Часть 2. Будущее Новоуральска - жить в противогазе?

Nov 29, 2016 18:40

Опубликовано в "НГГ" №46 от 16 ноября 2016 года



СМЕРШ против радиации

Задача - обеспечение секретности при создании обогатительного производства - считалась одной из важнейших. Время было послевоенное, в космос, понятно, еще не летали, земной шар еще не был запечатлен с мельчайшими подробностями, не говоря уж о гугглах и яндексах, по малейшему требованию выкатывающих подробнейшую карту Новоуральска и прилегающих окрестностей, включая Уральский электрохимический комбинат.


И потому шпионам пожелавшим узнать, а чем же конкретно вызвана активность русских в 60-ти километрах к северу от Свердловска, оставалось одно - съездить на место и взять пробы воды, почвы и воздуха для дальнейшего анализа в каком-нибудь Лэнгли. Напомню, что подобный эпизод нашел отражение в одном из фильмов о Резиденте.

Но и контрразведка наша не дремала. У руля стояли крепкие профессионалы, которые не только раскидывали агентурную сеть еще на дальних подступах для обнаружения излишне любопытного туриста или рыбака, но и требовали в самой жесткой форме от руководства предприятия, чтобы в окружающую среду ни в коем случае не попали бы основные и побочные продукты разделительного производства.

Таким образом мероприятия по обеспечению секретности атомного проекта выполняли еще и задачу охраны окружающей среды. И если вдруг услышите, ах, вчера на комбинате опять был выброс, у меня так болит сегодня голова, можете смеяться во весь голос, ибо это - чушь полная! Никаких выбросов на УЭХК не бывает, а те, что могут вдруг возникнуть в случае нештатной ситуации - будут надежно локализованы в ловушках сухим льдом или жидким азотом.

Так что в этом нашему городу повезло. А не повезло в том, что в соседях у Новоуральска - Верхне-тагильская ГРЭС, Кировградский медеплавильный и Верх-Невинский Вторцветмет, подкидывающие порой весьма неприятные токсические и агрессивные выбросы химпроизводства. Впрочем, роза ветров такова, что по ветра по преимуществу - западные, а значит дуют в основном с перевала, и все нехорошее от города уносят прочь. Именно поэтому у нас так легко дышит, именно поэтому у нас такое высокое небо, именно поэтому у нас такой идеально белый снег...

Но вот нашлись люди, готовые превратить нашу Уральскую Швейцарию, фактически  - идеальное место для жизни, труда и отдыха в территорию с потенциально опасной возможностью заражения всего живого на многие десятки километров.

Знакомьтесь - Сутягинский

После окончания института инженеров железнодорожного транспорта Михаил Сутягинский остался в Омске. Его судьба в перестроечные и постперестроечные годы похожа на судьбу многих активных комсомольцев - Ходорковского, Фридмана, Прохорова и прочих олигархов.

В начале 90-х Сутягинский на базе Омского нефтеперерабатывающего завода учредил товарищество с ограниченной ответственностью "Титан". При тотальном распиле народного хозяйства один захватывал скважины, другой - трубопроводную систему, третьему подфартило с норильским никелем, ну а Сутягинскому досталась химия и нефтехимия. Сегодня группа "Титан" занимается производством синтетического каучука, фенола, метил-трет-бутилового эфира, который применяется в качестве добавки к моторным топливам для повышения октанового числа.

С идеей производства поликристаллического кремния Сутягинский носится уже несколько лет. Вполне возможно, что основанием для этого послужили хорошо известная технология, потенциальные возможности, но, главным фактором была стоимость поликремния, мировая цена на который в 2003-2008 годах взлетела в десять раз и достигла пикового уровня в 450 долларов за килограмм. Впрочем, таких как Сутягинский в мире оказалось довольно много, все ринулись строить химзаводы, и в 2013-м году из-за перепроизводства цена на кремний вновь свалилась с четырехсот до шестнадцати долларов за килограмм.

К слову, к производству поликристаллического кремния приложил было руку и Анатолий Чубайс. Но, как известно, все к чему бы ни прикоснулся гениальный приватизатор, превращается в тлен. Единственное в чем преуспел Чубайс - так это в успешном распиле госбюджета. Так было с электроэнергетикой. Так было и в случае с некогда прорывным и сверхперспективным проектом производства кремния.  Анатолий Борисович за пару лет благополучно освоил 30,6 миллиарда госбюджетных рублей, после чего по обыкновению широко разрекламированный проект закрыл. Вот у кого бы поучиться Сутягинскому! Впрочем, и наш пострел оказался тоже - не промах.

