Материал был опубликован в "Нашей городской газете" № 39 от 26 сентября 2018 года
Полтора года назад в двух номерах «НГГ» был опубликован материал «Memento mori», в котором я попытался рассказать о скрытой подоплеке создания ООО «Новоуральский похоронный дом» и попытке общественников и депутатов противостоять лоббированию высшими чиновниками администрации НГО интересов иногороднего предпринимателя.
Со статьями можно ознакомиться в «НГГ» (№8 от 22 февраля 2017 года и №11 от 15 марта 2017 года) и на сайте нашей газеты.
Тогда же было высказано предположение о том, что мероприятия по созданию вышеуказанного ООО обладают всеми признаками рейдерского захвата. Сегодня, после недавно проведенной контрольно-счетной комиссией НГО проверки муниципального предприятия «Ритуал», можно с уверенностью сказать, что наши предположения подтвердились.
Напомню читателям краткую хронологию.
К моменту прихода осенью 2012 года на пост главы НГО Владимира Машкова городом уже вовсю руководил глава администрации отставной полковник полиции, занимавшийся прежде борьбой с экономическими преступлениями, Валерий Попов.
Должность главы НГО при прежней двуглавой схеме была, по сути, номинальная. Его деятельность в основном сводилась к участию в презентациях, выступлению в коллективах, вручению грамот, перерезанию ленточек и раздаче интервью. Он изредка исполнял песню под гитару, а также представлял город на различных форумах и охотно ездил по линии Росатома в зарубежные командировки. Хозяйством занимался глава администрации. Он же и подбирал себе команду.
На пост своего первого зама Валерий Попов назначил бывшего молодежного лидера градообразующего предприятия Дмитрия Черепанова. Который в свою очередь на должность руководителя МУП «Ритуал» пригласил своего коллегу по молодежному движению Валерия Безбородова.
В это же время на чиновничьем небосклоне зажигается новая звезда - Сергей Ефимов. Фамилия Ефимов в городе стала широко известна где-то с конца девяностых - начала нулевых годов. Тогда вышедший в отставку бывший командир строительной части полковник Валерий Ефимов плотно занялся предпринимательской и общественно-политической деятельностью. Побыв несколько созывов депутатом Думы НГО, он начинает работать в администрации НГО. Последняя занимаемая им должность - замглавы по соцвопросам. Однако неожиданно для многих он с этого поста уходит. Зато на административном горизонте появляется его сын - Сергей Ефимов, которого назначают пока на скромную должность - заместителем руководителя МУП «Ритуал», то есть замом Безбородова.
Заметим, что утверждения оппонентов существующей власти о том, что, дескать, должности передаются по наследству, являются вымыслом и наветом. В данном примере папа был заместителем главы НГО, а его сын получил другую должность - тоже заместитель, но директора муниципального предприятия. Правда, успешного и процветающего предприятия.
Да, уважаемые читатели, на фоне остальных городских предприятий МУП «Ритуал» был на самом деле успешным и прибыльным. Дело в том, что в соответствии с Уставом предприятия одним из видов его деятельности было оказание услуг по погребению усопших и связанных с этим печальным действом комплексом мероприятий. Люди, как известно, уходят из жизни. А значит, и заботы, связанные с этим видом деятельности, будут востребованы всегда. К слову, это не единственный прибыльный вид деятельности предприятия. Содержание свалки твердых бытовых отходов - еще одно финансово устойчивое направление деятельности предприятия. Между тем столь лакомый кусочек по чьему-то упущению до сих пор оставался в руках муниципалитета. Ситуацию надо было исправлять.
Ритуал прощания с усопшим в разные годы был разным. Во времена моего детства почти всегда хоронили из дома. После прощания в квартире гроб с телом покойного выносили во двор, подходили соседи, коллеги покойного и просто любопытствующие. Во время прощания во дворе играл духовой оркестр. Заслышав траурные звуки, со всех окрестностей сбегались дети.
Затем гроб водружался на катафалк, которым часто служил кузов грузовика с открытыми бортами, иногда кузов покрывался коврами, в изголовье ставили памятник, по обеим сторонам от памятника становился своего рода почетный караул, чаще всего - коллеги покойного с траурной красно-черной повязкой на рукаве.
После прощания процессия медленно двигалась по городу на кладбище. Оркестранты шли за машиной и периодически играли траурную музыку. Провожающие тоже шли пешком, несли венки, подушечки с государственными наградами, цветы. Город был маленький, и практически все знали, кто умер и когда состоятся похороны. А те, кто не был в курсе, узнавали по ходу процессии - звуки духового оркестра разносились далеко. Пешком шли только до проходной, дальше на кладбище двигались в автобусах.
