 года. В карточке контракта на сайте госзакупок обозначено, что предметом закупки являются «услуги по содержанию кладбищ». Цена контракта - 1 259 331,70 рублей из бюджета Новоуральского городского округа. К контракту прилагается техзадание, расчет затрат на оказание услуг по содержанию кладбищ, акты выполненных работ. Контракт выполнен полностью, расчет произведен.
Чтобы читатель получил представление о расчете цены данного контракта я приведу принт-скрин приложения 2. То есть, независимо от тяжести выполняемых работ, независимо от табеля рабочего времени, независимо от количества рабочих дней в месяце оплата контракта составляет 104 944,30 рублей ежемесячно. За эту сумму согласно контракту, двое работников должны чистить, убирать, подстригать, подметать и совершать прочие действия, прописанные в тех задании, получая за это неплохую для подсобных рабочих зарплату в пятьдесят с лишним тысяч рублей.
Удивительно, не правда ли, что на столь лакомый контракт не нашлось соискателей, кроме новоиспеченной фирмочки «Благоустройство-Н». Но еще удивительнее то, что следов их деятельности на кладбище так и не удалось обнаружить.
К слову, «Благоустройство-Н» должно было заплатить с полученных сумм отчисления в фонд соцстраха, в пенсионный фонд, с каждой зарплаты необходимо было произвести налоговые вычеты… Производились ли такие отчисления? Ответ на этот вопрос я надеюсь получить от правоохранительных органов.
Идем дальше. В этот же декабрьский предновогодний день МКУ УГХ заключает еще один контракт №27МК-17 с ООО «Благоустройство-Н». Предмет закупок - оказание услуг по обеспечению контрольно-пропускного режима и контроля за территорией объекта (кладбища). Срок оказания услуг с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года. Цена контракта - 795 005,00 рублей.
И вновь (вы не поверите) ни одно из частных охранных предприятий (ЧОПов) Новоуральска, имеющих лицензии на право ведения охранной деятельности, на право ношения и применения средств спецзащиты, имеющих штат опытных натренированных сотрудников, не заявляется на участие в этом аукционе.
И вновь вовремя подсуетилось только одно предприятие, зарегистрированное всего-то пару месяцев назад, наше ООО «Благоустройство-Н».
И вновь представители администрации ну просто вынуждены заключать контракт с единственным поставщиком. А куда деваться, кладбище же охранять надо, это ж почти как государственная граница…
И вновь я даю подсказку правоохранительным органам - проверить, проводились ли отчисления ООО «Благоустройство-Н» в пенсионный фонд, в фонд соцстраха, проводились ли налоговые вычеты с конкретных исполнителей? Тем более что по контракту выплачена вся сумма целиком - 795 005,00 рублей.
За два года существования предприятие «Благоустройство-Н» заключило с МКУ УГХ девять муниципальных контрактов на общую сумму 5 696 910,27 (пять миллионов шестьсот девяносто шесть тысяч девятьсот десять) рублей. Девять контрактов! Источник финансирования всех контрактов - бюджет НГО. Некоторые контракты выполнялись полностью, другие - частично, и по истечении какого-то срока расторгались по соглашению сторон. Но! Все эти контракты Сергей Валерьевич Ефимов заключал с указанной фирмой, как с единственным поставщиком!
Вы удивитесь, но не имеющее в штате за исключением директора ни одного сотрудника (до начала февраля 2018 года) это предприятие регулярно выигрывало муниципальные контракты еще и на проведение работ по содержанию, ремонту, обслуживанию детских игровых площадок, игровых комплексов и спортивных площадок «Воркаут».
И точно также регулярно отчитывалось перед МКУ «УГХ» за проведенные работы и получало причитающееся в соответствии с контрактом вознаграждение. И вновь обращаю внимание правоохранительных органов на то, что с полученных предприятием сумм необходимо было произвести отчисления в соцстрах, пенсионный фонд, а также и налоговые отчисления с зарплаты.
Вспоминаю, как весной 2018 года депутаты проводили рейд по городским игровым комплексам и площадкам «Воркаут» и искренне удивлялись, кто же, кто же у нас в городе отвечает за сохранность, комплектность, безопасность тренажеров, надежность крепежа конструкций и чистоту на спортплощадках?
Кстати, согласно полученной информации предприятие «Благоустройство-Н» базировалось на кладбище в том самом вагончике-бытовке, что расположено аккурат напротив административного здания. А разрешение на размещение вагончика-бытовки дало МУП «Ритуал». Интересно, чья подпись стоит под разрешением на размещение бытовки на кладбище? Может статься, что и самого Сергея Валерьевича, который несколько лет назад был заместителем директора МУП «Ритуал» Валерия Безбородова.
Помимо перечисленных муниципальных контрактов ООО «Благоустройство-Н» заключило ряд договоров с ООО «РУКОР» на аренду легковых автомобилей, а также спецтехники в том числе и для механизированной копки могил. То есть именно это предприятие и занималось копкой могил на подведомственном УГХ кладбище. Странно, что Сергей Валерьевич ничего об этом не знал.
Но еще более загадочным является то, что в настоящий момент столь успешное предприятие ООО «Благоустройство-Н» находится в процессе ликвидации. Впору задаться вопросом, а не является ли данное ООО фирмой-однодневкой, намеренно созданной для того, чтобы перенаправить бюджетный финансовый ручеек в иное русло, а по выполнении поставленной задачи - самоликвидироваться?
В связи с этим, возникает еще один вопрос, а существует ли в Администрации НГО структура, которая проверяет заключенные муниципальные контракты, которая проверяет контрагентов, например, на коррупционную составляющую? Или же безоговорочно доверяют руководителям учреждений?
Мы помним, что УГХ структурно входит в ГРБС Комитет по ЖКХ и ЖП. Как же формируется бюджет ГРБС? Судя по заключенным контрактам, он формируется следующим образом. Приносит руководитель предприятия проект бюджета своего подразделения, на словах обосновывает необходимость выделения означенной суммы, и безо всякого пристального изучения представленного проекта вышестоящие руководители соглашаются с предложенными цифрами. Тем более, что бюджеты ГРБС как правило подписываются в столице. А кто в Москве будет разбираться с поддержанием порядка на муниципальных кладбищах или их охраной? Правильно, никто. Проверят, чтобы доходная часть совпала с расходной и утвердят.
А как же экспертиза проекта бюджета, горфинуправление? Похоже, никак. Помните, как глава города Александр Борисович Баранов восклицал по поводу завышенных объемов финансирования строительства колумбарной стенки и запредельных штрафных санкций (которые в конечном итоге свелись к потере почти девяти миллионов рублей из бюджета города), дескать, мы ничего не знали. Вполне возможно, что тогда и не знали о злополучном договоре (в перечне муниципальных контрактов я его не нашел).
Но здесь-то, почему затишье? Ведь все контракты лежат в открытом доступе, бери и анализируй. Опыт у бывшего начальника горфинуправления - огромный. Достаточно повести бровью, и сотрудники просканируют каждую сомнительную сделку!
Кстати, это не единственные муниципальные контракты, что привлекли мое внимание, и заказчиком коих выступило МКУ «УГХ». Другие оказались еще интереснее. Вот о них мы и поговорим в следующем номере «НГГ». Продолжение следует.