Чехарда с заводами

Бывший комсомольский функционер твердо усвоил, что самые надежные инвестиции - в госбюджет. Точнее - наоборот. Из госбюджета. Отсюда и непомерное желание присосаться каким-нибудь образом к госкормушке. И Сутягинскому многое удавалось. Так, группа компаний Титан еще несколько лет назад пользовалась широкой поддержкой правительства Омской области и участвовала в федеральном проекте "ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры".  Ничего не напоминает? Я имею в виду поддержку Правительства области (тогда - Омской, теперь - Свердловской) и участие в федеральном проекте. Только в Омске был ПАРК, а у нас в Новоуральске - ТОР.

Так вот уже тогда компания заявляла о наличии в собственности завода по промышленному производству металлургического кремния в Казахстане. Как где? Естественно, в Караганде.

Однако, как любит выражаться завсегдатай политических тусовок американский журналист Майкл Бом - "что-то пошло не так". То ли Сутягинский старший был заподозрен в подготовке убийства партнера по бизнесу, то ли, наоборот, у братьев попытались отжать акции кремниевого производства  путем подлога. Что там произошло, доподлинно не известно, однако Сутягинские бизнес в Казахстане аврально свернули, завод был арестован, старший брат, получив 12 лет и выпущенный судьей под подписку, скрылся в неизвестном направлении, а сам Михаил начал компанию по созданию кремниевого производства в Омской области.

Омичам не очень понравилась эта идея.  Еще и потому что на предприятиях группы "Титан" то и дело случались серьезные аварии. Скажем, в 2014 году произошел взрыв на "Омском каучуке" - заводе производящем синтетический каучук. Горожане были напуганы и самим взрывом, и густым черным дымом. В ходе расследования было установлено, что взрыв произошел из-за многочисленных нарушений техники безопасности.

А в 2015 году вновь отличилось одно из предприятий группы "Титан" - горело что-то неприятное и вонючее на заводе полипропилена "Полиом". И хотя руководство "Титана" уверяло, что пахнет исключительно ромашками, горожане не поверили.

После торжественного оглашения планов строительства нового завода, обещаний безудержного притока инвестиций и создания множества рабочих мест омичи почесали в затылке, организовали широкое обсуждение инвестиционной привлекательности производства поликристаллического кремния, послушали специалистов и экологов, ужаснулись, схватились за сердце и сказали Сутягинскому: не-не-не, давай-ка без нас".  Поддержало жителей и омское Минприроды, жестко заявив, что еще одного вредного производства в Омске не будет.

Сутягинский ответил, что Омск упустил возможность заработать, но найдутся другие, и отправился искать лохов. И нашел. На Петербургском международном экономическом форуме. Впрочем, о лохах немного ниже. А пока - давайте посмотрим, что же это за зверь такой - поликристаллический кремний.

Кварц изнутри

Все мы с детства знаем, что такое песок. Знаем, что служит он исходным материалом для производства бетона, кирпичей, стекла и еще множества нужных и полезных вещей. Песок содержит в себе до 95% диоксида кремния. А диоксид кремния - это ничто иное как кварц. Еще одно название - горный хрусталь.

Кремний нашел применение везде - от компьютеров и сотовых телефонов до волоконно-оптических линий связи. Солнечная энергетика тоже базируется на основе кремниевых фотоэлементов. Первое практическое применение солнечных батарей состоялось еще в 1958 году - они были установлены на советский искусственный спутник земли "Спутник-3".

Общим же для всех этих решений является использование сверхчистого кремния. Который в свою очередь подразделяется на кремний "солнечного" качества и кремний "электронного" качества. Уже по названиям понятно, где какой кремний нашел применение.

А вот сырьем для поликристаллического кремния является кремний "металлургического" качества. Еще одно название - технический кремний.

Получение технического кремния

Как мы уже знаем, кремний в земной коре встречается главным образом в виде кислородных соединений - SiO2 (кварц, кварцевый песок). Кремний технической чистоты получают, восстанавливая расплав SiO2 коксом (нефтекоксом, древесным углем) в рудотермических печах при температуре около 1800 градусов Цельсия. В результате получаем технический кремний и окись углерода (или угарный газ). Металлический кремний разливается по формам, охлаждается и застывает. Затем его дробят на мелкие куски гидромолотом. Это и есть готовая продукция.