Со временем менялись и люди, и темп жизни. Менялось и отношение к обряду похорон. Был выстроен новый морг с небольшим ритуальным залом, и теперь все чаще прощание проходило на территории больничного городка. Постепенно в прошлое ушли и духовые оркестры, и открытые катафалки, почетный караул по обеим сторонам от гроба. Последние лет тридцать хоронят только из морга, если, конечно, умерший - не ВИП-персона. Да и сами похороны превратились в некое подобие конвейера: полчаса - и следующие усопшие ждут своей очереди.
Единственное, что осталось неизменным - это финансовые расходы и траты, которые ложились на близких. Но если раньше значительную часть расходов брало на себя предприятие, где трудился покойный или откуда он ушел на пенсию (рытье могилы, подвозка мраморной крошки для засыпки, организация обеда и даже небольшая финансовая помощь), то с изменением общественно-политического строя ушли в прошлое и организаторы похорон из хозслужбы подразделений предприятий. Теперь этим занялись профессионалы.
Когда к власти в городе пришли отставные полковники и назначенные ими молодые реформаторы, рынок ритуальных услуг был давно поделен, и каждый из игроков занимал свою нишу. На этом рынке наряду с частными предприятиями (такими, как «Звезда скорби» предпринимателя Г.В. Ковалева) вполне успешно работало и муниципальное предприятие (МУП «Ритуал»).
Однако ж муниципальное - это значит общественное. Это получается, что и прибыль идет не в собственный карман - в общий, то бишь в бюджет? Разве ж это справедливо? На что же тогда строить коттеджи, покупать катера и яхты? И была разработана следующая схема.
Вспомнили о том, что городу необходимо строительство нового ритуального зала. Об этом неоднократно говорили и медики, и общественники. Их позиция была понятной и объяснимой: человек всей своей жизнью заслужил, чтобы в последний путь его провожали достойно, с полным соблюдением традиционных обрядовых ритуалов.
Одному из самых активных общественников было предложено изучить вопрос о состоянии ритуальных услуг в городе. После проработки вопроса Общественная палата НГО предложила перенести ритуальный зал на место бывшей прачечной медсанчасти, где сейчас расположена автостоянка.
Плюсы предложенного общественниками места были очевидны. Автостоянка расположена чуть ниже морга, значит, по городу усопших возить не придется. Поблизости - всего лишь один жилой дом, так что печальное соседство не затронет интересы многих жителей города. Напротив места расположения будущего ритуального зала можно было возвести небольшую часовенку. Был еще один важный момент: отвечающий современным требованиям ритуальный зал с автостоянкой был готов за собственный счет построить предприниматель Геннадий Ковалев («Звезда скорби»). Однако администрацию идея ветеранов и предложение предпринимателя почему-то не вдохновили.
Параллельно была предпринята информационная атака - депутатам прежнего созыва сообщили, что имеющихся на новом кладбище площадей хватит всего лишь на два-три года. Между тем это была ложь, и ложь - чудовищная. Проектная документация на расширение нового кладбища на 25 гектаров предусматривает использование выделенных земель на 25 лет. А если учесть, что сегодня порядка тридцати процентов родственников предпочитают кремировать своих близких, то к этой цифре можно смело добавить еще семь-восемь лет. Однако эта информация тщательно скрывалась и до сведения депутатов и широкой общественности не доводилась.
Зато часто и подробно говорилось об убыточности муниципального предприятия МУП «Ритуал», о необходимости создания муниципально-частного партнерства и трудных поисках инвестора. Кроме этого, администрация охотно рассказывала о том, что новое кладбище планируется разместить в районе Мурзинки. А коли так, то место создания нового ритуального зала логичнее было бы организовать где-нибудь поблизости. Ну, вот хотя бы пустующее здание бывшего помывочного пункта (в обиходе - новой бани) по адресу: ул.Фурманова, 32а.
У руля города оказались люди пришлые, не понимавшие и не любившие Новоуральск и оттого не знавшие о замыслах отцов-основателей, согласно которым вся территория вдоль улицы Фурманова, от Льва Толстого до объездной, планировалась как огромный парк отдыха с беговыми и велосипедными дорожками, зонами отдыха, терренкурами и уголками здоровья. Начало было положено с возведением КСК, парка аттракционов и лыжной базы. Оздоровительная баня идеально вписывалась в идеологию развития общегородского парка отдыха.
Будет ли уместно с точки зрения перспективы развития района размещение ритуального зала? Нет. И еще раз - нет. Потому что в противном случае эта территория превратится в навсегда заброшенную зону. Ни парка развлечений, ни пробежек, ни прогулок.
Надо сказать, что активисты из «Нашего Новоуральска» и Общественной палаты были категорически против размещения ритуального зала в таком социально значимом объекте. Было подготовлено Обращение о сохранении бани, которое подписали более ста человек. Свое несогласие на размещение в бане зала для оказания ритуальных услуг ветераны не единожды пытались донести до администрации.