Вот получением такого кремния и занимался завод в Караганде (Казахстан). Для поддержания температуры в печи потребляется огромное количество электроэнергии. Производство работает круглосуточно. А при первом запуске печи на ее разогрев до рабочей температуры потребовалось более двух недель.   Следующая стадия - получение поликристаллического кремния.

Пресловутый трихлорсилан

В процессе получения поликристаллического кремния используются и образуются так называемые моносиланы, дихлорсиланы и трихлорсиланы. Процесс достаточно сложный, многоступенчатый и очень энергоемкий. Описать его словами - затруднительно. Да, пожалуй, и не нужно. А вот заглянуть в справочник химика желательно.

Моносилан - это соединение кремния и водорода, бесцветный газ с неприятным запахом, самовоспламеняется на воздухе, ядовит.

Дихлорсилан образует бесцветный газ, самовоспламеняется на воздухе.

Трихлорсилан - это кремнийсодержащее неорганическое соединение. Представляет из себя прозрачную жидкость с резким запахом. Производство и обращение с трихлорсиланом требует повышенного внимания и особой осторожности ввиду токсичности трихлорсилана. Попадание на кожу даже нескольких капелек чревато весьма болезненным и плохо заживающим химическим ожогом. Большое же количество способно причинить тяжелые увечья вплоть до отделения мышечной ткани от костей.

Неприятно? Еще бы.

Так вот если моносилан и дихлорсилан - это своего рода побочные продукты, образующиеся в процессе производства, то трихлорсилан нам повезут в железнодорожных цистернах. В случае разгерметизации одной стандартной ж/д цистерны образуется токсичная опасная зона до 500 метров, а взрывоопасная - до 250 метров.

Процитирую информационное агентство "Омскпресс" (статья "Экологическую бомбу хотят заложить в Омске"): "Трихлорсилановая" технология была разработана еще в 50-х годах и несет в себе первоначально заложенную экологическую опасность - прорыв трубы, разгерметизацию, выбросы токсичных веществ в атмосферу и так далее. Дело в том, что все хлорпроизводные кремния и хлористый водород коррозионно агрессивны  по отношению к конструкционным материалам, вызывают местную коррозию, приводящую к быстрому и катастрофическому разрушению оборудования".
И еще одна цитата из того же источника: "Хлорводород, который образуется при сгорании 1 тонны трихлорсилана, способен загрязнить до летальной концентрации более 125 тысяч кубометров атмосферы. Во влажном воздухе хлорводород образует туман соляной кислоты, стелящийся по земле, так как тяжелее воздуха".

Даже такого небольшого обзора вполне достаточно, чтобы понять, что производство поликристаллического кремния - это весьма вредная, чрезвычайно затратная и потенциально опасная для здоровья всех новоуральцев затея.

Во второй части мы продолжим рассказ о том, как и где Сутягинский отыскал лохов, об уровне образования официальных лиц и их ответственности за свои деяния, о том, что такое ТОР и кто больше всего выиграет (в том числе и материальном плане) от создания ТОР, а кто по обыкновению останется ни с чем.

Дмитрий НИКАНОРОВ

Читаем по теме:

Часть 1. Суета вокруг кремния https://dmytrynikanorov.livejournal.com/67622.html

Часть 2. "Будущее Новоуральска - жить в противогазе?" http://dmytrynikanorov.livejournal.com/38266.html

Часть 3. "Будущее Новоуральска - жить в противогазе?" (продолжение). http://dmytrynikanorov.livejournal.com/38637.html

Часть 4. "Кремний. Заговор молчания"  http://dmytrynikanorov.livejournal.com/38960.html

Часть 5. Ответы получены - вопросы остались https://dmytrynikanorov.livejournal.com/67906.html

Часть 6.  Ответ Прокуратуры https://dmytrynikanorov.livejournal.com/68231.html

Часть 7. О монетизации протеста https://dmytrynikanorov.livejournal.com/68368.html

Часть 8. Простые вопросы по кремнию https://dmytrynikanorov.livejournal.com/68857.html

Часть 9. Кремниевый кластер https://dmytrynikanorov.livejournal.com/68990.html

ПУБЛИКАЦИИ, ТОР, экология, 2016, Кремниевый кластер, Машков, Сутягинский, Новоуральск, Наша Городская Газета

Previous post Next post
Up