Пока однажды бывший отставной полковник полиции не стукнул кулачком по трибуне и совершенно по-хамски не прокричал, что, дескать, вопрос решен окончательно, сюда заходит инвестор, приносит 30 миллионов, вопрос закрыт. Свою речь глава администрации завершил очередным ударом кулака по трибуне.
В конце марта 2016 года Валерий Попов разрешает МУП «Ритуал» участвовать в создании ООО «Новоуральский похоронный дом» с долей 51% в уставном капитале (см. Постановление администрации НГО №652-а от 31.03.2016г.).
По большому счету, данное постановление - это попытка придания легитимности постфактум, поскольку еще за две недели до этого, то бишь 15 марта, два молодых человека - Безбородов (МУП «Ритуал») и Куйбан (ООО «ТрансЭнергоСтрой») - уже провели собрание, уже учредили Общество и уже определили его местоположение, которое, как вы догадываетесь, располагалось в бывшей бане на ул. Фурманова, 32а. Кстати, уставный капитал на момент создания Общества составил десять тысяч рублей.
Впрочем, уже через два с половиной месяца, а именно 2 июня 2016 года уставный капитал Общества несколько увеличивается. МУП «Ритуал» в качестве своей доли вносит здание материальных кладовых и цветочной мастерской МУП «Ритуал» (то есть фактически общенародную собственность) общей площадью 298,5 кв. метра, стоимость которого была определена в 2 млн 150 тысяч рублей. Куйбан в соответствии с протоколом №2 от 2 июня 2016 года свою долю (два с лишним миллиона рублей) должен был внести деньгами. Однако внес или же нет, а если внес, то когда, неизвестно.
Неделю спустя (10.06.2016 г.) в недрах администрации вновь с опозданием рождается постановление главы о согласии на увеличение уставного капитала Общества и внесении в качестве доли от МУП «Ритуал» части собственности в виде здания материальных кладовых и цветочной мастерской. К слову, и магазин, и мастерская передаются в Общество вместе со всем содержимым, которое оценивается в пять миллионов рублей. И снова в тот момент Куйбан эквивалент стоимости содержимого, то бишь еще пять миллионов, вносить не собирается, уверяя, что у Общества уже образовалась задолженность в указанные пять миллионов и гасить он будет ее постепенно.
Это постановление глава администрации НГО Попов подписывает в свой последний рабочий день и неожиданно для всех слагает с себя полномочия. По некоторым сведениям, отставного полковника полиции разрабатывали давно, и совсем не его коллеги. После чего ему вроде как было предложено: или возбуждение по собранным материалам уголовного дела, или же почетная добровольная отставка. Понятно, что был выбран последний вариант.
Интересно еще и то, что это была не первая громкая отставка. Напомню, что в сентябре 2015 года неожиданно для всех исчез из поля зрения первый заместитель Попова - Дмитрий Черепанов. Как выяснилось в дальнейшем, основания для увольнения высокопоставленного чиновника по собственному желанию были вполне обоснованные. В городе это однозначно воспринималось как долгожданная чистка авгиевых конюшен.
Однако многими городскими предприятиями по-прежнему руководят ставленники Попова. На должность же исполняющего обязанности главы администрации НГО был назначен многолетний начгорфинуправления Александр Баранов. Появляется надежда на исправление ситуации.
В октябре директор МУП «Ритуал» Безбородов обращается к председателю КУМИ НГО Угоденко с просьбой дать согласие на внесение в качестве вклада в уставный капитал ООО «Новоуральский похоронный дом» здания бани, расположенного по адресу: ул.Фурманова, 32а.
В середине ноября 2016 года и.о. главы администрации НГО А.Б. Баранов подписывает постановление №2499-а о согласии на внесение недвижимого имущества (здания бани) в качестве вклада в уставный капитал ООО «Новоуральский похоронный дом».
Несмотря на отставку Валерия Попова, работа по рейдерскому захвату муниципального предприятия шла прежними темпами.
Дмитрий НИКАНОРОВ,
депутат Думы НГО
Читаем по теме:
"Золотой колумбарий - 1"
https://dmytrynikanorov.livejournal.com/58429.html"Золотой колумбарий - 2"
https://dmytrynikanorov.livejournal.com/58657.html"Золотой колумбарий - 3"
https://dmytrynikanorov.livejournal.com/59050.html"Золотой колумбарий - 4"
https://dmytrynikanorov.livejournal.com/59217.html"Золотой колумбарий - 5"
https://dmytrynikanorov.livejournal.com/60716.html"Золотой колумбарий - 6"
https://dmytrynikanorov.livejournal.com/61127.html"Золотой колумбарий - 7"
https://dmytrynikanorov.livejournal.com/61667.html"Золотой колумбарий - 8"
https://dmytrynikanorov.livejournal.com/62540.html